Методы приобщения школьников к культурным ценностям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Русский философ и педагог Сергей Иосифович Гессен говорил, что цель образования - это «культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщён человек».
Для начала необходимо определиться с понятием «культурные ценности». Что же это такое? Культурные ценности – достояния определённой этнической, социальной группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств. Т.е это картины, скульптуры, архитектурные, литературные произведения. Чтобы школьники были знакомы с основными шедеврами нашей русской и мировой культур в школьном курсе есть предмет «Мировая художественная культура». Но меня как предметника интересует вопрос о том, как на уроках русского языка приобщать школьников к культурным ценностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы приобщения школьников к культурным ценностям.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

Методы приобщения школьников к культурным ценностям

Русский философ и педагог  Сергей Иосифович Гессен говорил, что цель образования -  это «культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщён человек».

Для начала необходимо определиться с понятием «культурные ценности». Что же это такое? Культурные ценности – достояния определённой этнической, социальной группы, которые могут  быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов  искусств. Т.е это картины, скульптуры, архитектурные, литературные произведения.  Чтобы школьники были знакомы  с основными шедеврами нашей  русской и мировой культур  в школьном курсе есть предмет  «Мировая художественная культура». Но меня как предметника интересует вопрос о том, как на уроках русского языка приобщать школьников к  культурным ценностям.

Реализация целей обучения русскому языку достигается в  процессе формирования и развития следующих  предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой. Данные компетенции представлены в стандарте среднего общего образования по русскому языку. По моей теме нас интересует компетенция культуроведческая. Формирование культуроведческой компетенции, помимо лингвистической и коммуникативной, – сложнейшая задача учителя на уроке обучения языку. Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции обучающихся, обогащение их словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере. Реализация культуроведческого подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности, которые в последние годы всё чаще встречаются в методике преподавания русского языка. Это, например, такие термины и понятия, как культуроведческий фон урока, культуроведческий текст, искусствоведческий текст и другие.

Методы использования  культуроведческого материала на уроках русского языка

Самым простым и экономным  способом изучения культуроведческого материала является включение его в рассказ учителя. Учитель сам дает учащимся культуроведческие сведения, причем они могут как предшествовать основному изучаемому материалу, так и логически завершать урок. Возможно также вкрапление культуроведческих сведений в ткань урока, их рассредоточенная подача по мере необходимости пояснения того или иного языкового факта, явления.

Включение культуроведческого материала делает рассказ учителя более ярким, запоминающимся, активизирует учащихся, позволяет глубже освоить изучаемую тему, прикоснуться к народным истокам.

Эффективным способом использования  культуроведческих сведений на уроке является работа с культуроведческими текстами. Главное здесь – умело отобрать тексты по объему, определить их культуроведческую и воспитательную ценность, доступность для понимания учащихся, грамотно организовать работу с ними, продумав систему заданий.

Интересным методом использования  культуроведческого материала на уроках русского языка являются сообщения учеников, выступающих в роли «историка», «архитектора», «экскурсовода», «искусствоведа», «репортера» и т.д. С помощью выступлений учащихся учитель решает важную задачу урока – накопление фоновых знаний, которыми ученики будут оперировать в ходе урока и в процессе выполнения возможной творческой работы.       Давая задания учащимся, учитель указывает литературу, помогает в составлении плана будущего выступления. Подготовленное сообщение учитель обсуждает с учеником и дает указания по содержанию и форме изложения культуроведческого материала. Учащийся выступает на уроке лишь после тщательной отработки текста сообщения.

Невозможно обойтись без  культуроведческих сведений на некоторых уроках развития речи (описание памятника, сочинение по картине, подготовка к публичному выступлению и т.д.). При выполнении данного вида работ предполагается, что ученик должен опираться на свои фоновые знания, которых зачастую просто нет, либо они отрывочные и далеко не полные. Уроки, в ходе которых мы работаем над тем или иным культурным явлением, должны восстановить и накопить этот вид знаний.

Таким образом, мы выделяем основные способы создания культуроведческого фона на уроке:

  1. Сообщение учителя.
  2. Комментарии по ходу урока.
  3. Подготовленные выступления учащихся.
  4. Работа с культуроведческим материалом.
  5. Использование средств наглядности.

Общие цели уроков, направленных на формирование культуроведческой компетенции:

  1. Воспитывать бережное отношение к традициям русского народа, его культуре.
  2. Пробудить в детях чувство принадлежности к своему народу, учить опираться на опыт старших поколений.
  3. Формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.

Из вышеперечисленного видно, что воспитательные цели на таких уроках становятся не менее важными, чем образовательные.

Особенности данных уроков состоят в следующем:

  1. Содержание урока ориентировано на национальные ценности русского народа.
  2. Подача фоновых культурологических сведений рассредоточена на протяжении всего урока.
  3. Русский язык на уроке выступает в качестве ключа понимания отечественной культуры.
  4. Немаловажное значение имеет создание определенной ауры урока, которая достигается соответствующим оформлением кабинета, параллельностью эмоционального воздействия музыки и изобразительного искусства, проникновенного слова учителя, специально подобранными культуроведческими текстами.
  5. Главная роль на уроке отводится совместной деятельности учителя и учеников, в ходе которой личное восприятие каждого обогащается дополнительными ассоциациями, смыслами.
  6. Сознание атмосферы тепла и доверия дает возможность обучающимся высказывать собственное мнение, озвучивать новые идеи. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на этапах восприятия  и закрепления нового материала.
  7. В конце урока обязательна рефлексивная деятельность учащихся, основное ее содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценки. При завершении работы возможно пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
  8. Задания на дом целесообразно дифференцировать, дать возможность заинтересованным ученикам проявить свои творческие способности.
  9. Побуждение к дальнейшему активно-творческому освоению культурного наследия нации происходит путем послеурочной творческой деятельности, подведения итогов творческих конкурсов, проведения выставок и т.д.

