Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
В ходе нашего исследования нами была поставлена цель – подготовка теоретической базы для внедрения метода проектов на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы и разработка примеров практического применения метода проектирования на уроках технологии.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются задачи:
• выявить возможные проблемы при начале использования метода проектов на уроках технологии;
• предложить возможные пути решения данных проблем;
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Проектные творческие технологии обучения ………………….
1.1. Актуальность использования метода проектов на уроках технологии…………………………………………………………
1.2.Современные творческие методы проектирования ………...
1.3. Применение метода проектов ………….................................
1.4. Содержание метода проектов……………………………….
Глава 2. Практическое применение метода проектирования на уроках технологии на примере пошива поясного изделия……………………….
2.1. Теоретическая база проекта ……………................................
2.2. Ход проекта. …………….........................................................
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Качественная подготовка учащихся к творческой трудовой деятельности в новых экономических условиях осуществима при условии освоения ими современных информационных технологий, реализация которых становится возможной при овладении навыками воспринимать, перерабатывать, продуцировать и использовать знаковую информацию.
На сегодняшний день известны многие
методы активизации процессов поиска
новых решений. Наиболее эффективным
из них для использования в
общеобразовательной школе
На уроках проектирования развитие творческой деятельности школьников осуществляется на основе овладения современными методами поиска и создания новых социальных, технических и технологических решений при соответствующей адаптации некоторых из них к возрастным особенностям учащихся. Система заданий формируется по нарастающей сложности. Переход от одного вида заданий к другому производится на основе учета тех возможностей, которыми располагает школьник, и тех, которые могут быть реализованы при активной помощи со стороны педагога. Например, учащийся не знает, как разрешить возникшее противоречие. Преподаватель с помощью контрольных вопросов: «Кто еще решал эту проблему?», «Чего он добился?», «Какие ложные толкования этой проблемы имели место?» (по Т. Эйлоарт) – помогает найти правильное, а иногда и единственно важное решение.
Использование современных
проектных методик предполагает
сотрудничество между отдельными школьниками
и учителями, а также использование
общественного опыта, научных и
технологических
Важнейшей является проблема целеполагания. Процесс творчества определяется конечной целью, которую школьник ставит перед собой, решая конкретную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с имеющимся этапным продуктом творчества учащийся корректирует собственную деятельность. Цель творческого поиска не обязательно должна быть материализована, она может оставаться и в виде идеи, что само по себе ценно и результативно.
Выбор педагогом для конкретного ученика метода создания новых решений эффективен, если он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьника. Строго личностный подход должен реализовываться при обучении школьников анализу и технологий с целью их усовершенствования. Доступными для понимания учащихся способами следует обучать видению противоречий в различных технических системах и технологиях.
В современных экономических
Особое внимание следует обратить на технологическое творчество учащихся, под которым понимается внесение элементов новизны в конкретную технологию или полная замена одной технологии на новую, более эффективную.
Имеющиеся опасения насчет того, насколько допустимо разрешать учащимся вносить изменения в технологическую дисциплину, снимаются, если преодоление противоречия между необходимостью соблюдать технологическую дисциплину и технологическим творчеством будет использоваться в качестве эффективного педагогического средства активизации творческого политехнического и экономического мышления.
Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой учащимися своего решения с позиций его эффективности и экономичности.
В качестве опорных можно порекомендовать следующие базовые знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества учащихся:
Технологическое творчество
доступно практически всем учащимся.
Но особенности личностного
Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества.
1.3 Применение метода проектов на уроках технологии
Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция
нового подхода к технологическому
образованию подразумевает знак
Реализация образовательной
функции технологии позволит учащимся
с помощью проектной
Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др.
Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция
метода проектов в технологическом
образовании состоит в
У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Каковы же основные отличия метода проектов от обычных занятий на уроках технологии (трудового обучения)? Главное – проектирование в этом случае рассматривается как целостный процесс, при этом проект должен иметь пять основных компонентов.
Другим важнейшим отличием метода проектов от классической методики преподавания трудового обучения является то, что все компоненты проекта находятся в работе по существу одновременно (в окончательном виде проект оформляется в определенной последовательности). Отсюда возникают сложности в подготовке и переподготовке учителей технологии:
Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.
Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.
Замена части тренировочных «псевдоприкладных» упражнений по обработке различных материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта (изготовления конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду.
При этом школьники в процессе проектирования добиваются следующих учебных результатов:
Таблица 1.
«РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ»
| ||||||||||||||||||
|
Практика свидетельствует, что метод проектов может быть реализован в нескольких вариантах:
Вариант 1:
1) учителем дается краткая формулировка задачи;
2) ученики выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
4) разрабатывают лучшую идею;
5) учатся определенным навыкам и умениям изготовления изделия;
6) планируют изготовление изделия;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 2:
1) ученики анализируют большое количество подобных изделий;
2) обсуждают достоинства и недостатки этих изделий;
3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
4) исследуют потребности в этом изделии;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;
6) выполняют упражнения, развивающие умения и навыки и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;
7) планируют изготовление изделия;
8) изготовляют изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
9) испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 3:
1) ученикам выдается какой-либо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;
2) ученики проводят исследования, определяют потребности в этих изделиях и потенциальных потребителей;
3) пишут краткую формулировку задачи;
4) проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
6) заканчивают разработку лучшей идеи;
7) составляют план изготовления изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;
8) изготавливают изделие, по мере необходимости внося изменения;
9) испытывают и оценивают изделие.
Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показала:
1. значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
2. школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность;