Метод проектов на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

В ходе нашего исследования нами была поставлена цель – подготовка теоретической базы для внедрения метода проектов на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы и разработка примеров практического применения метода проектирования на уроках технологии.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются задачи:
• выявить возможные проблемы при начале использования метода проектов на уроках технологии;
• предложить возможные пути решения данных проблем;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Проектные творческие технологии обучения ………………….
1.1. Актуальность использования метода проектов на уроках технологии…………………………………………………………
1.2.Современные творческие методы проектирования ………...
1.3. Применение метода проектов ………….................................
1.4. Содержание метода проектов……………………………….
Глава 2. Практическое применение метода проектирования на уроках технологии на примере пошива поясного изделия……………………….
2.1. Теоретическая база проекта ……………................................
2.2. Ход проекта. …………….........................................................
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. Гаврилова Н. группа 93-96..doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Проектные творческие технологии обучения ………………….

6

 

1.1. Актуальность использования метода проектов на уроках технологии…………………………………………………………

6

 

1.2.Современные творческие методы проектирования ………...

9

 

1.3. Применение метода проектов ………….................................

13

 

1.4.  Содержание метода проектов……………………………….

24

Глава 2. Практическое применение метода проектирования на уроках технологии на примере пошива поясного изделия……………………….

30

 

2.1. Теоретическая база проекта ……………................................

30

 

2.2. Ход проекта. …………….........................................................

31

Заключение……………………………………………………………………..

42

Список литературы…………………………………………………………….

44


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из ведущих тенденций  реформирования общего образования  выступает гуманистическая парадигма, предполагающая создание условий для  проявления индивидуальности, выявление  и оптимальное развитие творческих возможностей личности. Приоритетной задачей общего образования становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников школы.  
В современных условиях необходима выработка новых подходов и решений для определения правильной стратегии формирования творческих способностей человека.

Для этого целесообразно  прогнозирование развития сферы  человеческой деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях на основе критического анализа имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующих научных разработок и рекомендаций.  
Таким образом, одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Метод проектов не является новым направлением в технологии. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.

Под проектом в образовательной  области «Технология» понимают самостоятельную, творческую, завершенную работу, выполненную  под руководством учителя.

Уровень современного производства определяют информация и творчество.

Сегодня объективно существует противоречие между ростом требований к творческому проявлению человека и подготовленностью школьных учителей к формированию творческих качеств личности. Это противоречие может быть разрешено, если учителя технологии будут подготовлены к эффективному использованию проектно-творческому методу обучения школьников.

В процессе проектной  деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают  основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технология игры.

Актуальности темы исследования связана с возрастающим интересом современной науки к изучению методов проектов, представляющим обширное поле деятельности для самостоятельной научно-исследовательской работы.

Следует указать на то, что объектом данного исследования является метод проектов на уроках технологии.

В качестве предмета нашего исследования выступает методика выполнения творческих проектов по технологии.

В ходе нашего исследования нами была поставлена цель – подготовка теоретической базы для внедрения метода проектов на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы и разработка примеров практического применения метода проектирования на уроках технологии.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются задачи:

  • выявить возможные проблемы при начале использования метода проектов на уроках технологии;
  • предложить возможные пути решения данных проблем;
  • составить на основе данной информации теоретический и практический планы применения метода проектов на уроках технологии.

Методы исследования: обзор, реферирование, анализ научной и методической литературы по теме, синтез полученной информации.

Теоретическая значимость состоит в обобщении большого круга общепедагогических и методических достижений по использованию метода проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Практическая  значимость заключается в представлении конкретных рекомендаций и методик по реализации методов проекта на уроках технологии, которые могут быть использованы на практике.

Структура работы включает в себя следующие части: введение, теоретическая глава, представленная в трех параграфах, где рассматриваются теоретические основы изучения метода проектов на уроках технологии. Вторая (практическая) часть представляет обзор рекомендаций, а в качестве обобщения представлены методики проектирования. Итог проделанной работы подводится в заключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЕКТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Актуальность  использования метода проектов  на уроках технологии

Современная школа представляет собой сложный развивающийся  механизм. России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют  значительных изменений и модернизации российского образования .

Модернизация образования  затрагивает различные сферы  деятельности общеобразовательной  школы, в том числе и разработку принципиально новых методов  технологического образования.

