Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:51, курсовая работа
Приступая к изучению данной темы следует обратить внимание на существенные изменения условий психического развития младшего школьника и особенности формирования его личности по сравнению с предыдущим периодом развития. С поступлением ребёнка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер. В процессе обучения в начальных классах игры тоже используется, но она уже связывается с задачами учения, изменяется её цели, виды и условия организации
Введение …………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы мотивов учебной деятельности младших школьников.
Возрастные особенности младше школьного возраста.
Учебные интересы в младше школьном возрасте
Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника.
Выводы по главе I
Глава II. Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников.
2.1 Мотивы учебной деятельности младших школьников.
2.2 Анализ преобладающих мотивов в учебной деятельности младших школьников.
Выводы по главе II.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Аналитико-синтетическая
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Современные психологи утверждают, что с каждым годом в первые классы попадает все больше неподготовленных к обучению детей. И эта готовность скорее моральная, нежели относящаяся к умственному развитию ребенка. Сегодня среди учащихся младших классов все более развивается так называемый "синдром отчуждения". Он образовывается, когда ребенок начинает сам себе навязывать мысли о том, что в этом классе ни расположения учителей, ни дружбы сверстников он не добьется. С чем это связано? Такое мнение является следствием возможной неудачи в учебе (неправильно ответил на вопрос) или насмешек со стороны одноклассников. Начинается процесс подавления собственного "Я", и это в свою очередь создает цепь последующих неудач. Готов ли ребенок к обучению в школе? Сможет ли он влиться в ту среду, совершенно отличную от домашней?
Психологи расценивают младший школьный возраст, как один из самых сложных периодов в жизни ребенка, потому как школа заменяет все, что было до сих пор в его жизни:
- вместо родителей появляются учителя, которые уже не будут терпеть капризы своего ученика, но более того, будут требовать выполнения поставленных перед ним задач; - на место друзей со двора или детского сада приходят совершенно еще незнакомые дети, с которыми приходится сталкиваться и общаться ежедневно; - игрушки заменяются книгами и тетрадями, а свободное время - выполнением домашних заданий.
Так, школа становится своего рода вторым домом для ребенка, и постоянно меняющаяся в ней обстановка требует от него активности и смышлености. Естественно, такие перемены - предпосылка для стресса. В психологии существует такое понятие, как "кризис семи лет". Он описывает следующие качества, свойственные любому ребенку в этом возрасте: - неустойчивость интересов; - эмоциональная несдержанность; - неспособность обобщать свои переживания.
Младший школьник чувствует, что на его хрупкие плечи вместе с ранцем ложится еще и определенная доля ответственности, и это его пугает. Плюс ко всему у детей младшего школьного возраста неосознанно возникает стремление к лидерству в глазах окружающих. Это чаще всего бывает вызвано влиянием средств массовой информации на ребенка, и "детской мании величия" избежать невозможно. Но оно пройдет с возрастом.
Родители младших учеников
нередко подходят к учителям с
одной просьбой: чтобы к их чаду
относились с особым вниманием. Многие
не понимают, что учитель не способен
разорваться между всеми своими
учениками и постоянно
1.2. УЧЕБНЫЕ ИНТЕРЕСЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Для ребенка все в мире представляется
новым, поэтому интересы у него быстро
возникают и развиваются. Из занятий в
дошкольном возрасте наибольший интерес
у детей вызывает игра. Этот интерес в
большой степени сохраняется и у младших
школьников. Но еще до поступления в школу,
как уже отмечалось, у детей появляется
интерес к учению.
Все они с нетерпением ждут
того момента, когда пойдут «первый раз
в первый класс». При этом вначале их интерес
к учению распространяется на многое,
имеет диффузный, рассеянный характер.
Детей интересует все в школе:
им нравится слушать учителя, поднимать
руку, вставать и отвечать на вопросы,
читать вслух, писать в тетради, получать
отметки. Но постепенно интересы уточняются,
дифференцируются (расчленяются).
Одними видами занятий дети
склонны заниматься больше, другими —
меньше. Появляются любимые и нелюбимые
предметы.
Уже во II классе заметно, что
некоторые дети больше любят читать вслух
и рассказывать, другие интересуются счетом
и решением задач, некоторые предпочитают
рисовать или заниматься физкультурой.
В III классе этот избирательный интерес
к учебным предметам становится еще более
заметным и проявляется во внеклассных
занятиях. Дети начинают по своей инициативе
и по собственному выбору читать определенную
художественную или популярную литературу.
Следует отметить, что в этом
возрасте их познавательные интересы
еще не отличаются той устойчивостью и
определенностью, как это бывает в подростковом
и особенно в юношеском возрасте.
