Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:09, курсовая работа
Актуальность темы. С конца XIX века мир предметов вытесняется миром процессов. Стремительно совершенствуются технологии во всех областях науки и техники, количество информации удваивается каждые 15 лет.
Такой лавинообразный процесс накопления информации и необходимость соответствующей реакции предъявляет высокие требования к человеку. Усилия, которые он вынужден приложить при этом, предполагают изменение его личностных характеристик.
Поэтому сегодня так актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать правильный выбор, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.
Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сжато, сформулированы цели и задачи истории, как школьного учебного предмета в целом и каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составление тематического планирования, в котором содержание разбивается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Обязательными его компонентами, должны быть название темы и перечень ее образовательно-воспитательных и развивающих задач.4
Готовясь к уроку по данной теме, учитель, прежде всего, определяет его цели. Это наиболее трудный и важный момент подготовки. Всесторонне проанализировав содержание учебного материала, подлежащего изучению на данном уроке, определив его место в теме, разделе и курсе, учитель формулирует основную, содержательную идею урока, которую должны усвоить учащиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и его усвоению. Она обусловлена необходимостью воспитания и развития учащихся. Конкретные воспитательные и развивающие цели
Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приемы, соответствующие содержанию учебного материала и уровню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития учащихся и их умений, отмеченных программой для данного класса.
Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в котором записываются тема, цели, дидактическое оборудование, структурные элементы урока с указанием их основного содержания и характера деятельности учащихся. Если планируется опрос, то формулируются основные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия карточек. При изучении нового материала планируется содержательная последовательность и деятельность учащихся по ходу его изложения учителем или программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации.
Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательным указанием ее времени. Нерациональная трата учебного времени чаще всего происходит при опросе из-за неумения учителя ясно и четко ставить вопросы и неумения учащихся выполнить задание или ответить на вопрос. Иногда вместо того чтобы помочь ученику наводящими вопросами, напоминанием, показом, учитель выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в трудной и непонятной для ученика формулировке. Особенно четко по времени должны планироваться демонстрации наглядных средств обучения через ТСО, строго учитываться их обучающая эффективность.5
В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока или его части, хода обсуждения выполненного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т. п.
Определяя домашнее задание, учитель не только должен указать номер очередного параграфа, но обязательно разъяснить, на что в содержании учебника и иллюстративного материала надо обратить особое внимание, на какие вопросы подготовить ответы, что следует твердо запомнить, какую литературу можно дополнительно почитать по содержанию урока и т. д.
В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Полноценный урок отличается реализацией в единстве задач образования, воспитания и развития учащихся.
1.2 Личностно-ориентированные педагогические технологии на уроках истории.
Активные методы обучения,
формирование обстановки
Кластер графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое слово, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Может использоваться на разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Пример: при изучении темы «Реформы Петра I» - история России 7 класс, учащиеся составили кластер, в котором отображались основные реформы данного времени и их значение.
Синквейн - нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, причем этот дидактический прием может использоваться как на этапе изучения понятия, так и на этапе рефлексии. Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к историческому событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме.
Синквейн |
1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна |
2 строка – 2 прилагательных, характеризующих ключевое слово | |
3 строка – 3 глагола, показывающие действия понятия | |
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию | |
5 строка – одно слово,
через которое человек |
Пример: «Новая история 1500 - 1800» 7 класс, тема «Усиление королевской власти в XIV – XVвв. Абсолютизм в Европе». Синквейн, использован на этапе изучения понятия:
Прием «Инсерт» или пометки на полях, особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» - то, что осталось непонятным, вызывает желание узнать подробнее.
Эвристическая беседа - диалоговая форма общения учителя и учащихся, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно, усилиями всего класса под руководством учителя. В отличие от повторительно-обобщающей беседы, для ответов на эвристические вопросы школьникам недостаточно вспомнить и воспроизвести изученный ранее материал. Учитель, применяя эвристическую беседу, рассчитывает не только на умение учеников анализировать предъявленную информацию, но и на их интуицию, творчество, озарение. Этот прием логически продолжает проблемное изложение, когда школьники не могут самостоятельно найти способ решения проблемной задачи. Привожу пример такой беседы.
Урок истории Древнего
мира в 5 классе по теме «В
гаванях афинского порта Пирей»
Трёхчастный дневник - ученики делят тетрадь на 3 колонки, озаглавленные соответственно: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал». На 1 этапе урока заполняется только первая колонка, остальные две по мере продвижение от одного этапа урока к другому.
Тема «В городе богини Афины» 5 класс. Что мы уже знаем по этой теме? Заполняем первую колонку. О чём мы ещё не говорили, что касалось бы жизни в Афинах? (заполняем вторую колонку)
Итак, в результате работы с документами, беседы, просмотра слайдов что вы узнали нового для себя? ( заполняем третью колонку)
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
Афины – самый крупный полис в Аттике 594 г. до н.э. реформы Солона
в Афинах – стала |
Почему Афины называли сердцем Греции?
статуя богини Афины, статуя Ники бескрылой и т.д.
Храмы - Парфенон, Эрехтейон, Ники Бескрылой, Пропилеи, колонны трёх стилей - ионического, дорического, коринфского. |
Три главных района города. Что такое Агора, Акрополь Ремесло Краснофигурные и чернофигурные сосуды |
Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках истории - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной формами, которые действуют в органическом единстве.
Использование
наглядных средств обучения и,
прежде всего, условно – географических
(карт, схем) может стать прекрасной
базой для развития
«Природно – географические условия Древней Греции»
Страна |
Местоположение |
Природные особенности | |||
Древняя Греция |
На юге Европы, юг Балканского полуострова |
Окружена морями: Ионическим, Эгейским, наличие заливов, бухт – хорошие условия для мореплавания, рыболовства, морской торговли |
Горная страна, горы крутые и обрывистые, изолируют области друг от друга, полезные ископаемые |
Полноводных рек нет, отсутствует внутреннее судоходство |
Недостаточное количество земли для выращивания зерновых культур и пастбищ скоту |
Глава 2. Развитие творческого потенциала у учащихся средней школы на уроках истории.
2.1 Виды деятельности обучаемых при изучении курса истории Средних веков.
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отношений и общественного поведения.7
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С.Каганом, Н.Е.Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:
- познавательная деятельность,
которая расширяет кругозор
- трудовая деятельность,
направленная на создание, сохранение,
приумножение материальных
Информация о работе Методы развития творческих способностей у учащихся средней школы