Метод проектов на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной курсовой работы - изучить метод проектов на уроке.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — применение метода проектов в обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования - деятельность будущего учителя в ходе педагогической практики станет более эффективной, если наряду с другими методами будет использован метод проектов.
Задачи исследования:
- изучить понятия «урок», «метод проектов»;
- ознакомиться с историей возникновения и развития метода проектов;
- проанализировать опыт педагогов, связанный с использованием метода проектов на уроках иностранного языка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 57.51 Кб (Скачать файл)

Кроме того, метод проектов позволяет  интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более  увлекательным, более интересным, а  поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями  становятся успешными и востребованными  в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не как учебное задание, а как поощрение. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы [16].

 

 

 

2.2. Практические рекомендации

 

 

-  При использовании метода проектов учитель должен заранее тщательно готовиться к урокам. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект.

-  Проект требует тщательной подготовки, и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок [13].

-  Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются обучающимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны дети приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы; какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь.

-  Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло.

-  Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, происходит интеграция знаний [1].

- Поэтапная работа над проектом способствует успешной организации проектной деятельности.

-  На первом уроке учитель предлагает ученикам ту или иную ситуацию в любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую приготовленную (задуманную) в скрытом виде проблему, которую ученики должны «уловить» и сформулировать. Задача учителя – так показать ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировали проблему, но совершенно самостоятельно. Далее учитель предлагает попробовать найти способы решения этой проблемы и здесь можно задавать наводящие вопросы, которые не уведут детей слишком далеко от задуманного учителем сценария. Задача учеников – дать как можно больше аргументированных гипотез. Это метод «мозговой атаки». Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остается четыре-пять гипотез (по количеству задуманных учителем исследовательских групп). И вот тогда учитель предлагает каждой из групп взяться за работу по одной из этих гипотез (обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал). На этом же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательской группы обсудить возможные методы исследования, источники информации. Все предложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы, предложения.

-  В результате такого коллективного обсуждения предлагаемые методы исследования утверждаются. На протяжении последующих уроков учитель может работать даже по другим темам программы, но обязательно отводить часть урока на работу над данным проектом. Здесь могут использоваться разные методы. Основная поисковая деятельность происходит во внеурочное время. На уроке могут проводиться какие-то эксперименты, лабораторные работы, требующие специального оборудования, обсуждения в группах или коллективно и т.д.

-  На последнем уроке (двух уроках) происходит защита проектов. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет, какую систему и средства доказательств она представит. Учитель на таких уроках – практически сторонний наблюдатель. После защиты гипотезы группой остальные ребята имеют право, как оппоненты, задавать членам исследовательской группы любые вопросы по данной теме. Класс либо соглашается с представленной системой доказательств, либо высказывает сомнения в их достоверности или достаточности. Тогда группе предлагается либо продолжить исследование, либо принять другую точку зрения. Группа имеет право выбора. После того как все гипотезы нашли (или какая-то оказалась отвергнутой) свое подтверждение, ребятам предлагается заглянуть немного вперед и спрогнозировать новые проблемы, возникающие в результате полученных знаний.

-  Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д.) [17].

Таким образом, данные практические рекомендации значительно увеличат эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка.

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

 

В ходе практического исследования проблемы было выяснено, что применение метода проектов на уроке иностранного языка приводит к эффективному результату, выраженному в следующем.

У каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, что обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка в средней школе.

Кроме того, метод проектов позволяет  интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более  увлекательным, более интересным, а  поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями  становятся успешными и востребованными  в проектной деятельности. Без  принуждения учащиеся многократно  повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную  работу не как учебное задание, а  как поощрение. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные  навыки. Уже в начальной школе  ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы.

Приведенные выше практические рекомендации значительно увеличат эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Поставленная цель достигнута. Задачи в целом решены. Гипотеза подтвердится на педагогической практике. В процессе исследования обнаружены результаты: урок – организационная форма обучения, которая обеспечивает обучение, воспитание и развитие постоянного состава учеников на протяжении определенного промежутка времени на основе изучения конкретной и одинаковой для всех темы.

Уроки делятся на следующие типы:

  • комбинированный (смешанный) урок;
  • урок по изучению нового материала;
  • урок по закреплению и повторению знаний;
  • урок по обобщению и систематизации знаний;
  • урок по закреплению знаний;
  • урок по проверке знаний;
  • урок по работе над ошибками.

Метод проектов применяется при  объяснении нового материала.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Этот метод был предложен  американским философом Джонов Дьюи в XIX веке.

В России идеи проектного обучения возникли в начале XX века.

Проекты различаются по следующим типологическим признакам:

  • доминирующий в проекте метод или вид деятельности;
  • характер координации проекта;
  • характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира);
  • количество участников проекта;
  • продолжительность проекта.

В соответствии с этими  признаками выделяют следующие типы проектов:

  • исследовательские проекты;
  • творческие проекты;
  • приключенческие (игровые) проекты;
  • информационные проекты;
  • практико-ориентировочные проекты;
  • проекты с открытой (явной)/скрытой координацией;
  • внутренние (региональные)/международные;
  • личностные/парные/групповые проекты;
  • краткосрочные/средней продолжительности/долгосрочные проекты.

Применение метода проектов на уроке  иностранного языка приводит к эффективному результату, выраженному в следующем.

У каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, что обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка в средней школе.

Кроме того, метод проектов позволяет  интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более  увлекательным, более интересным, а  поэтому — более эффективным. Ребята с различными способностями  становятся успешными и востребованными  в проектной деятельности. Без  принуждения учащиеся многократно  повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную  работу не как учебное задание, а как поощрение. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы.

Приведенные выше практические рекомендации значительно увеличат эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Валеева Н.С. Проектная деятельность учащихся в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // http://13shcool.ax3.net/opit/inaz.doc
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология - М.: Народное образование, 2000. – 206 с.
  3. Джуринский А.Н. История педагогики и образования» - Спб.: Юрайт, 2010. – 688 с. 
  4. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2003. - №5, с.8-15
  5. Малафиик И.В. Дидактика: учебное пособие - К.: Кондор, 2009. - 406 c.
  6. Онищук В.А. Урок в современной школе: пособие для учителей – М.: Просвещение, 1981. – 191с.
  7. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. – 110 с.
  8. Полат Е.С, Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. (под ред. Полат Е.С.) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров - М.: Издательский центр Академия, 2008. – 272 с. 
  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, с.20-28; №3, с.21-26
  10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ [Электронный ресурс] // http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm
  11. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов − М.: АРКТИ, 2003. − 110с.
  12. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.
  13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений (6-е изд., испр. и доп.) - М.: АРКТИ, 2008. —80 с.
  14. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. (под ред. Сластёнина В.А.) Педагогика: пособие для высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2007. – 576 с.
  15. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. Второе, перераб., испр. и доп. – М.: Логос, 2002. – 304 с.: ил.
  16. http://iyazyki.ru - «Иностранные языки» (интернет-издание для учителя)
  17. http://nsportal.ru – Социальная сеть для работников образования
  18. http://www.proshkolu.ru - бесплатный школьный портал
  19. http://ru.wikipedia.org  - Википедия: свободная энциклопедия
  20. http://www.zavuch.info - Портал для работников образования

Информация о работе Метод проектов на уроке