Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Методы педагогических измерений в образовании…………………….6
1.1. Метод тестирования в педагогических измерениях………………………....6
1.2. Метод анкетирования в педагогических измерениях………………………..9
1.3. Другие измерительные методы в системе образования…………………….15
Глава 2. Тест как средство контроля знаний у студентов……………………….19
2.1. Формы тестовых заданий…………………………………………………...22
2.2. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов………...28
2.3. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста…..….31
Заключения…………………………………………………………………………38
Список использованных источников……………………………………………..40
Гетерогенные
тесты бывают полидисциплинарными
и междисциплинарными[4].
1.2. Метод анкетирования в педагогических измерениях.
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).[8]
В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.
Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже - к различию содержания вопросов.
Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Анкетирование
применяется для установления текущего
состояния педагогического
Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.
В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.
Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц.
При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.
В зависимости от способа общения исследователя с респондентами различают личное и заочное анкетирование.
Различный характер процедуры личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование.
Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени.
При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно.
Заочное анкетирование характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя.
По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и раздаточное анкетирование. При внешне незначительных различиях эффективность этих видов анкетирования бывает далеко не одинаковой.
Почтовое анкетирование, сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.[21]
Раздаточное
анкетирование предусматривает личное
вручение анкеты респонденту, заполнение
ее на дому и возвращение любым способом.
Рис. 1.1. Виды анкетирования.
Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.
Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку").
Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются:
1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследователь;
2)
задачи исследования; теоретическое
и практическое значение
3) роль каждого респондента в решении поставленных задач;
4)
заверение в полной
5) правила заполнения анкеты;
6)
заверение в готовности
7)
способ возврата анкеты
К содержанию вводной части предъявляются три основных требования: оно должно быть ясным для любого респондента, должно возбудить желание отвечать на поставленные вопросы и в то же время быть предельно кратким.
Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые призваны дать решение задач исследования. Разработка этой части является наиболее сложной и ответственной.
Учитывая
психологию респондента, социологи
разработали трехступенчатую
Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения. Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.
В результате длительных дискуссий ученые пришли к выводу, что демографическая часть анкеты должна быть расположена в конце ее. Хотя не исключается расположение ее в начале анкеты или рассредоточение демографических вопросов среди других частей анкеты.
Знание классификации вопросов позволяет грамотно решить сложную задачу разработки вопросника. Наиболее распространенной классификацией вопросов является следующая (по В.И. Добренькову, 1972).
Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий. С помощью вопросов о фактах можно получить так называемую событийную информацию (В.А. Ядов, 1968), основанную на том, что знает и помнит респондент. Достоверность ответов на подобные вопросы сравнительно высокая, но она резко падает, если касается действий, которые заведомо не одобряются.[10]
Демографические вопросы, направленные на выяснение паспортных данных опрашиваемого.
Вопросы о мотивах отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку.
По характеру ситуации, которая создается формулировкой вопроса, различают безусловные и условные вопросы о мотивах.
Безусловные вопросы формулируются для реальной ситуации, в которой находится респондент. Например, вопрос "Нравится ли Вам профессия тренера?" сформулирован для ситуации, реальной для опрашиваемого.
Условные
вопросы формулируются для
Условные вопросы призваны уточнять, углублять мотивы прошлых, настоящих и будущих действий. По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.
Открытыми (или свободными) вопросами называют такие, на которые ответы могут быть даны в свободной форме.
Закрытыми вопросами называются такие вопросы, формулировка которых предполагает определенный набор вариантов ответов.
Простейшей формой закрытых вопросов является дихотомический вопрос, на который респондент должен ответить только "да" или "нет".
Другой формой закрытых вопросов являются вопросы с веером ответов. При формулировке их респонденту предлагается определить свой ответ из числа тех, которые имеются в анкете. Подобные вопросы делятся на вопросы, отражающие содержание ответа, и вопросы, требующие лишь количественной оценки.
Вопросы, отражающие содержание ответов, имеют набор развернутых ответов.
Вопросы, требующие количественной оценки, содержат набор ответов, позволяющих количественно выразить интенсивность мнения респондента.
Полузакрытые вопросы предусматривают наличие не только набора вариантов ответов, но и вариант типа "Другое".
Прямые вопросы предусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования.
Косвенные вопросы предусматривают получение от респондента информации через серию побочных вопросов, прямо не отвечающих задачам исследования, но позволяющих путем анализа составить определенное мнение о предмете интереса.
Фильтрующими вопросами считаются: а) вопросы обобщающего характера, при отрицательном ответе на которые респондент освобождается от ответов на последующие (детализирующие) вопросы, и б) вопросы, "отсекающие" мнения и оценки некомпетентных респондентов.
Контрольные вопросы направлены на проверку правильности ответов, раскрывающих основную идею исследования, и поэтому помогают повысить степень достоверности получаемой информации. Контрольные вопросы, как правило, формулируются в виде открытых и косвенных вопросов.
1.3. Другие измерительные методы в системе образования.
К таким методам можно отнести следующие: метод учета, группа методов сбора и изучения информации, метод рейтинговой и аутентичной оценки, группа методов обработки и интерпретации данных.
Метод учета. Учет данных – метод регулярного отслеживания и фиксации факторов выполнения (невыполнения) субъектами образовательного процесса необходимой работы, ее объема результатов, динамики образовательных достижений, проявлений активности и творчества в труде и коллективной отметкой в табелях выявленных показателей для каждого лица и отдельной группы. Учет различных данных в образовании проводится для эффективного оперативного управления учебно-воспитательным процессом. Он помогает активизировать, повышать эффективность педагогической деятельности, обеспечивать внутренних и внешних пользователей достоверной информацией о промежуточных и итоговых результатах деятельности участников учебного процесса, как в отдельных образовательных учреждениях, так и в целом во всей образовательной системе государства.[9]
Информация о работе Методы измерения как средство контроля знаний учащихся