Модели организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Модели организации обучения 6
Глава 2. Современные модели организации обучения 12
Заключительная часть 20
Список используемой литературы и источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_Модели организации обучения.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Опираясь на опыт прошлого и беря за основу все самое лучшее и прогрессивное  у своих предшественников (Дальтон-план - система обучения детей с неравными умственными способностями; план Трампа - вариативное, свободное, открытое учение и т.д.), многие учителя, творчески подходящие к своей профессиональной деятельности, считают главными при выборе моделей организации обучения такие основания:

  1. выявление детей, отличающихся характером восприятия учебной информации, типом общения со сверстниками, учителями и др.;
  2. определение тех качеств, которые входят в усредненное качество класса;
  3. выявление того, кто не соответствует качествам большинства;
  4. уточнение своего стиля преподавания;
  5. выявление возможных случаев коллизий между учениками, отличающимися по своим качествам, учениками и преподавателем, учениками и ориентацией учебного материала и т.д.

Все это позволяет  в полной мере определить те модели организации обучения, которые дают возможность учащимся с различными личностными качествами адаптироваться внутри класса. Эту задачу может  выполнить групповое обучение, т.к. потенциал работы, предоставляемый групповой формой обучения, позволяет активизировать деятельность учащихся, создает условия для выбора задач, соответствующих особенностям учащихся, разрешает проблему индивидуального подхода к каждому, предлагая своеобразные домашние задания и консультирование.

 

    1. Современные модели организации обучения

В современном образовании  настолько сильна традиция классно-урочной  организации обучения, что многим другим, причем самым разнообразным, формам учебной работы стремятся  придать урочную форму. Так появляются урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все же многие виды полезной деятельности или невозможно осуществить за партой, или просто нельзя уложить в 45 минут. Их и именуют "другими" (в отличие от урока), иногда дополнительными формами учебной работы.

К нимя относятся:

    1. предметные кружки;
    2. секции;
    3. факультативы и предметы по выбору;
    4. экскурсии;
    5. олимпиады;
    6. дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;
    7. выставки и др.

Они являются составной  частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной работы и называются внеклассной или внеурочной формой, так как проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.

Особую группу форм дополнительных занятий по предмету представляют предметные кружки, научные общества, творческие объединения школьников, а также периодически проводимые конференции, конкурсы, олимпиады, смотры, декады и т. д.

Предметные кружки —  способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их содержание разнообразно:

    1. конструирование;
    2. моделирование;
    3. углубленное изучение отдельных предметов;
    4. вопросы культуры и искусства и т. д.

Факультативы и предметы по выбору имеют цель развития познавательных интересов и способностей учащихся, расширения и углубления знаний, приобретение новых умений и навыков. Их организация обычно согласовывается с родителями учащихся.

Содержание факультативных занятий определяется специальными учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.

Экскурсии позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дидактического принципа — связи теории и практики.

Экскурсия — форма  обучения, сопряженная с выходом  за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде. Задачи проведения экскурсий разнообразны: наблюдение за объектами для расширения познавательной базы, для анализа, обобщения знаний и знакомства с их практическим использованием. Разнообразны и виды экскурсий: наблюдения за процессами, встречи с людьми, которые выполняют общественные и государственные функции, являются носителями народных традиций, свидетелями исторических фактов.

Выделяют несколько  типов экскурсий:

    1. предварительные;
    2. вводные;
    3. текущие;
    4. заключительные;
    5. итоговые;
    6. производственные;
    7. исторические;
    8. краеведческие;
    9. комплексные и т. д.

Для успешного проведения экскурсии необходимо соблюдение следующих  правил:

  1. подготовка учителя к экскурсии (предварительное знакомство учителя с объектом);
  2. составление плана проведения экскурсии (определение маршрута, круга интересов, времени);
  3. определение заданий для учащихся (сбор гербариев и т. п.);
  4. инструктаж учащихся (по технике безопасности, о характере выполнения работ и т. д.);
  5. обработка собранных материалов и наблюдений (подготовка альбомов, стенгазет, докладов, рефератов).

Особое значение имеют  экскурсии, проводимые для детей  начальных классов. Они способствуют развитию наблюдательности приучают школьников подходить к целостному изучению явлений.

Дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися обычно организуются для небольшой группы учеников и представляют собой добровольные или обязательные дополнительные занятия во внеурочное время. Они помогают предупредить отставание и неуспеваемость учащихся, вести индивидуальную воспитательную работу с учеником.

Для эффективности дополнительных занятий с отстающими необходимо:

    1. установить причины отставания каждого ученика;
    2. наметить формы и объем работы с учащимся.

