Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы - изучить метод проектов на уроке.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — применение метода проектов в обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования - деятельность будущего учителя в ходе педагогической практики станет более эффективной, если наряду с другими методами будет использован метод проектов.
Задачи исследования:
- изучить понятия «урок», «метод проектов»;
- ознакомиться с историей возникновения и развития метода проектов;
- проанализировать опыт педагогов, связанный с использованием метода проектов на уроках иностранного языка.
Этот тип проекта первоначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта [8].
По характеру координации проекты могут быть с открытой, явной координацией и со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты).
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте, в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
В таких проектах координатор выступает как полноправный участник проекта.
Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними (региональными) и международными.
Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона одной страны. (Это относится только к телекоммуникационным проектам)
Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их организации требуются средства информационных технологий [8].
По количеству участников проекта можно выделить проекты личностные, парные и групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
Что касается проектов средней
продолжительности или
Чрезвычайно важно, разрабатывая проект с учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, чётко осознавать его особенности. Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов [8].
Таким образом, было установлено, что проекты различаются по следующим типологическим признакам:
В соответствии с этими признаками выделяют следующие типы проектов:
Выводы по 1 главе
В ходе теоретического исследования проблемы было установлено следующее: урок – организационная форма обучения, которая обеспечивает обучение, воспитание и развитие постоянного состава учеников на протяжении определенного промежутка времени на основе изучения конкретной и одинаковой для всех темы.
Уроки делятся на следующие типы:
Метод проектов применяется при объяснении нового материала.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Этот метод был предложен американским философом Джонов Дьюи в XIX веке.
В России идеи проектного обучения возникли в начале XX века.
Проекты различаются по следующим типологическим признакам:
В соответствии с этими признаками выделяют следующие типы проектов:
Глава II. Анализ передового педагогического опыта
2.1. Метод проектов на уроке иностранного языка
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования, вызванные грандиозным скачком научно-технического прогресса, не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Они коснулись и преподавания такой дисциплины, как иностранный язык.
Во второй главе исследовательской работы проведен анализ опыта работы учителей, применяющих метод проектов в педагогической деятельности.
В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение [4].
Изучением использования метода проектов в обучении иностранному языку занимаются многие современные педагоги, в частности, Е.С. Полат. Она говорит о посреднической роли языка, как средства для формирования и формулирования мысли, выдвигая следующие заключения:
В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения [10].
Нами был проанализирован педагогический опыт Слюсарчук Ирины Виктороыны, учителя иностранного языка МБОУ Воршинской СОШ, села Воршино, Собинского района, Владимирская области [16].
Первые попытки использовать отдельные элементы проектной методики Слюсарчук И.В. предпринимает уже во втором классе, начиная с темы «Знакомство». Целью проекта «Знакомьтесь, это я!» является формирование умений речевого взаимодействия применительно к данной теме (умение рассказывать о себе, называя свое имя, возраст, страну, номер телефона; умение задавать соответствующие вопросы и т.д.).
На мотивационном этапе, используя медиатеку школы, дети знакомятся с другими детьми, далее им предлагается отправить видеописьмо в виде рассказа о каждом ученике. На подготовительном этапе с детьми обсуждается сценарий письма, актуализируются лексико-грамматические единицы, четко определяется порядок и текст выступлений, необходимое оформление. На операционном этапе дети прорабатывают свое выступление и оформляют его. Далее презентуют и оценивают результаты своей работы.
Причем уже с первого проекта учительница предлагает осуществлять дифференцированный подход. Так, сильным учащимся можно предложить стать интервьюерами, тогда само видеописьмо будет в виде ток-шоу, а слабым учащимся для облегчения высказывания можно предложить оформить рисуночное письмо с той же информацией.
Таким же образом во 2 классе выполняем проекты по теме «Моя семья».
В 3 классе проекты усложняются по форме и по содержанию, они продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы. Темы проектов в 3 классе: «Меню», «Открытка ко дню рождения», «Письмо».
Необходимо отметить, что со второго года проектной деятельности начинается обучение детей оценке проектных работ товарищей.
В 4 классе оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и PowerPoint). Ребята активно используют знания, полученные на уроках информатики, печатают текст, используя разные шрифты, размеры, цвет, выделяют заголовок, вставляют картинку или фото, составляют таблицы, простейшие презентации.
В 4 классе дети работают над проектами «Сказка», «Рассказ о каникулах в волшебной стране» и другими.
Таким образом, применение метода проектов на уроке иностранного языка приводит к эффективному результату, выраженному в следующем [16].
У каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, что обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка в средней школе.