Вместе с тем эти интересы становятся
более глубокими. Если в I и начале II класса
детей интересуют по преимуществу факты,
события, сюжеты рассказов, то с конца
второго года обучения у них не меньший
интерес вызывают объяснения этих фактов,
их причины. В одном из экспериментов детям
I, II, III и IV классов читали два рассказа:
в первом сообщались интересные сведения
о жизни животных, во втором описывалось
и объяснялось изготовление шелковой
ткани. Оказалось, что старшим детям больше
понравился второй рассказ. Это говорит
о том, что с возрастом интересы школьников
не только расширяются, но и вызываются
более сложными явлениями.
Еще до поступления в школу
у ребенка сформировались многие потребности
и интересы, и задача учителя заключается
в том, чтобы развивать полезные, ограничивать
ненужные, которые могут перерасти во
вредные привычки, и, наконец, с некоторыми
вести борьбу, так как они наносят несомненный
ущерб здоровью или моральным качествам
ребенка. Кроме того, школа должна воспитать
у детей и такие положительные потребности
и интересы, которых у них еще не было раньше,
но которые необходимы советскому человеку.
Работу по развитию этих интересов и потребностей
надо вести в тесном контакте с семьей.
Если выяснится, что дома у ребенка воспитывают
чрезмерные потребности в развлечениях
и удовольствиях и не принимают никаких
мер, чтобы формировать у него привычки
к культурному поведению, к выполнению
норм коммунистической морали, то учителю
надо вести соответствующую работу и с
родителями. Им следует внушать, что всякое
чрезмерное удовлетворение потребностей,
особенно материальных, воспитывает эгоистов,
а пренебрежение к духовным запросам делает
человека умственно ограниченным и мало
способным к полезной деятельности.
Одна из важнейших задач учителя
— развитие у детей потребности в чтении
серьезной художественной литературы,
в общественной работе, в стремлении быть
полезным другим людям. Дети должны заинтересоваться
пионерской работой и активно участвовать
в жизни пионерской организации.
Потребность в знаниях мало
осознается детьми 7—8-летнего возраста
(по сравнению с более старшими школьниками).
И учителю необходимо развивать интерес
к научным сведениям с первого года школьного
обучения. Еще К. Д. Ушинский писал, что
«в средних и низших учебных заведениях
нельзя ожидать, чтобы ученик сам увлекался
предметом, но должно иметь методу, которая
помогает учителю держать внимание всех
своих слушателей постоянно в возбужденном
состоянии». Обучение в значительной степени
должно опираться на интересы детей, но
вместе с тем оно же и развивает их запросы.
Что же помогает развитию интересов
младших школьников?
Большое значение имеет наглядность
в обучении (иллюстрации, дидактический
материал, проведение опытов, экскурсий
и т. п.), живой, яркий рассказ учителя. Немалый
интерес вызывают наблюдения, которые
должны делать сами ученики, а также другие
виды их самостоятельной работы. Учительница
в I классе перед чтением рассказа «Кот
Васька» предложила детям понаблюдать
за своей кошкой и ответить на некоторые
вопросы. Дети с большим интересом выполнили
задание, хорошо ответили на вопросы и
с увлечением прочли и обсудили на уроке
намеченный рассказ.
Важное условие для появления
интереса детей к чему-либо — правильное
соотношение нового учебного материала
с уже известными сведениями. Обычно у
человека вызывает интерес то повое, в
котором есть элементы знакомого и которое
расширяет круг уже имеющихся у нас знаний,
дополняет (а иногда и изменяет, опровергает)
эти знания.
Поэтому ученики интересуются
и охотно занимаются учебными предметами,
по которым они все хорошо усвоили, и очень
не любят заниматься теми предметами,
где у них по каким-либо причинам имеются
большие пробелы в знаниях.
Для появления интереса к учению
надо связывать не только новое со старым,
но и неинтересное с интересным. Развитию культурных потребностей
помогает правильно поставленное эстетическое
воспитание учащихся. Интерес к литературе
и искусству надо прививать детям уже
в начальных классах. Поэтому систематическое
и умелое побуждение детей к чтению книг,
активное участие младших школьников
в художественной самодеятельности, посещение
ими музеев, театров, выставок, слушание
доступной им музыки — все это способствует
развитию духовных интересов младших
школьников, готовит их к культурной, содержательной
и счастливой жизни. Готовности к усвоению школьной
программы свидетельствуют не сами по
себе знания и навыки, а уровень развития
познавательных интересов и познавательной
деятельности ребенка. Общего положительного
отношения к школе и к учению не достаточно
для того, чтобы обеспечить устойчивую
успешную учебу, если ребенка не привлекает
само содержание получаемых в школе знаний,
не интересует то новое, с чем он знакомиться
на уроках, если его не привлекает сам
процесс познания .Познавательные интересы
складываются постепенно, в течении длительного
времени и не могут возникнуть сразу при
поступлении в школу. Младшие школьники
задают много вопросов об отдельных фактах
и событиях. Сфера интересов ребенка значительно
расширяется - раздвигаются ее временные
и пространственные рамки. Появляется
интерес к прошлому и будущему. В младшем
школьном возрасте начинают резко проявляться
значительные индивидуальные различия
в активности детей в постановке вопросов.
