Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:20, контрольная работа
ЦЕЛЬ: Изучить и рассмотреть такие методы педагогических исследований как традиционные, психологические, социологические, математические и тестирование проективные методы.
ЗАДАЧИ: Раскрыть методы педагогических исследования со всех значимых сторон и в более доступной форме.
Введение………………………………………………………………………3
1.Метод научно-педагогических исследований………………………….4
2.Традиционно-педагогические методы………………………………….5
2.1.Наблюдение………………………………………………………………5
2.2.Изучение опыта………………………………………………………….5
2.3.Анализ школьной документации………………………………………6
2.4.Изучение продуктов ученического творчества………………………6
3.Беседа – как традиционный метод педагогических исследований….8
4.Педагогический эксперимент…………………………………………….9
4.1.Виды экспериментов……………………………………………………10
5.Педагогическое тестирование……………………………………………12
6.Методы изучения коллективных явлений………………………………13
7.Колличественные методы в педагогике…………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………….19
Необходимо
различать два основных направления
в использовании количественных
методов в педагогике: первое - для
обработки результатов
Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).
Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.
Шкалы наименований - самые "слабые" шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т. д.
В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения "больше" и "меньше", общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа "выше ростом", "больше пятерок", "меньше пропусков" и т. д.
"Сильные" шкалы - интервальная и шкала отношений - обладают всеми положительными качествами "слабых" шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, "сильные".
Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа - расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.
Подавляющее
большинство созданных ныне педагогических
моделей относится к
Моделирование
в дидактике успешно
Математизация педагогики
несет в себе огромный гносеологический
потенциал. Она не только избавляет
науку от одностороннего качественного
описания, но и устраивает строгую
ревизию достигнутому, предоставляя
для этого объективные методы
проверки и более совершенный
язык. Для полного успеха формализации
должны быть непременно соблюдены важные
условия: ясная непротиворечивая гипотеза,
основанная на доказанных наукой положениях;
следующая за ней модель, включающая
необходимое число переменных; "проигрывание"
этой модели, а затем заполнение
ее экспериментальными фактами, отшлифованными
объективной мерой. Эта последовательность
и составляет логическую цепочку
диалектических переходов от явления
к его математическому
Заключение
Подводя итоги краткой характеристики методов педагогических исследований можно сделать следующие выводы:
Список используемой литературы
3.Л.П. Крившенко. Педагогика. М.: Проспект, 2005.
4.Д.Кун. Основы психологии. М.: Олма-Пресс, 2002.
5.Психология . Словарь. Под
общей редакцией А.В.
6.Н.В. Самоукина. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос,2000.
7.А.Л. Свенцицкий. Социальная психология. М.: Проспект, 2004.
8.Словарь-справочник по педагогике. Под общей редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004.
Информация о работе Методы научно-педагогических исследований