Методы приобщения школьников к культурным ценностям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Русский философ и педагог Сергей Иосифович Гессен говорил, что цель образования - это «культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщён человек».
Для начала необходимо определиться с понятием «культурные ценности». Что же это такое? Культурные ценности – достояния определённой этнической, социальной группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств. Т.е это картины, скульптуры, архитектурные, литературные произведения. Чтобы школьники были знакомы с основными шедеврами нашей русской и мировой культур в школьном курсе есть предмет «Мировая художественная культура». Но меня как предметника интересует вопрос о том, как на уроках русского языка приобщать школьников к культурным ценностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы приобщения школьников к культурным ценностям.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

Национально-культурная специфика русского речевого этикета 

Стереотипы русского речевого поведения. Отражение в формулах речевого этикета традиций народа, особенностей национального менталитета. Слово (речь) – выразитель духовного  и нравственного идеала народа.

Раздел 5. Культура межнационального общения

Особенности национального  языкового менталитета. Диалог культур, культурный шок как следствие  незнания культуры другого народа. Культурная перцепция (восприятие традиций и ценностей чужой культуры), ее формы (толерантность, ксенофобия, шовинизм, расовая и национальная нетерпимость); культурный плюрализм (терпимость к  представителям другой культуры) Взаимообогащение языков народов России.

Изучение культуроведческих тем попутно с языковыми

Языковая тема

Культуроведческая тема

Содержание, основные термины и  понятия культуроведческой направленности

Письмо.

«Я Вам пишу»

Эпистолярный жанр – зеркало  души автора и эпохи

Специфика эпистолярного жанра: содержание и стиль письма, структура, его  оформление, о чем «говорят» письма

 История письма

Описание предмета

«И светла от берез Россия»

Береза – символ нашей Родины

Береза как один из национальных символов русского народа

Диалог

Этикет телефонного разговора

Формулы речевого этикета в телефонном разговоре

Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе»

Неделя – от слова «не делать». О чем говорят названия дней недели

Смысл названий слова «неделя» и  дней недели, их взаимосвязь

Описание помещения

Русский дом: жизнь и судьба

Роль дома, его устройство и образ  жизни в русской культурной традиции

Составление устного публицистического  высказывания о происхождении имен

«Что в имени тебе моем?» А.С. Пушкин

История русских имен

Имена собственно русские и заимствованные, христианские, «по святцам», изменения  русских имен на протяжении истории

Устное публичное высказывание о произведении народного промысла

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

Матрешка – символ русского характера

Национальная игрушка, соединение в ней базовых русских ценностей: материнства, семьи, единства, душевного  тепла, покровительств, заботы о близких

Русские народные промыслы

Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»

«По имени и житие»

П.Флоренский

Русская антропонимия

Функция прозвищ в Древней Руси (различение тезок)

Оценочные русские имена

Речевое общение

Умение общаться как важная часть  культуры человека

Требования этики, эстетики и традиции как основа культурного общения.

Вежливость как качество личности, в основе которого лежит чувство  собственного достоинства и чуткого  отношения к другим

 Этимология слова «вежа». Различные  оттенки воспитанности (корректность, любезность, деликатность), их функции  в общении

 Тактичность как компонент  культуры общения

Нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения

Этичность речевого общения

Приличия, определяющие формы приветствия; использование форм благодарности, извинения; правила знакомства и  представления

 Формулы проявления и выражения  внимательности, любезности в традициях  народов нашей страны и мира

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения этичности речевого общения

Основные жанры разговорной  речи

 Беседа, спор

«Спорь, но не вздорь!»

Этикет беседы и спора

Правила ведения беседы, ее организация, умение слушать и слышать, понимать собеседника, необходимость уважать  чужое мнение

 Ситуации, когда возникают споры,  дискуссии, этикет их ведения

 Народные традиции и этикет  ведения бесед, их характер

Публицистическое сочинение о  памятнике культуры (истории)

Храм Василия Блаженного – памятник национальной культуры России

Храм как часть культурного  наследия нашей страны, храм Василия  Блаженного – память о культурном событии (взятии Иваном Грозным Казани) и о святом Василии Блаженном

Публицистическое выступление  об истории своего края

«Пошехонец? Да, горжусь!

Пошехонье – это Русь» А.М. Иванов

Историческое прошлое родного  края

Происхождение названия родной деревни, города, история основания, герб, его  символика, выдающиеся люди родного  края, памятники культуры и истории

Публицистическое выступление  на общественно-значимую тему

«Смирись, праздный человек, и прежде всего поработай на народной ниве»

Основополагающие факторы русского национального характера

Идеал русской души, духовность как  неотъемлемое качество русского народа, то, что делает его величавым, великим

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационально-го общения народов России и стран СНГ

Русский язык как средство межнационального общения

Роль русского языка как инструмента  взаимопонимания между представителями  различных лингвосообществ в РФ

Русский

литературный язык – основа национального  русского языка

Взаимосвязь языка и литературы

Русский язык – язык великой словесно-художественной культуры

 Воплощение национального самосознания  русского народа в произведениях  художественной литературы


 

Виды упражнений и заданий, направленные на формирование культуроведческой компетенции

Для реализации содержания культуроведческой компетенции в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта по русскому языку должны быть предложены специальные упражнения и задания, опираясь на которые учитель сможет достичь поставленных целей, сформировать необходимые умения и навыки. Мы полагаем, что, прежде всего, следует переосмыслить (расширить, дополнить) работу с уже существующими в учебниках русского языка упражнениями, а также необходимо ввести в практику новые типы заданий, подобрать соответствующие тексты, содержание которых отвечает задаче формирования культуроведческой компетенции.

I.Работа с культурными концептами

Мы считаем очень значимой в процессе формирования культуроведческой компетенции работу, направленную на раскрытие культурных концептов. Набор ключевых концептов и их содержание определяют национальную специфику языка и культуры того или иного народа, поэтому важнейшие из них должны быть представлены, раскрыты на уроках русского языка (такие, например, как «радость», «душа», «воля», «дом», «судьба»).

Мы предлагаем дать школьникам представление о специфике русских  культурных концептов с помощью  следующих приемов и связанных  с ними типов упражнений.

  1. Установление лексического значения слова

Аналитические упражнения

  1. Как вы понимаете значение данного слова?
  2. Сопоставьте толкование данного слова, приведенное в различных словарях.
  3. Выявите многозначность слова на основе данных словосочетаний и предложений.
  4. Обретает ли дополнительное значение слово в данном контексте? Какое?

Синтетические упражнения

  1. Узнайте слово по данному толкованию его лексического значения.
  2. Составьте словарную статью слова с извлечением его значения из данных словосочетаний и предложений.
  3. Составьте несколько словосочетаний (предложений), в которых данное многозначное слово было бы употреблено в различных значениях.
  4. Коннотативный комментарий, связанный с ассоциациями, которые слово вызывает у носителей русского языка

Синтетические упражнения

  1. Какие ассоциации у вас возникают в связи с данным словом? Составьте ассоциативное поле.
  2. Какого цвета это слово? Нарисуйте свои впечатления, связанные с данным словом. (Это может быть рисунок, если концепт – реалия внешнего мира – дом или цветограмма, если концепт – абстрактное понятие – радость).
  3. Какие звуковые ассоциации у вас возникают в связи с данным словом?
  4. Обратитесь к воспоминаниям, связанным с данным словом, и запишите два – три предложения о…
  5. Выяснение этимологии слова

Аналитические упражнения

  1. Каковы ваши версии происхождения данного слова?
  2. Обратитесь к этимологическому словарю и выясните происхождение данного слова.
  3. Сопоставьте данные материалы (версии о происхождении слова) и сделайте вывод, какое из приведенных слов было «прародителем» исследуемого слова?
  4. Подбор однокоренных слов, синонимов и антонимов

Аналитические упражнения

  1. Объясните значение родственных слов исходя из значения данного слова.
  2. Все ли однокоренные к данному слова являются общеупотребительными?
  3. Являются ли данные слова синонимами? Подчеркните доминанты.
  4. Проанализируйте текст, в котором употребляются слова – синонимы (антонимы). В чем особенности их употребления, являются ли они полными или контекстуальными?
  5. Можно ли заменить указанное слово его синонимом в данном контексте? Определите разницу в значении и употреблении слов.

Синтетические упражнения

  1. Подберите однокоренные слова к данному слову.
  2. Назовите синонимы (антонимы) к данному слову.
  3. Подберите и запишите к данному слову синонимы (антонимы), в том числе контекстуальные.
  4. Включите данные слова – синонимы в контекст, приняв во внимание оттенки их значения.
  5. Вставьте в пропуски нужные по смыслу слова, ответ мотивируйте.
  6. Учет семантических отношений с другими словами родной культуры

Синтетические упражнения

  1. Какие главные (опорные) слова и выражения вы употребите, рассказывая о…
  2. Составьте словосочетание и предложение со словом в определенном значении.
  3. Составьте словарь речевых оборотов с данным словом. (Можно по заданным схемам: сущ. + гл.; прил. + сущ. и т.д.)
  4. Подберите эпитеты к данному слову (можно подбирать эпитеты, передающие форму, запах, цвет, состояние, восприятие и т.д.)
  5. Входит ли данное слово в состав несвободных сочетаний? Каких?
  6. Семантизация культурного компонента значения слова (бытовые, исторические, литературные ассоциации и т.д.)

Аналитические упражнения

  1. Как отражены в слове представления русского народа о… (доме, семье, радости)?
  2. Каким образом запечатленные в слове сведения отражают своеобразие истории, культуры, быта, национальной психологии русского народа?
  3. Что вкладывает русский народ в понятие…, о каких ценностях оно говорит?
  4. Какова роль … в жизни русского человека?
  5. Как вы понимаете значение следующего высказывания: «Слово тянет за собой все свое прошлое»? Объясните на примере рассматриваемого слова.

 

II.Работа с фразеологизмами

Работа с фразеологизмами  как носителями национально-культурной информации, безусловно, также очень  важна для формирования культуроведческой компетенции школьников. Мы предлагаем общий план изучения фразеологизмов с национально-культурной маркировкой.

  1. Знакомство с наиболее употребительной и стилистически нейтральной формой фразеологизма, а также с вариантами его употребления (редкие, устаревшие).
  2. Толкование слов, входящих в состав фразеологизма.
  3. Изъяснение прототипа фразеологизма, его прямого значения.
  4. Семантизация фразеологизма (выяснение его переносного значения), его лексическая синонимия.
  5. Возможность использования фразеологизма (стилистические указания), установление типичной ситуации говорения.
  6. Установление фразеологической синонимии (антонимии).
  7. Приведение (по возможности) пословиц, крылатых слов, сопряженных с данным фразеологизмом.
  8. Коннотативный комментарий, связанный с ассоциациями, которые фразеологизм (явление, стоящее за ним) вызывает у носителей русского языка.
  9. Создание зрительного ряда к фразеологизму.

Ниже приводятся виды заданий  и упражнений в соответствии с  видами деятельности учащихся.

  1. Анализ готовых фразеологизмов (культурно – исторический комментарий).
  2. Как отражены представления русского народа о семье и родственных связях в данных фразеологизмах? (Свой брат, наш брат, седьмая вода на киселе; Иван, не помнящий родства).
  3. Как в народной памяти отразились исторические события, запечатленные в следующих фразеологизмах: прорубить окно в Европу; пропал, как швед под Полтавой, как Мамай прошел, потемкинские деревни.
  4. С какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения: заткнуть за пояс, спустя рукава, лясы точить, вольному воля, канитель тянуть, заговаривать зубы, бить челом?
  5. Замена фразеологизма на слово или словосочетание с прямым значением.
  6. Подберите лексический синоним к данным фразеологизмам: зарубить на носу – запомнить, бить баклуши - …, куры не клюют - …, наложить вето - …, коптить небо - …, обвести вокруг пальца - ….
  7. Замените фразеологизм синонимичным словосочетанием: филькина грамота, стреляный воробей, топорная работа.
  8. Подбор синонимов (антонимов) к фразеологизму.
  9. Подберите фразеологизмы-антонимы к данным: душа нараспашку, и швец и жнец и в дуду игрец, душа в душу, у черта на куличках, кровь с молоком.
  10. Кто больше знает фразеологизмов-синонимов? (Фантазировать – витать в облаках, строить воздушные замки, искать жар-птицу, освободиться – разорвать цепи, сбросить ярмо, разогнуть спину, обманывать - …).
  11. Группировка фразеологизмов.
  12. Распределите фразеологизмы на группы в зависимости от значения, дайте названия группам: бить баклуши, горит в руках, засучив рукава, валять дурака, палец о палец не ударить, считать ворон, точить лясы, своротить гору, брать быка за рога.
  13. Прочитайте фразеологические обороты, постарайтесь определить их происхождение. Выпишите по группам в зависимости от происхождения. Дайте их толкование. (Попал как кур во щи, овчинка выделки не стоит, хоть кол на голове теши, ищите и обрящете, а Васька слушает да ест, Содом и Гоморра, играть первую скрипку).
  14. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполните таблицу.

Информация о работе Методы приобщения школьников к культурным ценностям