Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:09, курсовая работа
Актуальность темы. С конца XIX века мир предметов вытесняется миром процессов. Стремительно совершенствуются технологии во всех областях науки и техники, количество информации удваивается каждые 15 лет.
Такой лавинообразный процесс накопления информации и необходимость соответствующей реакции предъявляет высокие требования к человеку. Усилия, которые он вынужден приложить при этом, предполагают изменение его личностных характеристик.
Поэтому сегодня так актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать правильный выбор, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.
- художественная деятельность,
развивающая эстетическое
- спортивная деятельность,
культивирующая здоровый образ
жизни, формирующая силу, выносливость,
пластичность и красоту
- общественная деятельность,
которая содействует
- ценностно-ориентационная
деятельность, направленная на рациональное
осмысление общечеловеческих и
социальных ценностей мира, на
осознание личностной
- коммуникативная деятельность,
осуществляемая как досуг
Существуют и другие классификации видов деятельности: игровая деятельность, совместная деятельность, научная деятельность, речевая деятельность, предметная деятельность.8
В разные периоды возрастного развития содержание деятельности школьников и соотношение ее различных видов изменяется. Появление психических новообразований обусловлено характером ведущего для того или иного возраста вида деятельности. Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочетанию всех видов деятельности. Для овладения достижениями человеческой культуры, отмечал А.Н.Леонтьев, каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями .
Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитательными возможностями. Однако каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Одна деятельность не может заменить другую, а тем более - все остальные. Поэтому при организации педагогического процесса целесообразно использовать комплекс деятельностей
2.2 Деятельность
как фактор развития
При изучении раздела «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте, по нашему мнению, эффективны такие виды деятельности, как: познавательная (учебная), художественная (творческая) и игровая.
Познавательная деятельность выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний. На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в открыто коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности. Например, на уроке по теме «Особенности культуры Средневековой Европы» для активизации познавательной деятельности учащихся необходима постановка проблемного вопроса: Что нового привнесла культура эпохи средневековья в развитие мировой культуры? Или, как элемент средневековой культуры проявляются в современном обществе? При ответе на поставленные вопросы, у учащихся развивается мышление, аналитические способности.9
Творческой деятельностью называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. Детское творчество – это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. В младшем школьном возрасте к указанным видам деятельности присоединяется самостоятельная постановка ребенком познавательных и исследовательских задач, формулирование гипотез, самостоятельный поиск их решения. Творческая деятельность тесно связана с интеллектуальным и личностным развитием детей. Поэтому основными средствами развития творческой деятельности является стимуляция познавательной активности детей, их знакомство с различными сферами предметного и социального мира, формирование адекватной возрасту ведущей деятельности, устойчивых интересов, настойчивости, инициативности, самостоятельности]. При изучении темы «Средневековая живопись. Искусство витража» можно предложить учащимся нарисовать эскиз витража для средневекового собора на один из библейских сюжетов. Выполнение этого вида задания требует технической подготовки учителя. Нужны краски, фломастеры, карандаши, кисточки, бумага. В ходе выполнения задания, у учащихся развивается воображение, творческие способности. Такие задания вызывают повышенный интерес учащихся.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Примером игровой деятельности является инсценирование средневекового фарса (Пр. Фарс «О чане») на уроке по теме «Театр и литература Средневековья». Это задание помогает развить у учащихся память и творческие способности. Учащиеся погружаются в атмосферу Средневековья, запоминают особенности театрального искусства Средневековой Европы.
Таким образом, можно выделить основные виды деятельности, подходящие для изучения раздела «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте. Познавательная, художественная и игровая деятельности помогают развить у учащихся память, внимание, мышление, творческие способности; помогают вызвать интерес к изучению предмета.