Олимпиады занимают одно их ведущих мест в учебной деятельности школьников. Существует несколько типов олимпиад, взаимосвязанных друг с другом:

  1. школьные;
  2. районные;
  3. городские;
  4. областные;
  5. всероссийские;
  6. международные.

В олимпиадах, которые  проводятся по различным предметам, участвуют лучшие ученики школы.

Консультации проводятся для проработки неясных учащимся или трудных для них вопросов. Особенно нуждаются в них отстающие в учении школьники и те ученики, которые ведут самостоятельный исследовательский поиск или углубленно изучают какой-либо предмет, проблему.

По мере необходимости могут проводиться дополнительные занятия для группы учащихся, нуждающихся в помощи или тренировке, а также индивидуальные дополнительные занятия и консультации. Однако эти виды занятий должны быть строго регламентированы, согласованы с учебной частью, чтобы избежать увеличения учебных нагрузок, не превысить лимит часов, утвержденный Министерством образования.

Неотъемлемой частью традиционного обучения выступает  домашняя подготовка учащихся. В 60-е  годы прошлого столетия стал пропагандироваться опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом завершается на уроке. Опыт не прижился, ибо домашняя работа не только позволяет закрепить материал, поупражняться, но и способствует выработке навыков самостоятельной познавательной деятельности. Нужно, однако, напомнить, что нельзя перекладывать на домашнюю подготовку то, что необходимо сделать в классе, под руководством педагога: введение и анализ основных понятий и идей, знакомство с новыми процедурами деятельности. Домашняя подготовка учащихся должна не подменять, а завершать работу, выполненную в классе. Домашнее задание следует дозировать по времени (от 1 часа в начальных классах до 3 часов в выпускных), не допуская перегрузки учащихся; оно должно быть хорошо объяснено и, как правило, не требует помощи взрослых.

Как известно, исторически  сложившейся и укоренившейся  моделью организации обучения в  школе является урок. Именно он в  полной мере отвечает требованиям коллективного  обучения, т.к., во-первых, обеспечивает четкую организационную структуру и упорядочение процесса обучения; во-вторых, облегчает управление процессом обучения; в-третьих, создает условия для эмоционального воздействия учителя на учеников; в-четвертых, обеспечивает экономичность обучения; в-пятых, делает возможным процесс обучения систематичным и последовательным.

Безусловно, урок как  форма организации обучения с  группой учащихся одного возраста и  постоянного состава, как занятие, проводящееся по твердому расписанию и единой для всех программой обучения, определен и зависит в первую очередь от цели обучения и места, которое он занимает в целостной системе учебного процесса. В этой связи учеными-дидактами (Ю.К. Бабанским, Ю.Б. Зотовым, Н.М. Магомедовым, М.И. Махмутовым, В.А. Онищуком и др.) выделяется четкая типология уроков, которые активно используются учебно-воспитательными учреждениями.

Классификация уроков по дидактической цели  В.А. Онищука, Б.П. Есипова, Н.И. Болдырева, Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова:

  1. урок усвоения новых знаний;
  2. урок усвоения навыков и умений;
  3. урок комплексного применения знаний;
  4. урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки, оценки и корректировки знаний, умений и навыков;
  5. комбинированный урок.

Классификация уроков  по двум критериям: содержанию и способу  проведению И.Н. Казанцева:

По первому критерию (содержанию) уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости  от содержания преподаваемых тем.

По способу проведения учебных занятий уроки делятся на:

    1. уроки в виде лекций;
    2. уроки в виде бесед;
    3. уроки-экскурсии;

По способу проведения учебных занятий уроки делятся  на:

    1. уроки самостоятельной работы учащихся в классе;
    2. лабораторные и другие практические занятия.

Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса С.В. Иванова:

    1. вводные уроки;
    2. уроки первичного ознакомления с материалом;
    3. уроки образования понятий, установления законов, правил;
    4. уроки применения полученных знаний на практике;
    5. уроки навыков; 
    6. уроки повторения и обобщения;
    7. контрольные уроки;
    8. смешанные или комбинированные уроки.

Обязательными элементами всех вышеназванных уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.

Структура урока –  совокупность его элементов и  этапов, выстроенных в определённой последовательности согласно дидактическим целям.

Структура комбинированного урока:

    1. оргмомент;
    2. проверка домашнего задания;
    3. опрос;
    4. сообщение по новой темы и задач, мотивация;
    5. изложение нового материала;
    6. закрепление нового материала;
    7. подведение итогов;
    8. домашнее задание;
    9. конец урока.

Информация о работе Модели организации обучения