Музейная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

музейная педагогика.docx

— 28.81 Кб (Скачать файл)

Музейная педагогика

 

В.М. Воронович

 

Педагогический словарь  даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика –  область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной  деятельности музеев, методы воздействия  музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

 

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического  воздействия музея, с особенностями  этого воздействия на различные  категории населения, а также  с определением музея в системе  учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

 

Методология, как система  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.

 

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты  музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее  диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной  стать активным участником диалога.

 

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы  к организации деятельности школьного  музея, являются:

Музейный предмет –  прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его  можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять  знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции  творца. Таким образом, музейный предмет  выступает здесь как то, что  значимо для воспринимающего  его посетителя музея не только как  пассивного наблюдателя, но и как  преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в  себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и  хранения) предметов культуры. Ответ  на вопрос, почему тот или иной предмет  культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.

Музейная коммуникация –  такая необходимая соорганизация  определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

 

- позиция творца (художника,  писателя, учёного, политика), производителя  элементов культуры, претендующих  на статус музейных предметов;

 

- позиция воспринимающего  (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

 

- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать  посетителям определённый набор  знаний в связи с находящимися  в экспозиции предметами, но и  вступать в диалог с ними, побуждать  к самостоятельному творческому  поиску, в некоторых случаях играть  роль посредника между посетителем  и музейным предметом. Кроме  того, музейный педагог выступает  и как организатор коммуникации  между творцом и воспринимающим  данный музейный предмет посетителем.

 

Взаимодействие данных позиций  и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

 

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

Принцип активного отношения  к музейному пространству. Это  означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

Принцип авторства. Диалогичность  культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует  соразмерно культурным и историческим персонажам.

 

 

 

Структура модели музейной педагогики:

цель,

задачи,

направления,

специальные требования,

формы и методы работы,

принципы,

музейные педагогические технологии.

 

По данному алгоритму  можно составить такую модель и апробировать её результативность.

 

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в  многообразную деятельность школьного  музея.

 

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к  школе, уважения к учителям, работникам школы;

Воспитание любви к  родному краю и людям, заботящимся  о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной  позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и  организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в  соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале  музейной практики;

Освоение нового типа учебных  занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Формирование системы  критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

 

Направления деятельности школьного  музея:

 

- Поисково-собирательское. Важным  этапом в процессе комплектования  школьных музеев является подготовка  к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность  учащимся проявить себя в исследовательской  работе, проявить свои исследовательские  умения. В рамках исследования  можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном  этапе начинается изучение темы  по литературе, по материалам, уже  имеющимся в школьном музее.  Возможно также получение дополнительных  сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).

 

Одним из основных принципов  любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.

 

Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской  деятельности (полевой дневник, тетрадь  для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных  документов, в которых различным  способами отражены сведения по одной  и той же теме. Все памятники  истории и культуры, поступившие  в фонд экспозиции, а также полевые  документы должны быть переданы в  фонды школьного музея.

 

В процессе исследовательской  работы происходит социальная адаптация  юного поисковика-краеведа, так как  через личностное отношение к  существующей проблеме выявляются его  гражданская позиция, ценностные ориентиры  и приоритеты.

 

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции  заключается в том, что то  или иное событие, природное  или социальное явление отражается  в ней с помощью не только  музейных предметов, но и художественных  и технических средств. И поэтому  над музейной экспозицией работает  большой коллектив – научные  работники, художники, дизайнеры,  техники. Создание экспозиции  – сложный процесс, проходящий  несколько этапов:

Разработка концепции  будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.

 

- Экскурсионное. Музейная  экскурсия – форма культурно-образовательной  деятельности музея, основанная  на коллективном осмотре музея  под руководством специалиста  по заранее намеченной теме  и специальному маршруту. Особенностью  музейной экскурсии является  сочетание показа и рассказа  при главенствующей роли зрительного  восприятия, которое дополняется  впечатлениями и моторного характера:  осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских  музейных экскурсиях используется  вопросно-ответный метод, приёмы  игры, театрализации и продуктивной  деятельности ребёнка (рисунок,  лепка, моделирование).

 

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет  интересно рассказывать, стремится  к новым знаниям. Подготовка и  проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно  требует настойчивости, больших  знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под  руководством педагога.   К проведению экскурсии должны быть разработаны  специальные требования:

Экскурсию можно строить  последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа  определённых экспонатов;

Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

 

Для того чтобы это направление  работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное  дело, познакомить учащихся с основными  правилами, по которым строится текст  экскурсии, и её проведение.

 

- Культурно-массовые мероприятия,  дела. Одним из основных критериев  в оценке работы школьного  музея является разнообразие  форм массовой и учебно-воспитательной  работы: проведение экскурсий и  уроков по экспозиции, встреч  с участниками Великой Отечественной  войны, выдающимися деятелями  науки, культуры и искусства,  работа с местным населением. Школьный музей должен органично  вписываться в план работы  всего общеобразовательного учреждения.

 

Формы и методы работы. Дополнительное образование, в основе которого лежит  личностно-деятельностный подход к  ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и  право их свободного выбора учащимися  не подменяет собой урок, а дополняет  его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме  того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

 

Творческий потенциал  детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы  деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое  разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными  современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.

 

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея  необходимо учитывать следующие  исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность, ибо человек  воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение  всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

 

Проведение занятий требует  дифференцированного подхода к  учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам  и возможностям каждого ученика.

 

Немецкий учёный Г. Фройденталь  сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

Информация о работе Музейная педагогика