Методы научно-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: Изучить и рассмотреть такие методы педагогических исследований как традиционные, психологические, социологические, математические и тестирование проективные методы.
ЗАДАЧИ: Раскрыть методы педагогических исследования со всех значимых сторон и в более доступной форме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Метод научно-педагогических исследований………………………….4
2.Традиционно-педагогические методы………………………………….5
2.1.Наблюдение………………………………………………………………5
2.2.Изучение опыта………………………………………………………….5
2.3.Анализ школьной документации………………………………………6
2.4.Изучение продуктов ученического творчества………………………6
3.Беседа – как традиционный метод педагогических исследований….8
4.Педагогический эксперимент…………………………………………….9
4.1.Виды экспериментов……………………………………………………10
5.Педагогическое тестирование……………………………………………12
6.Методы изучения коллективных явлений………………………………13
7.Колличественные методы в педагогике…………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.18 Кб (Скачать файл)

 Надежность  экспериментальных выводов прямо  зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе. Принимая во внимание множество влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса причин, соблюсти это требование на практике очень трудно.  

Проводимые  педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам - направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и  т. д.

 

 

4.1.Виды экспериментов.  

В зависимости  от цели, которую преследует эксперимент, различают:

  1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;
  2. проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
  3. созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

 

  Чаще всего  выделенные виды эксперимента применяются  не изолированно, а составляют неразрывную  последовательность. Констатирующий эксперимент, называемый иногда также методом  срезов, ориентирован обычно на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или  достигнутых параметров. Главная  цель - зафиксировать реалии. Они  будут исходными для преобразующего эксперимента, в котором обычно ставится цель создать и проверить эффективность  новых методов, которые могут, по замыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. Обычно для  достижения устойчивого педагогического  эффекта необходимы длительные созидательные  усилия; рассчитывать на немедленное  улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится.  

По месту  проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.  

Среди модификаций  естественного эксперимента выделим  параллельный и перекрестный эксперименты.   

Если  нужно проверить какой-либо частный  вопрос или если для получения  необходимых данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной  аппаратуры), эксперимент переносится  в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские  условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Конечно, естественный эксперимент ценнее лабораторного, так как он ближе к реальной действительности. Однако в связи с тем, что здесь берутся естественные факторы во всей их сложности, возможность избирательной и точной проверки роли каждого из них резко ухудшается. Приходится идти на дополнительные затраты и переносить исследование в лабораторию, чтобы влияние неконтролируемых факторов, побочных причин свести к минимуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Педагогическое тестирование  

Слово "тест" в переводе с английского означает задачу, испытание. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического  процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.   

Тестирование - далеко не новый, но до последнего времени  мало применяемый в отечественной  педагогике метод исследования. Еще  в 80-90-е гг. прошлого века исследователи  начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению  так называемого испытательного эксперимента - исследования с помощью  тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б.Анри и А. Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединилась (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).  

Если  говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, укажем прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.  

Обычно  тестирование как метод исследования сливается с практическим тестированием  текущей успеваемости, выявлением уровня обученное™, контролем качества усвоения учебного материала. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть. Но большинство тестов находится между этими крайностями. В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат небольшое количество вопросов. Обычно в таких заданиях от 5 до 10 вопросов.

 

 

6. Методы изучения коллективных явлений   

Процессы  воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими.   

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.  

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Пройдя через первые неудачи и Разочарования (в анкетах школьников "полный ажур", а в реальной жизни - почти  такой же "полный провал"), педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков.  

Сейчас  в педагогических исследованиях  широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные иурезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Одна из разновидностей широко применяемых педагогами анкет - так называемая "полярная" анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные листы для самооценки и оценки других.  

Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалльную шкалу: Организованный 5 4 3 2 1 Неорганизованный Трудолюбивый 5 4 3 2 1 Ленивый Одаренный 5 4 3 2 1 Малоспособный Число баллов в таких анкетах может быть различным. Часто применяются двенадцатибальные шкалы, имеющие по шесть градаций положительного и отрицательного проявления исследуемого призрака: минимальное -6 -5 -4-3-2-1 О +1 +2 +3 +4 +5 +6 максимальное. Опрашиваемый обводит кружочком соответствующий балл по принципу: 5 - очень организован, 4 - организован, 3 - чаще организован, чем неорганизован, 2 - неорганизован, 1 - очень неорганизован.   

Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой  вопрос - такой ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: "Сколько  времени ты ежедневно тратишь  на приготовление домашних заданий?" - составитель анкеты ухе провоцирует  определенный тип ответа. Кто из нерадивых учеников, работаюших не в полную силу, признается в своей  лени? Наши воспитанники прекрасно  знают, какие ответы удовлетворят наставников, а поэтому анкетные опросы чаще всего  дают не реальную, а иллюзорную, ожидаемую  картину. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые завуалированные вопросы, чтобы  ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты. Можно разрешить ребятам давать расширенные Ответы на общие вопросы. В первом случае анкета разрастается до необъятных размеров и мало кто  хочет ее заполнять, а во втором - напоминает ученическое сочинение  на заданную тему. Обработка анкет  в обоих случаях затрудняется, метод теряет одно из своих существенных преимуществ.  

Кроме профессиональных исследователей анкетами часто и  охотно пользуются учителя, классные руководители для изучения самых разнообразных  вопросов. Но не стоит применять "самодельные", плохо разработанные анкеты, лучше  отдать предпочтение профессионально  составленным опросникам. Анкетирование  непременно сочетается с другими  методами исследования.  

Широко  используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: "С кем бы ты хотел..." (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.). На каждый вопрос дается три "выбора": "Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе; потом напиши фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и, наконец, третью фамилию - в соответствии с теми же условиями". В результате у одних членов коллектива - наибольшее число выборов, у других - наименьшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать "срезы", характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество - возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм (рассматриваются в курсе психологии), а также количественная обработка результатов.

 

 

 

7. Количественные методы в педагогике   

Качество- это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом; качество традиционно раскрывается с помощью описания признаков.   

Анализируя  качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных  явлений принадлежит данное и  в чем его специфика. Затем  устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств.  

Освоение  мира начиналось с качественного  познания. Человек без особых трудностей постигал качественное своеобразие  вещей, успешно пользовался полученными  знаниями. Но вскоре практика потребовала  выявления у одинаковых в целом  вещей различных свойств и  сравнения разнокачественных величин  по общему свойству. Так была осознана необходимость измерений и вычислений.   

Качественное  и количественное в явлениях окружающего  мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.   

До последнего времени педагогическая наука оставалась на качественном уровне. В ней хорошо просматривается эмпирическая часть, отражающая богатейший материал наблюдений и экспериментов; есть теоретические  обобщения, завершающие систематизацию материала. Но пока нет третьей логической части, характеризующей развитую науку, - математической. Известно: наука только тогда достигает совершенства, когда  ей удается пользоваться математикой. Дополняя качественные представления  о своем предмете формализованными обобщениями, педагогическая теория приобретает  необходимую строгость и устойчивость.   

На пути количественного исследования педагогических явлений стоит немало препятствий. Наверное, самое слабое среди них - традиции, сложившиеся в прошлом.. Педагоги, сформировавшиеся на описательной науке, противятся неизвестному им количественному  подходу. Среди гораздо более  крупных "камней преткновения" - природа  и характер педагогических явлений. Они неметричны. Точнее, неметричными они нам кажутся, потому что у  нас пока нет измерителей этих явлений. Классический математический аппарат не приспособлен для анализа  явлений такой сложности, как  педагогические.  

Преодолевается  это препятствие двумя способами: с одной стороны, попытками представить  явления в таком упрощенном виде, который доступен для анализа  традиционными математическими  методами, с другой - разработкой  и применением новых способов формализованного описания. Появляясь, новые методы сразу привлекают к  себе пристальное внимание специалистов.   

Информация о работе Методы научно-педагогических исследований