Музейная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

музейная педагогика.docx

— 28.81 Кб (Скачать файл)

 

- каждое посещение музея  – это занятие, и оно должно  иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

 

- учитель и дети должны  осознавать, что посещение музея  – не развлечение, а серьёзная  работа, а поэтому нужно готовиться  к нему;

 

- посещать музей нужно  после предварительной подготовки  и в процессе школьных занятий,  когда дети не устали и готовы  к восприятию;

 

- следует отказаться от  обзорных экскурсий, «как безумно  тяжёлых не только для сознания  ребёнка, но и взрослого»;

 

- отбирать экспонаты для  экскурсионного показа нужно  на основе возрастных интересов  ребёнка;

 

- итогом посещения музея  должно быть самостоятельное  творчество детей (рисунок, сочинение  на тему увиденного, создание  моделей и т.д.).

 

Школьный музей должен органично вписываться в систему  проводимых мероприятий, становиться  местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей  и музейных предметов.

 

Должно быть выстроено  образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы  работы являются местом деятельности профессионального (в том числе  экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован  результат. Это позволяет вовлечь  в проект профессионалов, способных  выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в  которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто  учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).

 

Наиболее эффективными формами  работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

 

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание  путеводителей, журналов, составление  видеофильмов, создание музейных экскурсионных  и индивидуально-образовательных  маршрутов по карте города, области  с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся  под руководством педагога, снимаются  и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в  дальнейшем использоваться в классно-урочной  и внеурочной, внеклассной работе.

 

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами  архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание  научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов  с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

 

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.

 

Принцип активности ребёнка  в процессе обучения остаётся одним  из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое  качество деятельности, которое характеризуется  высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и  умений, результативностью и соответствием  социальным нормам.

 

Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации  педагогической среды, т.е. применяемой  технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых  же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности  результатов.

 

В школах должно быть создано  особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные  музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную  и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как  организатора и помощника в осуществлении  этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

 

- научить ребёнка видеть  историко-культурный контекст окружающих  его вещей, т.е. оценивать их  с точки зрения развития культуры;

 

- формировать понимание  взаимосвязи исторических эпох  и своей причастности к современной  культуре, неразрывно связанной  с прошлым;

 

- формировать устойчивую  потребность и навыки общения,  взаимодействия с памятниками  культуры, музеем;

 

- развивать способность  к эстетическому созерцанию, сопереживанию  и наслаждению;

 

- формировать толерантность,  уважение к другим культурам,  их понимание, принятие.

 

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий  для выработки у учащихся позиции  созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности  в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания  исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

 

Особенно эффективны в  музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального  обучения.

 

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может  быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать  учебный процесс, даёт возможность  ребёнку проявить самостоятельность  в планировании, организации и  контроле своей деятельности.

 

Если музейный урок сохраняет  преемственность с традиционными  урочными формами работы, такая организация  деятельности требует другой формы  – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает  отчасти организатором, отчасти  консультантом. Кроме того, нужно  всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти  образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее  тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

 

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут  применяться и в музейной педагогике, относятся:

 

- интегрированные уроки,  основанные на межпредметных  связях;

 

- уроки в форме соревнований  и игр, конкурсов, турниров, эстафет,  викторин;

 

- уроки, основанные на  формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ  первоисточников, комментарий, мозговая  атака, репортаж;

 

- уроки на основе нетрадиционной  организации и представления  учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

 

- уроки с использованием  фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

 

- уроки, основанные на  имитации деятельности учреждений  и организаций: урок-суд, следствие,  дебаты в парламенте.

 

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько  владеет педагог умениями развивать  и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно  ставит учителя в коммуникативные  ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам  можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность  к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время  эти качества составляют гуманистический  потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая  целесообразность и эффективность  педагогического взаимодействия, повышение  качества образования, формирование гражданственности  и патриотизма у подрастающего  поколения – главной цели современной  школы, выполняющей социальный заказ  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список «Музейная  педагогика»

 

Белянкова, Н.М. Возможности  музейной педагогики в организации  исследовательской работы младших  школьников /Н.М. Белянкова //Начальная  школа.- 2011.-№9.-С.62-64

Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77

Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)

Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)

Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель  ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9

Турилова, Е.К. Реализация направления  «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107

Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94

Долгих, Е. Проект «Музейная  педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84

Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк  // Преподавание истории  в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5

Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24

Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей  учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная  школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31

Сечин, А. Г. Российский центр  музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории  в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10

Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31


Информация о работе Музейная педагогика