Этот возрастной этап является сенситивным
по отношению к развитию способности детей
выделять неизвестное в проблемной ситуации
и активно исследовать его. Следовательно,
этот возраст занимает важнейшее место
в формировании интересов человека. Это
период высокой пластичности мозга и высокой
обучаемости. При всей организованности
учебная деятельность есть работа самого
школьника, и успех зависит от его активности,
от усвоенных им способов самоорганизации.
Под влиянием социального опыта и социального
контроля совершается «самопостроение»
личности .
Хочется подчеркнуть, что сознание младшего школьника еще не становиться самостоятельным регулятором поведения и деятельности, развитие духовных потребностей. Но оно уже достаточно устойчиво для того, чтобы деятельно участвовать в организации жизни, выборе полезной и разумной деятельности. Ребенок осознает возникающие у него и интересы, и становиться способным сосредотачивать на них свое активное внимание и волевые усилия. Это позволят, развивая в нем ведущие духовно - познавательные потребности, продолжая формирование привычек и эмоциональной сферы, в общей мере опираться на сознание самого ребенка, на его интересы. Интерес во всем его комплексе, являясь опорой педагогического воздействия, продолжает оставаться, как и в дошкольном возрасте, предметом и результатом воспитания.
Младшие школьники уже проявляют первые признаки интереса к противоположному полу. Девочки обычно испытывают романтические чувства к симпатичным им мальчикам, в то время как мальчики чаще проявляют свой интерес в грубой форме. Впрочем, последнее многим знакомо по собственным школьным воспоминаниям. Важно, чтобы родители мальчиков донесли до них мысль о том, что рыцарские отношения к девочкам лучше и правильнее.
1.4. ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Решающее значение для
развития личности ребенка младшего
школьного возраста имеет вступление
его в школьный коллектив. Конечно,
и дошкольник, особенно если он воспитывается
в… детском саду, развивается внутри
коллектива сверстников. Однако и по
характеру той деятельности, на основе
которой организуется коллектив, и
по характеру тех отношений, которые
составляют общественную жизнь коллектива,
дошкольная группа существенно отличается
от коллектива школьников. Общая учебная
деятельность и та ее организация, которая
характерна именно для… школы, постепенно
сплачивает учащихся в такие детские
коллективы, отличительной чертой которых
является учебная целеустремленность.
Наблюдения показывают, что уже к
концу обучения в 1 классе дети начинают
воспринимать учебные задачи как
задачи, стоящие перед всем классом,
начинают интересоваться учебными достижениями
своих товарищей и всего
Одним из исходных теоретических
понятий нашей психологии является
понятие о деятельности. Основными
ее структурными компонентами выступают
потребности, мотивы, задачи, действия
и операции. В области психологии
онтогенетического развития человека
можно выделить следующие генетически
преемственные виды деятельности: эмоциональное
общение, предметные манипуляции, игру,
учение, общественно полезные занятия
(например, трудовые). Содержание и закономерности
такого процесса, как «усвоение», зависит
от тех конкретных видов деятельности,
внутри которых он осуществляется.
В большинстве случаев этот процесс
служит способом решения задач, характерных
для того или иного вида деятельности
(игровой, трудовой и т.д.). Только внутри
собственно-учебной
Указанные виды деятельности в определенном порядке являются ведущими для соответствующих периодов психического развития человека (так, согласно Д.Б. Эльконину, для ребенка 1-3 лет ведущей является предметно-манипулятивная, а для ребенка 3-лет – игровая деятельность). Учебная деятельность – ведущая для младших школьников (7-10 лет). Она формируется именно в этом возрасте, внутри нее возникают соответствующие психологические новообразования, она определяет в данном возрасте характер других видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.). В последующем подростковом возрасте ведущей становится общественно полезная деятельность в совокупности основных ее форм (общественно-организационной, художественной, спортивной, учебной, трудовой). Учебная деятельность протекает здесь существенно иначе, чем в младшем возрасте, где она была ведущей. Ее особенности (соответственно процесс «усвоения») необходимо рассматривать в контексте возрастной смены ведущих типов деятельности, т.е. в контексте развития психики человека (в этом плане раскрывается развитие учебной Деятельности и составляющих ее процессов).
Специфической
потребностью и мотивом учебной
деятельности человека являются теоретическое
отношение к действительности и
соответствующие ему способы
ориентации. Содержанием этой деятельности
выступают взаимосвязанные
Информация о работе Мотивы учебной дейятельности младших школьников