Модели организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Модели организации обучения 6
Глава 2. Современные модели организации обучения 12
Заключительная часть 20
Список используемой литературы и источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа_Модели организации обучения.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, в последнее  время те инновационные процессы, которые наблюдаются в школах, ориентирующихся на личность каждого  учащегося, пробудили к жизни  массовое стремление учительства к  внедрению в школьную практику таких моделей организации обучения, которые не являются правилом, традицией или обычаем. Классификацию нетрадиционных, своеобразных моделей обучения дают Н.М. Магомедов и Л.Я. Хисматуллина, выделяя следующие из них. (см. табл. ниже).

 

Таблица 1

Нетрадиционные формы  уроков

 

Кроме того, нетрадиционными  моделями организации обучения могут  выступать дискуссии и ее разновидности: "круглый стол", "заседание  экспертной группы", "форум", "симпозиум", "дебаты", "судебное заседание", а также и игровые формы ведения учебного занятия: конкурс, турнир, эстафета, "дуэль", КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

Ценность этих форм (моделей) обучения заключается в последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо этого, совершенно очевидно, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями. Они учат школьников полемизировать, руководить группой, быть рядовым соучастником, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу.

До сих пор речь шла об моделях организации обучения в школе, в таблице представлены модели организации учебного процесса в средних и высших учебных заведениях.

Таблица 2

Модели организации  учебного процесса в средних и  высших учебных заведениях

Формы обучения

Формы контроля

направленные преимущественно  на теоретическую подготовку

направленные преимущественно  на практическую подготовку

традиционные

Инновационные

Лекция

Практическое занятие

Контрольная работа

Тестирование

Семинар

Курсовое проектирование

Индивидуальное собеседование

Рейтинг

Экскурсия

Стажировка и преддипломная практика

Зачет

Комплексный экзамен  по специальности

Теоретическая конференция

Деловая игра

Переводные и семестровые  экзамены

 

Консультация

Лабораторная работа

Защита курсового проекта

 

Подготовка рефератов

Групповое упражнение

Государственные экзамены

 
 

Расчетно-графическая  работа

Защита дипломного проекта

 

Групповое занятие

 

 

 

 

 

Заключительная часть

Итак, под моделью мы понимаем описание целостного образа компетентностно – ориентированного образовательного процесса. В модели заданы ключевые характеристики образовательного процесса, которые далее иллюстрируются на конкретных примерах.

В компетентном подходе  ключевым результатом образования  является способность ученика к  моменту завершения образования  действовать самостоятельно и ответственно при решении учебных и практических задач.

Основой компетентности в разрешении проблем, всех частных  компетентностей, которые далее  – в старшей школе, на следующих  ступенях образования  и в профессиональной деятельности – конкретизируются и  оформляются. Эту способность можно условно назвать учебно-практической самодеятельностью.

Под учебно-практической самодеятельностью прежде всего  нужно понимать способность действовать  целенаправленно, самостоятельно и  ответственно в ситуации разрешения  учебно-практических проблем.

Она ограничивается педагогически  организованными ситуациями учебного и практического характера. В  отличие  от традиционных результатов  – предметных знаний, умений, навыков  учебно-практическая самостоятельность  – это надпредметная способность; обладающий ею использует имеющиеся предметные знания в качестве материала, средства решения учебно-практических проблем.

Учебно-практическая самостоятельность  является характеристикой действующего индивида. Только в ситуациях, требующих  действовать и организовывать (планировать свои действия), она может быть обнаружена.

Учебно-практическая самостоятельность  проявляется лишь в ситуациях, не имеющих заранее фиксированного разрешения (результата).

Образовательный результат  начальной школы, таким образом, становиться средством достижения результата основной школы, а тот, в свою очередь, - средством достижения результата и в старшей школе.

 

Список используемой литературы и источников 

Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и  методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

Боголюбов В. И. Педагогическая технология. – Пятигорск: ПГЛУ, 1997. – 245 с.

Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304с. – (Серия "Учебник нового века").

Горбенюк О. С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –  М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с

Данилов М.А. Направленность процесса обучения в советской школе. Его движущие силы // Основы дидактики / Под ред. Б.П.Есипова. - М., 1967. - С. 110-182.

Дидактика средней  школы: Некоторые проблемы современной  дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение. - 1982. - С. 129-181.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1998. - С. 335-351.

Онищук В. А. "Урок в современной школе", Москва, "Просвещение", 1991г.

Педагогика / В.А.Сластенин  и др. - М., 1997. - С. 186-211.

Педагогика / Под  ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 115-141

Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 199-208.

Якиманская  И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996г


Информация о работе Модели организации обучения