678uiРеализация культуроведческого подхода предполагает использование базовых компонентов культурологической направленности. Знание терминов необходимо учителю-словеснику для ориентации в научно-методическй литературе. Рассмотрим некоторые из них.

Культуроведческий концепт осмысливается как сугубо национальный  специфический образ культуры, воплощенный в слове. Он отражает особенности сознания русского человека, вызывает определенные чувства, ассоциации. Примером также слов-концептов могут служить слова «душа», «дух», «воля народа», «судьба», «храм», «смирение» и т.д.  Количество концептов невелико, однако духовная культура любого общества не может обойтись без использования слов-концептов, например: Родина, любовь, вера.

Артефакты – это материализованное произведение культуры (произведение живописи, скульптуры, музыкальные произведения, изделия декоративно-прикладного искусства ). Артефакт – носитель ценностного представления-образа, в связи с этим он представляет широкие возможности для знакомства с внеязыковой деятельностью, отраженной в объектах культуры.

Фоновые знания – это те сведения, которые известны всем членам национальной общности. Сообщение учащимся или восстановление их фоновых знаний особенно необходимо, если учитель на уроке обращается к историко-культурному прошлому страны (произведениям литературы, артефактам). Фоновые знания конкретизируются в в фоновой лексике, в словах, содержащих культурный компонент (рать, ратники, щлем, кольчуга, копье).

Основным средством представления  общеизвестных культурно-языковых сведений в речи являются прецедентные тексты (от латинского «идущий впереди», «предшествующий»). Это тексты хрестоматийные, общеизвестные, воспроизводимые в другом художественном произведении, в речи людей высокой речевой и общей культуры. Это тексты, «имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные … широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников».

К прецедентным текстам, наряду с художественными, относятся библейские тексты, произведения устной народной словесности и публицистики историко-философского и политического звучания. Прецедентные тексты заключают в себе признанные ценности национальной и мировой культуры, передают духовный мир автора высказывания.

Культуроведческий фон урока предполагает использование текстового и наглядного материала, отражающего важные стороны духовной культуры русского народа. Он может создаваться исполнением национальных музыкальных произведений, демонстрацией произведений отечественного изобразительного искусства, показом предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Важным компонентом системы  приобщения учащихся к культуре народа является культуроведческий текст. Цель культуроведческих текстов – расширять культурный кругозор обучаемых, служить образцом высказывания, обогащать речь учащихся словами с культурными компонентами, лексикой, используемой в социально-культурной среде.

Под культуроведческим текстом понимается текст художественного, научно-популярного, публицистического стиля, отражающий историко-культурные ценности народа, эстетичный по содержанию, структуре и лексической наполненности.

Разновидностью культуроведческого текста является искусствоведческий текст, созданный художником, искусствоведом, педагогом, в котором непосредственно описывается (интерпретируется) содержание того или иного произведения искусства, оцениваются достоинства или критикуются недостатки конкретного произведения (артефакта).

Теперь перейдём от теории к практике. На уроках русского языка  для приобщения к культурным ценностям  необходимо изучение следующих культуроведческих разделов:

Раздел 1. Язык как национальная культурная ценность

Сущность понятия «культура», взаимосвязь языка и культуры, языка и истории. Язык как выражение души народа, его взглядов, обычаев, менталитета.

Раздел 2. Единицы языка с национально-культурным компонентом значения

Слова с национально-культурным компонентом значения, культурные концепты. Этимология слов-концептов. Базовые  концепты как основы национальных образов  и символов.

Фразеологизмы как носители культурно-национальной информации, фразеологизмы  – символы, отражающие национальные представления о каком-либо явлении. Классификация фразеологического  состава русского языка на группы с точки зрения проявления в них  реалий материальной и духовной культуры народа.

Отражение в пословицах и  поговорках народного сознания, представлений  о мире, бытовых и исторических реалий. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах (урок-практикум).

Раздел 3. Прецедентные тексты как отражение национальной культуры

Понятие «Прецедентный текст». Тексты художественные, библейские, публицистические в качестве прецедентных. Прецедентные фразы, имена (национальные, интернациональные), ситуации.

Раздел 4. Русский речевой этикет

Этикет и речь. Речевой этикет

Происхождение и значение слова «этикет», назначение русского этикета, взаимосвязь речевой культуры с общей культурой человека и  общества. Факторы, определяющие выбор и использование формул речевого этикета (социальный статус человека, профессия, национальность, вероисповедание, возраст, пол, характер).

Невербальные  средства общения 

Экстралингвистические (невербальные) компоненты коммуникации. Роль жестов и мимики в речевом общении, семантика  и стилистика различных жестов, их интенсивность. Национальные особенности  мимики, жестов, жестикуляции, тактильных контактов.

Формулы русского речевого этикета 

Функции обращения (вокативная – привлечение внимания, указание на возраст, пол и т.д., содержание оценки, экспрессии). Особенность обращения в русском языке, критерии выбора тех или иных форм обращения. Существование и употребление местоимений «ты» и «вы» как характерная особенность русского речевого этикета. Проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке (гражданин – товарищ – господин – мужчина?). 

Информация о работе Методы приобщения школьников к культурным ценностям