Методы научно-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: Изучить и рассмотреть такие методы педагогических исследований как традиционные, психологические, социологические, математические и тестирование проективные методы.
ЗАДАЧИ: Раскрыть методы педагогических исследования со всех значимых сторон и в более доступной форме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Метод научно-педагогических исследований………………………….4
2.Традиционно-педагогические методы………………………………….5
2.1.Наблюдение………………………………………………………………5
2.2.Изучение опыта………………………………………………………….5
2.3.Анализ школьной документации………………………………………6
2.4.Изучение продуктов ученического творчества………………………6
3.Беседа – как традиционный метод педагогических исследований….8
4.Педагогический эксперимент…………………………………………….9
4.1.Виды экспериментов……………………………………………………10
5.Педагогическое тестирование……………………………………………12
6.Методы изучения коллективных явлений………………………………13
7.Колличественные методы в педагогике…………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.18 Кб (Скачать файл)

Необходимо  различать два основных направления  в использовании количественных методов в педагогике: первое - для  обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации  учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями статистический метод. В его пределах широко применяются следующие конкретные методики:  

Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).  

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).  

Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.  

Шкалы наименований - самые "слабые" шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т. д.  

В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения "больше" и "меньше", общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа "выше ростом", "больше пятерок", "меньше пропусков" и т. д.  

"Сильные"  шкалы - интервальная и шкала отношений - обладают всеми положительными качествами "слабых" шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, "сильные".  

Все более  мощным преобразующим средством  педагогических исследований становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа - расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.  

Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относится к дидактическим  явлениям. Воспитательные процессы, на которые прежде всего надо направить  гносеологический луч моделирования, исследуются на моделях явно недостаточно. Причиной тому невероятная сложность  приложить которую к реальной практике будет невозможно.  

Моделирование в дидактике успешно применяется  для решения следующих важных задач:

  • оптимизации структуры учебного материала;
  • улучшения планирования учебного процесса;
  • управления познавательной деятельностью;
  • управления учебно-воспитательным процессом;
  • диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

 

  Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Она не только избавляет  науку от одностороннего качественного  описания, но и устраивает строгую  ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный  язык. Для полного успеха формализации должны быть непременно соблюдены важные условия: ясная непротиворечивая гипотеза, основанная на доказанных наукой положениях; следующая за ней модель, включающая необходимое число переменных; "проигрывание" этой модели, а затем заполнение ее экспериментальными фактами, отшлифованными объективной мерой. Эта последовательность и составляет логическую цепочку  диалектических переходов от явления  к его математическому описанию.

 

Заключение

Подводя итоги краткой характеристики методов  педагогических исследований можно  сделать следующие выводы:

современная педагогика как  наука использует целую систему  способов, приемов, принципов и подходов для теоретического и практического  исследования проблем воспитания и  обучения;

каждый отдельный из приведенных в данной работе методов  выполняет свою специфическую роль, помогает изучению лишь отдельных сторон педагогических явлений. Для всестороннего  же изучения этих явлений применяется  все совокупность рассмотренных  методов;

педагогика как любая  наука развивается благодаря  внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся  методов. Наряду с традиционными  методами в педагогические исследования внедряться и новые методы, заимствованные из других наук - социологии, психологии, естествознания и прочие, что открывает  новые возможности для развития педагогики. Ибо как писал И.П. Павлов - …с каждым шагом методики вперед как бы поднимаемся ступенью выше, с которой открывается нам  все более широкий горизонт с  невидимыми ранее предметами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 1 - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 576с.

2.Харламов И.Ф. Педагогика. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Высшая  школа, 1990 - 576с.

3.Л.П. Крившенко. Педагогика. М.: Проспект, 2005.

4.Д.Кун. Основы психологии. М.: Олма-Пресс, 2002.

5.Психология . Словарь. Под  общей редакцией А.В. Петровского.  М.: Политиздат, 1990.

6.Н.В. Самоукина. Психология  и педагогика профессиональной  деятельности. М.: Экмос,2000.

7.А.Л. Свенцицкий. Социальная  психология. М.: Проспект, 2004.

8.Словарь-справочник по  педагогике. Под общей редакцией  П.И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004.

 


Информация о работе Методы научно-педагогических исследований