Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:32, контрольная работа
Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.
Введение 3
Глава 1. Модели организации обучения 6
Глава 2. Современные модели организации обучения 12
Заключительная часть 20
Список используемой литературы и источников 22
Тем не менее, в последнее время те инновационные процессы, которые наблюдаются в школах, ориентирующихся на личность каждого учащегося, пробудили к жизни массовое стремление учительства к внедрению в школьную практику таких моделей организации обучения, которые не являются правилом, традицией или обычаем. Классификацию нетрадиционных, своеобразных моделей обучения дают Н.М. Магомедов и Л.Я. Хисматуллина, выделяя следующие из них. (см. табл. ниже).
Таблица 1
Нетрадиционные формы уроков
Кроме того, нетрадиционными моделями организации обучения могут выступать дискуссии и ее разновидности: "круглый стол", "заседание экспертной группы", "форум", "симпозиум", "дебаты", "судебное заседание", а также и игровые формы ведения учебного занятия: конкурс, турнир, эстафета, "дуэль", КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
Ценность этих форм (моделей)
обучения заключается в
До сих пор речь шла об моделях организации обучения в школе, в таблице представлены модели организации учебного процесса в средних и высших учебных заведениях.
Таблица 2
Модели организации учебного процесса в средних и высших учебных заведениях
Формы обучения |
Формы контроля | ||
направленные преимущественно на теоретическую подготовку |
направленные преимущественно на практическую подготовку |
традиционные |
Инновационные |
Лекция |
Практическое занятие |
Контрольная работа |
Тестирование |
Семинар |
Курсовое проектирование |
Индивидуальное собеседование |
Рейтинг |
Экскурсия |
Стажировка и преддипломная пра |
Зачет |
Комплексный экзамен по специальности |
Теоретическая конференция |
Деловая игра |
Переводные и семестровые экзамены |
|
Консультация |
Лабораторная работа |
Защита курсового проекта |
|
Подготовка рефератов |
Групповое упражнение |
Государственные экзамены |
|
Расчетно-графическая работа |
Защита дипломного проекта |
||
Групповое занятие |
|
|
Итак, под моделью мы
понимаем описание целостного образа
компетентностно –
В компетентном подходе ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно и ответственно при решении учебных и практических задач.
Основой компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей, которые далее – в старшей школе, на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности – конкретизируются и оформляются. Эту способность можно условно назвать учебно-практической самодеятельностью.
Под учебно-практической самодеятельностью прежде всего нужно понимать способность действовать целенаправленно, самостоятельно и ответственно в ситуации разрешения учебно-практических проблем.
Она ограничивается педагогически
организованными ситуациями учебного
и практического характера. В
отличие от традиционных результатов
– предметных знаний, умений, навыков
учебно-практическая самостоятельность
– это надпредметная
Учебно-практическая самостоятельность является характеристикой действующего индивида. Только в ситуациях, требующих действовать и организовывать (планировать свои действия), она может быть обнаружена.
Учебно-практическая самостоятельность проявляется лишь в ситуациях, не имеющих заранее фиксированного разрешения (результата).
Образовательный результат начальной школы, таким образом, становиться средством достижения результата основной школы, а тот, в свою очередь, - средством достижения результата и в старшей школе.
Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
Боголюбов В. И. Педагогическая технология. – Пятигорск: ПГЛУ, 1997. – 245 с.
Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304с. – (Серия "Учебник нового века").
Горбенюк О. С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с
Данилов М.А. Направленность процесса обучения в советской школе. Его движущие силы // Основы дидактики / Под ред. Б.П.Есипова. - М., 1967. - С. 110-182.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение. - 1982. - С. 129-181.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1998. - С. 335-351.
Онищук В. А. "Урок в современной школе", Москва, "Просвещение", 1991г.
Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997. - С. 186-211.
Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 115-141
Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 199-208.
Якиманская
И. С. Личностно-ориентированное