2.3 Проектная деятельность
учащихся как метод
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Учащимся предлагается создать проект «Художественная культура Средневековой Европы». Постановка проблемы: каким образом догматы христианской церкви повлияли на развитие художественной культуры Средневековой Европы. Идея проекта: собрать материал о европейском средневековье и представить его с использованием современных информационных технологий: создать слайд-шоу по художественной культуре, напечатать журнал «Художественная культура Средневековой Европы». Класс делиться на несколько групп, каждая группа отвечает за свое направление: архитектура, музыка, живопись, скульптура, литература и театр. Каждая из групп должна вычленить наиболее яркое, значимое, характеризующее направление и оформить материал в виде журнальной страницы. Формируемые умения и навыки: организация исследовательски-поисковой работы по отбору и систематизации материала, отвечающего на основной вопрос: каким образом догматы христианской церкви повлияли на развитие художественной культуры Средневековой Европы, овладение приемами массмедиа при проведении поисковой работы и оформления журнала. 10
Заключение
Познавательные и творческие возможности учащихся - это основные процессы и качества человека, которые способствуют всестороннему развитию личности учащихся, а также успешному осуществлению учебной деятельности. Под руководством учителя ребята открывают для себя сущность и значение тех или иных законов и явлений, которые уже открыты наукой. Учебная деятельность по истории, состоящая из разнообразных заданий, дискуссий, игр творческого характера во многом способствует развитию познавательных возможностей учащихся. Данные способности у каждого ребенка выражены по-разному: одни ребята лучше запоминают учебный материал, другие - воспринимают зрительно, а у третьих лучше работают мыслительные процессы. Задача учителя состоит в выявлении этих особенностей учащихся и в стремлении полноценно их развивать.
Работа с историческими источниками имеет огромное значение для развития познавательных возможностей учащихся, так как представляет собой возможность практического ознакомления учащихся с методом исторического исследования. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда учащиеся осуществляют знакомство с внешним видом документа. Источник делает рассказ учителя ярким и живым, а выводы более убедительными. Также ценность документа состоит в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких картин и образов прошлого, создает ощущение духа эпохи. Работа с историческим источником должна быть интересной, увлекательной и направленной на стремление понять источник, увидеть за ним реалии прошлого. Для этого нужно использовать все известные методические приемы и средства, которые могут заинтересовать учащихся.
Еще в конце 30-х годов XX века В.Н. Бернадский писал о том, что введение документа в преподавание истории позволяет преподавателю знакомить учащихся с методом исторического знания и его источниками, что способствует сближению истории как учебного предмета с историей как наукой.
Систематическая активизация познавательной и творческой самостоятельности учащихся при изучении правовых вопросов на уроках истории и обществознания способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, их умений формулировать и отстаивать свое мнение, формированию потребности в самообразовании; учащиеся полнее и глубже знают материал, более осознанно и свободно оперируют им, умеют применять теоретические знания к анализу событий, решению задач, сравнивать, анализировать, делать выводы. Для более полного и углубленного усвоения правового материала необходимо развитие умений учащихся работать с различными видами документов, проведение практических занятий, решение познавательных задач, проведение ролевых игр, дискуссий, развитие навыков самостоятельной работы учащихся.
Учебная деятельность учителя и учащихся дает положительные результаты, если отвечает целям и содержанию обучения, познавательным и творческим возможностям учеников и протекает в органическом единстве.
В обучении главной является учебная деятельность учащихся, так как обучение - это в конечном итоге познание учениками содержания учебного предмета. Чтобы добиться успеха в обучении истории, нужно учитывать данные педагогики, методических и психологических исследований в решении проблемы, чему учить и как учить.
Список используемой литературы и источников.
Источники:
1 Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984. .
2. Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. – М.: Просвещение, 1986.
3. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1978.
Литература:
1. Баранов Педагогика -М. Просвещение: 1981
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989
3. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе -М, 1968
4. Вагин А. А. Методика
преподавания истории в
1999
2002
7. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000
Интернет ресурсы :
http://www.pedlib.ru/Books/1/
http://www.gumer.info/
http://pedagogikabooks.ru/
http://podelise.ru/docs/index-
http://padabum.com/d.php?id=
1 Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. с 54
2 Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. с 67
3 Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. – М.: Просвещение, 1986. с 45
4 Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. – М.: Просвещение, 1986.с 56
5 Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. – М.: Просвещение, 1986.с 63
6 Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1978.с 34
7 Cластенин В.А. Педагогика -М.: Издательский центр "Академия с. 243
с. 340
9 Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе -М, 1968с. 975
10 Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Педагогика, 1968.
Информация о работе Методы развития творческих способностей у учащихся средней школы