Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:26, реферат
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно
после предварительной
- следует отказаться от
обзорных экскурсий, «как
- отбирать экспонаты для
экскурсионного показа нужно
на основе возрастных
- итогом посещения музея
должно быть самостоятельное
творчество детей (рисунок,
Школьный музей должен
органично вписываться в
Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Групповыми формами работы
являются кружок, общество, издание
путеводителей, журналов, составление
видеофильмов, создание музейных экскурсионных
и индивидуально-
Индивидуальная работа предполагает
работу с документальными материалами
архивов, подготовку докладов, рефератов,
запись воспоминаний, наблюдение за жизнью
и бытом изучаемого народа, выполнение
познавательных заданий, написание
научных работ, переписку с ветеранами,
персональные выставки учащихся, разработку
индивидуально-образовательных
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.
Принцип активности ребёнка
в процессе обучения остаётся одним
из основных в дидактике. Под этим
понятием подразумевается такое
качество деятельности, которое характеризуется
высоким уровнем мотивации, осознанной
потребностью в усвоении знаний и
умений, результативностью и
Такого рода активность не
проявляется сама по себе, а является
следствием целенаправленных управленческих
педагогических воздействий в организации
педагогической среды, т.е. применяемой
технологии. Любая технология обладает
средствами, активизирующими и
В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть
историко-культурный контекст
- формировать понимание
взаимосвязи исторических эпох
и своей причастности к
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога,
или педагога занимающегося музейной
педагогикой, – создание условий
для выработки у учащихся позиции
созидания; позиции не стороннего наблюдателя,
а заинтересованного
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии
индивидуального обучения может
быть использован метод проектов.
Это комплексный обучающий
Если музейный урок сохраняет
преемственность с
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на
формах, жанрах и методах работы,
известных в общественной
- уроки на основе
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на
имитации деятельности
Успехи воспитательной деятельности
связаны, прежде всего, с тем, насколько
владеет педагог умениями развивать
и поддерживать познавательные интересы
детей, создавать атмосферу
Библиографический список «Музейная педагогика»
Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64
Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77
Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)
Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)
Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9
Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107
Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94
Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5
Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24
Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10
Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31