Модель педагогического мастерства преподавателя пищевых технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Педагогическое мастерство преподавателя пищевых технологий…………..4
2 Модель педагогического мастерства преподавателя пищевых технологий...7
Список используемой литературы……………………………………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

Дима.docx

— 28.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Педагогическое мастерство  преподавателя пищевых технологий…………..4

2 Модель педагогического  мастерства преподавателя пищевых  технологий...7

Список используемой литературы……………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной педагогической теории образование рассматривается как  процесс культурной идентификации. Именно в педагогической теории и  в теории профессионального образования  актуальным становится рассмотрение педагогического  мастерства.

Обладая педагогическим мастерством, владея педагогическими способностями  педагог может самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление - определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

 

 

 

1. Педагогическое мастерство  преподавателя пищевых технологий

Педагогика много веков развивалась  преимущественно как наука нормативная  и представляла собой собрание более  или менее полезных практических рекомендаций и правил воспитания и обучения. «Одни из них касаются элементарных приемов работы и не нуждаются в теоретическом обосновании, другие вытекают из закономерностей педагогического процесса и конкретизируются по мере развития теории и практики. Нормативы независимо от их характера - традиционные и инструктивные, условные и безусловные, эмпирические и рациональные - являются прикладной частью педагогики. Во многих случаях без знания нормативных положений трудно решить совсем несложную педагогическую задачу. Нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим, неповторимым и всегда новым. Однако столь же велик,  может быть и вред педагогических нормативов. Рецептурность, косность, шаблон, неприязньк педагогической теории, догматизм педагогического мышления, ориентация на методические установки свыше, непонимание чужого положительного опыта - вот далеко не полный перечень недостатков, источником которых является усвоение нормативов без знания диалектической природы педагогического процесса».[2, с 36]

Сохраняет свою актуальность мысль  К.Д.Ушинского о том, что факты  воспитания не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим  характерологическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога... Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание.

Педагогическое мастерство, выражая  высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Педагогическое мастерство должно рассматриваться не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и как соответствие определенной совокупности требований, выдвигаемых перед учителем конкретной системой образования. Условием совершенствования профессионального мастерства педагога является   повышение его квалификации — получение дополнительных знаний и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний (Бенедиктова Т. А.). [1, с 89]

Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная направленность, профессиональное знание предмета,методики его преподавания, педагогические способности и педагогическая техника.

В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, желание совершенствования. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности. Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности: выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности; формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства; становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда.

Основу педагогического мастерства составляет профессиональное знание: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение синтезировать изучаемые науки и решать педагогические задачи, анализировать педагогические ситуации.

Профессиональное мастерство вырастает из профессионального опыта, хотя сам по себе много летний педагогический труд еще не есть мастерство.

Профессиональное образование и квалификация —принципиальные элементы в системе объективно-личностных факторов, не только влияющих на трудовую деятельность, но и ее определяющих.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит  от  личных  качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность.  Мы говорим  о  формировании  личности  воспитанника  и  забываем  об   учителе. Личность педагога,  ее  влияние  на  воспитанника  огромно,  ее  никогда  не заменит педагогическая техника. Л.Н.  Толстой  писал:  «Если  учитель  имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если  учитель  имеет  только любовь к ученику, как отец и мать, он  будет  лучше  того  учителя,  который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.  Если  учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». [3, с 77]

Стабильность личностных качеств педагога отражается на стабильности знаний и отношений обучаемых, что  свидетельствует об отрицательной  обратной связи. Положительная обратная связь сопровождается колебательными явлениями и содействует ускоренному  развитию обучаемых, а также свидетельствует  о продвижении педагога к высшим уровням педагогического мастерства и к уровням педагогической подготовленности.

 

 

 

 

 

 

2. Модель педагогического  мастерства преподавателя пищевых  технологий

Свойства и характеристики личности учителя

Общественная  направленность:

•научно-гуманистическое  мировоззрение;

•социальные потребности;

•моральные и ценностные ориентации;

•сознание общественного  долга и гражданской ответственности;

•социальная активность.

Профессионально-педагогическая направленность:

•интерес и любовь к  детям, увлеченность педагогической работой;

•психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность;

•педагогический такт;

•педагогическое воображение;

•организаторские способности;

•справедливость;

•общительность;

•требовательность, настойчивость, целеустремленность;

•уравновешенность, выдержка, самооценка;

•профессиональная работоспособность.

Познавательная  направленность:

•научная эрудиция;

•духовные, прежде всего  познавательные, потребности и интересы;

•интеллектуальная активность;

•чувство нового;

«готовность к педагогическому  самообразованию.

2.Требования к  психолог- педагогической подготовке  учителя

Знания: знание методологических основ и категорий педагогики, закономерностей развития и социального формирования личности;

•понимание сущности, целей, задач, форм и методов воспитания;

•знание основных закономерностей  возрастного анатомо-физиологического развития студентов;

•знание теоретических и  естественнонаучных основ и средств  гигиенического воспитания учащихся;

•знание закономерностей  психического развития студента, индивидуально-психологических  особенностей личности на различных  возрастных этапах.

Умения:

•анализ педагогической ситуации, проектирование результата и планирование педагогических воздействий: умение анализировать  и оценивать состояние реально  существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития;

•умение выявлять уровень  обученности и воспитанности  учащихся;

•умение проектировать развитие личности и коллектива;

»умение прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные  трудности и ошибки студентов;

•умение выделять и точно  формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;

•умение планировать свою работу по руководству учебной и  внеучебной деятельностью учащихся;

•умение теоретически обоснованно  выбирать методы, средства, организационные  формы учебно-воспитательной работы;

•умение предвидеть характер ответных реакций студентов на запланированную  систему педагогических воздействий.

Конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса:

•умение отбирать (селекционировать), анализировать, синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обучаемости и воспитанности  учащихся;

•умение осуществлять дидактическую  переработку научного материала  в материал для преподавания;

•умение преобразовывать  учебный материал и не адаптированные тексты с учетом опыта студентов  и в соответствии с конкретными  дидактическими задачами;

•умение целесообразно расчленить педагогическую деятельность на операции, правильно расставить людей и  обеспечить их эффективное взаимодействие;

•умение творчески и обоснованно  строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру  урока;

Регулирование и  корригирование педагогического процесса:

•умение обоснованно осуществлять корректировку поставленных педагогических задач;

•умение обеспечивать адаптацию  внешних влияний или их нейтрализацию;

•способность к ориентировке и перестройке способов деятельности в изменяющихся условиях;

•умение регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения студентов, ликвидировать возникающие локальные  конфликты, утверждать в среде учащихся отношения дружбы и товарищества;

•умение осуществлять текущее  инструктирование, а также оперативный  контроль за работой студентов, менять направление и характер деятельности;

•умение усложнять требования и стимулировать ход работы с  учетом тенденций ее развития.   

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства./Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д:Феникс,2003.—288с.

ISBN 5-222-03701-0

2. Ильина Т.А. Педагогика. – М.: «Школьная пресса», 2005. – с. 122

3. Скакун В.А. Основы  педагогического мастерства: учебное  пособие. – М.: Форум. 2008. – 208 с.  – (Профессиональное образование).

ISBN 978-5-91134-207-4

4 . Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. проф. учеб. Заведений / С.Д. Якушева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. -256 с.

ISBN 978-5-7695-4444-6

 

 


Информация о работе Модель педагогического мастерства преподавателя пищевых технологий