Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:11, курсовая работа
Цель: выявить условия музыкального воспитания подростков средствами культурно – досуговой деятельности.
Объект исследования: музыкальная культура подростков. Предмет исследования: развитие музыкальной культуры подростков средствами культурно – досуговой деятельности. Гипотеза исследования: развитие музыкальной культуры подростков будет эффективным, если:
1) музыкальная культура является одним из приоритетных направлений культурно – досуговой деятельности подростков;
2) имеются знания о возрастных особенностях подросткового возраста;
3) имеются знания о методике проведения культурно – досуговых мероприятий с подростками.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы музыкального воспитания подростков
1.1. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте………………………………………………………………………...7
1.2. Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»………………………………………………….11
1.3. Специфика музыкально – эстетической культуры подростков……….16
Глава 2. Условия использования средств культурно – досуговой
деятельности в целях музыкального воспитания подростков
2.1. Культурно - досуговая деятельность подростков………………………22
2. 2. Организации культурно-досуговой деятельности подростков в
условиях музыкального отделения ДШИ №14 г. Березовский……………28
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………...33
!одержаниеЍ
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы музыкального воспитания подростков
1.1. Психологические особенности
и задачи развития в
1.2. Музыкальная культура
личности как составляющая
1.3. Специфика музыкально
– эстетической культуры
Глава 2. Условия использования средств культурно – досуговой
деятельности в целях музыкального воспитания подростков
2.1. Культурно - досуговая
деятельность подростков…………………
2. 2. Организации культурно-
условиях музыкального отделения ДШИ №14 г. Березовский……………28
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Художественно-эстетическое воспитание, как одна из форм духовного развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня художественно-эстетическое воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом уровне художественно-эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, благодаря которой формируются и удовлетворяются эстетические, главным образом, художественные интересы и потребности школьников.
Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарского (формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в ВИА), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебниковой (составляющие музыкальной культуры). Однако данный вопрос нуждается в более углубленном исследовании. В частности, в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами культурно – досуговой деятельности.
Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально - эстетического воспитания подростков, как и всякая другая, отвечает определенной социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно - исторических условиях. Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека - факт очевидный и общепринятый.
Это подтверждают работы Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Когана и многих других.
Музыкально - эстетическая культура (МЭК) - составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе достижения многих отраслей знания, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народа. Ее сущность, специфические признаки раскрываются в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Кельчаровой. Психологические аспекты развития и формирования МЭК у школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С. Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного процесса.
Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л.М. Предтеченской и др.
Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость названных работ, проблемы целенаправленного развития музыкальной культуры подростков в педагогике изучено недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем МЭК, потребность в разработке и апробации внедрения технологий, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в школе. Таким образом, имеются противоречия между:
* объективными потребностями
общества в высоком уровне
развития МЭК личности и
* необходимостью определения
сущности и специфики МЭК
* важностью развития МЭК
подростков и отсутствием
Таким образом, несмотря на наличие большого количества исследований в интересующей нас отрасли, на современном этапе разработки системы формирования музыкальной культуры подростков возникает множество нерешенных проблем. Эти проблемы касаются как теории создания и развития теории музыкально - эстетического воспитания, так и педагогических условий организации и проведения занятий. Необходимо констатировать: тот положительный опыт, который накоплен за последние десятилетия учителями музыки, зачастую не может быть перенесен в новую среду и требует новых разработок и корректировки программ музыкально - эстетического воспитания.
Указанные противоречия и сложности обусловили актуальность исследования и определили выбор его темы: «Музыкальное воспитание подростков средствами культурно – досуговой деятельности (на базе музыкальной школы».
Цель: выявить условия музыкального воспитания подростков средствами культурно – досуговой деятельности.
Объект исследования: музыкальная культура подростков
Предмет исследования: развитие музыкальной культуры подростков средствами культурно – досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие музыкальной культуры подростков будет эффективным, если:
1) музыкальная культура
является одним из
2) имеются знания о
возрастных особенностях
3) имеются знания о методике проведения культурно – досуговых мероприятий с подростками.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте.
2. Выявить сущность и
дать определение понятия «
3. Выявить специфику музыкально
– эстетической культуры
4. Изучить особенности культурно - досуговой деятельности подростков.
5. Изучить организацию
культурно-досуговой
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- философские идеи о культуре, имеющие личностный и деятельностный аспекты (Г.В. Егель, М.С. Коган, Э.С. Маркарян и др.);
- концептуальные идеи о специфике МЭК (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.С. Тарасов, Б.А. Теплов);
- труды в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдулин, Л.Г. Арчажникова и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, анализ педагогического опыта работы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы музыкального воспитания подростков
1.1. Психологические особенности и задачи развития
в подростковом возрасте
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности [].
Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей [].
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой [ ].
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество [].
Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.(8)
Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Они делятся на следующие виды:
1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
3. Эксцентрические (желание
подростка быть в центре
Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.