Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:17, статья
Русский философ и педагог Сергей Иосифович Гессен говорил, что цель образования - это «культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщён человек».
Для начала необходимо определиться с понятием «культурные ценности». Что же это такое? Культурные ценности – достояния определённой этнической, социальной группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств. Т.е это картины, скульптуры, архитектурные, литературные произведения. Чтобы школьники были знакомы с основными шедеврами нашей русской и мировой культур в школьном курсе есть предмет «Мировая художественная культура». Но меня как предметника интересует вопрос о том, как на уроках русского языка приобщать школьников к культурным ценностям.
Национально-культурная специфика русского речевого этикета
Стереотипы русского речевого поведения. Отражение в формулах речевого этикета традиций народа, особенностей национального менталитета. Слово (речь) – выразитель духовного и нравственного идеала народа.
Раздел 5. Культура межнационального общения
Особенности национального языкового менталитета. Диалог культур, культурный шок как следствие незнания культуры другого народа. Культурная перцепция (восприятие традиций и ценностей чужой культуры), ее формы (толерантность, ксенофобия, шовинизм, расовая и национальная нетерпимость); культурный плюрализм (терпимость к представителям другой культуры) Взаимообогащение языков народов России.
Изучение культуроведческих тем попутно с языковыми
Языковая тема |
Культуроведческая тема |
Содержание, основные термины и понятия культуроведческой направленности |
Письмо. «Я Вам пишу» |
Эпистолярный жанр – зеркало души автора и эпохи |
Специфика эпистолярного жанра: содержание и стиль письма, структура, его оформление, о чем «говорят» письма История письма |
Описание предмета «И светла от берез Россия» |
Береза – символ нашей Родины |
Береза как один из национальных символов русского народа |
Диалог |
Этикет телефонного разговора |
Формулы речевого этикета в телефонном разговоре |
Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» |
Неделя – от слова «не делать». О чем говорят названия дней недели |
Смысл названий слова «неделя» и дней недели, их взаимосвязь |
Описание помещения |
Русский дом: жизнь и судьба |
Роль дома, его устройство и образ жизни в русской культурной традиции |
Составление устного публицистического высказывания о происхождении имен «Что в имени тебе моем?» А.С. Пушкин |
История русских имен |
Имена собственно русские и заимствованные, христианские, «по святцам», изменения русских имен на протяжении истории |
Устное публичное высказывание о произведении народного промысла «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» |
Матрешка – символ русского характера |
Национальная игрушка, соединение
в ней базовых русских Русские народные промыслы |
Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» «По имени и житие» П.Флоренский |
Русская антропонимия |
Функция прозвищ в Древней Руси (различение тезок) Оценочные русские имена |
Речевое общение Умение общаться как важная часть культуры человека |
Требования этики, эстетики и традиции как основа культурного общения. |
Вежливость как качество личности, в основе которого лежит чувство собственного достоинства и чуткого отношения к другим Этимология слова «вежа». Различные
оттенки воспитанности ( Тактичность как компонент культуры общения |
Нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения |
Этичность речевого общения |
Приличия, определяющие формы приветствия; использование форм благодарности, извинения; правила знакомства и представления Формулы проявления и Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения этичности речевого общения |
Основные жанры разговорной речи Беседа, спор «Спорь, но не вздорь!» |
Этикет беседы и спора |
Правила ведения беседы, ее организация, умение слушать и слышать, понимать собеседника, необходимость уважать чужое мнение Ситуации, когда возникают споры, дискуссии, этикет их ведения Народные традиции и этикет ведения бесед, их характер |
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) |
Храм Василия Блаженного – памятник национальной культуры России |
Храм как часть культурного наследия нашей страны, храм Василия Блаженного – память о культурном событии (взятии Иваном Грозным Казани) и о святом Василии Блаженном |
Публицистическое выступление об истории своего края «Пошехонец? Да, горжусь! Пошехонье – это Русь» А.М. Иванов |
Историческое прошлое родного края |
Происхождение названия родной деревни, города, история основания, герб, его символика, выдающиеся люди родного края, памятники культуры и истории |
Публицистическое выступление на общественно-значимую тему «Смирись, праздный человек, и прежде всего поработай на народной ниве» |
Основополагающие факторы |
Идеал русской души, духовность как неотъемлемое качество русского народа, то, что делает его величавым, великим |
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационально-го общения народов России и стран СНГ |
Русский язык как средство межнационального общения |
Роль русского языка как инструмента
взаимопонимания между |
Русский литературный язык – основа национального русского языка |
Взаимосвязь языка и литературы |
Русский язык – язык великой словесно-художественно Воплощение национального |
Виды упражнений и заданий, направленные на формирование культуроведческой компетенции
Для реализации содержания культуроведческой компетенции в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта по русскому языку должны быть предложены специальные упражнения и задания, опираясь на которые учитель сможет достичь поставленных целей, сформировать необходимые умения и навыки. Мы полагаем, что, прежде всего, следует переосмыслить (расширить, дополнить) работу с уже существующими в учебниках русского языка упражнениями, а также необходимо ввести в практику новые типы заданий, подобрать соответствующие тексты, содержание которых отвечает задаче формирования культуроведческой компетенции.
I.Работа с культурными концептами
Мы считаем очень значимой в процессе формирования культуроведческой компетенции работу, направленную на раскрытие культурных концептов. Набор ключевых концептов и их содержание определяют национальную специфику языка и культуры того или иного народа, поэтому важнейшие из них должны быть представлены, раскрыты на уроках русского языка (такие, например, как «радость», «душа», «воля», «дом», «судьба»).
Мы предлагаем дать школьникам
представление о специфике
Аналитические упражнения
Синтетические упражнения
Синтетические упражнения
Аналитические упражнения
Аналитические упражнения
Синтетические упражнения
Синтетические упражнения
Аналитические упражнения
II.Работа с фразеологизмами
Работа с фразеологизмами как носителями национально-культурной информации, безусловно, также очень важна для формирования культуроведческой компетенции школьников. Мы предлагаем общий план изучения фразеологизмов с национально-культурной маркировкой.
Ниже приводятся виды заданий и упражнений в соответствии с видами деятельности учащихся.
Информация о работе Методы приобщения школьников к культурным ценностям