Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:08, контрольная работа
Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Педагогическое мастерство преподавателя пищевых технологий…………..4
2 Модель педагогического мастерства преподавателя пищевых технологий...7
Список используемой литературы……………………………………………...10
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Педагогическое мастерство
преподавателя пищевых
2 Модель педагогического
мастерства преподавателя
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
В современной педагогической теории
образование рассматривается
Обладая педагогическим мастерством, владея педагогическими способностями педагог может самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление - определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.
1. Педагогическое мастерство
преподавателя пищевых
Педагогика много веков
Сохраняет свою актуальность мысль
К.Д.Ушинского о том, что факты
воспитания не дают опытности. Они должны
произвести впечатление на ум воспитателя,
классифицироваться в нем по своим
характерологическим
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Педагогическое мастерство должно рассматриваться не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и как соответствие определенной совокупности требований, выдвигаемых перед учителем конкретной системой образования. Условием совершенствования профессионального мастерства педагога является повышение его квалификации — получение дополнительных знаний и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний (Бенедиктова Т. А.). [1, с 89]
Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная направленность, профессиональное знание предмета,методики его преподавания, педагогические способности и педагогическая техника.
В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, желание совершенствования. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности. Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности: выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности; формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства; становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда.
Основу педагогического мастерства составляет профессиональное знание: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение синтезировать изучаемые науки и решать педагогические задачи, анализировать педагогические ситуации.
Профессиональное мастерство вырастает из профессионального опыта, хотя сам по себе много летний педагогический труд еще не есть мастерство.
Профессиональное образование и квалификация —принципиальные элементы в системе объективно-личностных факторов, не только влияющих на трудовую деятельность, но и ее определяющих.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». [3, с 77]
Стабильность личностных
качеств педагога отражается на стабильности
знаний и отношений обучаемых, что
свидетельствует об отрицательной
обратной связи. Положительная обратная
связь сопровождается колебательными
явлениями и содействует
2. Модель педагогического
мастерства преподавателя
Свойства и характеристики личности учителя
Общественная направленность:
•научно-гуманистическое мировоззрение;
•социальные потребности;
•моральные и ценностные ориентации;
•сознание общественного
долга и гражданской
•социальная активность.
Профессионально-педагогическая направленность:
•интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой;
•психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность;
•педагогический такт;
•педагогическое воображение;
•организаторские способности;
•справедливость;
•общительность;
•требовательность, настойчивость, целеустремленность;
•уравновешенность, выдержка, самооценка;
•профессиональная работоспособность.
Познавательная направленность:
•научная эрудиция;
•духовные, прежде всего познавательные, потребности и интересы;
•интеллектуальная активность;
•чувство нового;
«готовность к педагогическому самообразованию.
2.Требования к психолог- педагогической подготовке учителя
Знания: знание методологических основ и категорий педагогики, закономерностей развития и социального формирования личности;
•понимание сущности, целей, задач, форм и методов воспитания;
•знание основных закономерностей
возрастного анатомо-
•знание теоретических и естественнонаучных основ и средств гигиенического воспитания учащихся;
•знание закономерностей психического развития студента, индивидуально-психологических особенностей личности на различных возрастных этапах.
Умения:
•анализ педагогической ситуации, проектирование результата и планирование педагогических воздействий: умение анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития;
•умение выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся;
•умение проектировать развитие личности и коллектива;
»умение прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки студентов;
•умение выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;
•умение планировать свою работу по руководству учебной и внеучебной деятельностью учащихся;
•умение теоретически обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы;
•умение предвидеть характер ответных реакций студентов на запланированную систему педагогических воздействий.
Конструирование и реализация
учебно-воспитательного
•умение отбирать (селекционировать),
анализировать, синтезировать учебно-
•умение осуществлять дидактическую переработку научного материала в материал для преподавания;
•умение преобразовывать учебный материал и не адаптированные тексты с учетом опыта студентов и в соответствии с конкретными дидактическими задачами;
•умение целесообразно расчленить педагогическую деятельность на операции, правильно расставить людей и обеспечить их эффективное взаимодействие;
•умение творчески и обоснованно
строить организационно-
Регулирование и корригирование педагогического процесса:
•умение обоснованно осуществлять корректировку поставленных педагогических задач;
•умение обеспечивать адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию;
•способность к ориентировке и перестройке способов деятельности в изменяющихся условиях;
•умение регулировать, направлять
и развивать внутриколлективные
и межличностные отношения
•умение осуществлять текущее инструктирование, а также оперативный контроль за работой студентов, менять направление и характер деятельности;
•умение усложнять требования и стимулировать ход работы с учетом тенденций ее развития.
Список используемой литературы
1. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства./Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д:Феникс,2003.—288с.
ISBN 5-222-03701-0
2. Ильина Т.А. Педагогика. – М.: «Школьная пресса», 2005. – с. 122
3. Скакун В.А. Основы
педагогического мастерства: учебное
пособие. – М.: Форум. 2008. – 208 с.
– (Профессиональное
ISBN 978-5-91134-207-4
4 . Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. проф. учеб. Заведений / С.Д. Якушева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. -256 с.
ISBN 978-5-7695-4444-6
Информация о работе Модель педагогического мастерства преподавателя пищевых технологий