Основа предмета «Технология», практическая деятельность учащихся, направленная на получение какого-либо продукта, путем преобразования материала, информации, энергии. На уроках применяются различные способы получения продукта труда, требующие знания технологические, политехнические, эргономические, социально-экономические, а для усвоения столь широкого спектра знаний необходимо применение наиболее эффективных способов обучения, таких как развивающее, проблемное, метод проектов.

Внедрение на уроках технологии метода проектов открывает большие возможности для более качественного усвоения материала. При создании учеником творческого проекта решается сразу несколько педагогических задач:

  • формируется чувство ответственности за принятые решения, самостоятельность;
  • способность работать в группе;
  • анализировать свою деятельность;
  • оценивать полученный результат;
  • способность применить на практике полученные знания, при чем знания, полученные не только на уроках технологии, но и на других уроках.

Таким образом, метод  проектов выводит образовательный процесс обучения на уровень интеграции предметов, что опять-таки решает часть педагогических задач: умение учащегося обобщать, синтезировать, сопоставлять полученные данные. Умение учеником описать процесс создания проекта, защитить его и провести презентацию проекта, способствует достижению воспитательных целей, формирует нравственные, эстетические, экологические, экономические качества личности. Также метод проектов развивает коммуникативные навыки ученика. В целом весь процесс создания творческого проекта формирует компетентностные знания у ребят, чего так не хватает при традиционном обучении.

Компетентностный подход в обучении развивает деятельную, творческую личность, что довольно актуально, при выполнении нового социального заказа к сфере  образования.

Повышение эффективности применения информационных и интернет-технологий в образовательном процессе – одно из основных направлений проектной деятельности. Обучение школьников компьютерной грамотности, основам информационной культуры есть требование времени, поскольку характер развития, приобретения и распространения знаний в наше время меняется, открываются новые возможности для обновления и содержания образования, и методов преподавания. В школе практически любая проектная деятельность, подразумевает применение компьютерных технологий, и учитель информатики становится центральной фигурой этого процесса. Объективная тенденция состоит в переходе учителей информатики в новый статус – координаторов информационных технологий.

Образовательная область  «Технология» была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году для формирования у учащихся жизненно важных основ технологических знаний и умений применять их в различных сферах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности. Егоров В.И. Методика преподавания технологии. М., 2005. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, позволяющий школьникам системно овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда). Технологическое образование в школе призвано внести свой весомый вклад в подготовку молодого поколения, способного активно жить в современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого насыщена взаимодействием со средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Умея работать с необходимыми в  повседневной жизни вычислительными  и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, обучающийся приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира.

Таким образом, важным показателем  общекультурного уровня современного человека является его информационная культура – умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и эффективно пользоваться имеющимися информационными системами: искать, получать, накапливать, обрабатывать, собирать информацию с помощью компьютера.

На настоящем этапе развития российского общества настало время отойти от «классического» формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Исследовательские и творческие методы должны играть ведущую роль. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности.

1.2 Современные  творческие методы проектирования

В общеобразовательных  учреждениях имеется возможность  смоделировать в обобщенном виде производственные отношения нового века и показать место и роль проектного творчества и личности в социуме. Педагогически эффективно моделировать такие ситуации, которые будут побуждать школьников к созданию новых технических, технологических и социальных решений, внедрение которых принесет ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим учащимся, школе и другим организациям. Такая постановка вопроса очень актуальна в новых экономических условиях.

При проведении уроков важнейшее значение имеет проблема профессионального самоопределения молодежи. В условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения.

Актуально проведение комплексной  педагогической работы, позволяющей  определить базовый компонент творческого  начала профессионального самоопределения  молодежи с позиций системно-структурного подхода и педагогики сотрудничества как основополагающего механизма формирования личности в учебном процессе.

На уроках проектирования следует  привлекать внимание учащихся к гуманитарной составляющей развития постиндустриального общества, чтобы они научились определять по специальной литературе значимые потребности общества в различных сферах жизнедеятельности, формировать цели творческой деятельности, удовлетворяющие эти потребности, вычленять этапы творчества, концентрировать внимание на выявлении и решении актуальных творческих проектных задач, сотрудничать с коллективом сверстников и учителем в работе по методу проектов, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом требований научной организации труда, видеть оптимальный конечный результат своей деятельности, использовать проверенные на практике технологии поиска новых решений. Современные школьники должны уметь оценивать собственные разработки с точки зрения экономической эффективности, общественно полезной значимости и экологической чистоты. Целесообразно сформировать у них навыки работы в новых экономических условиях, предприимчивость, социальную активность при внедрении собственных разработок.

Информация о работе Метод проектов на уроках технологии