Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:11, курсовая работа
Цель: выявить условия музыкального воспитания подростков средствами культурно – досуговой деятельности.
Объект исследования: музыкальная культура подростков. Предмет исследования: развитие музыкальной культуры подростков средствами культурно – досуговой деятельности. Гипотеза исследования: развитие музыкальной культуры подростков будет эффективным, если:
1) музыкальная культура является одним из приоритетных направлений культурно – досуговой деятельности подростков;
2) имеются знания о возрастных особенностях подросткового возраста;
3) имеются знания о методике проведения культурно – досуговых мероприятий с подростками.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы музыкального воспитания подростков
1.1. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте………………………………………………………………………...7
1.2. Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»………………………………………………….11
1.3. Специфика музыкально – эстетической культуры подростков……….16
Глава 2. Условия использования средств культурно – досуговой
деятельности в целях музыкального воспитания подростков
2.1. Культурно - досуговая деятельность подростков………………………22
2. 2. Организации культурно-досуговой деятельности подростков в
условиях музыкального отделения ДШИ №14 г. Березовский……………28
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………...33
Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков небольших городов, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В небольших городах и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.
Основными формами организации досуга подростков в целях музыкального воспитания могут быть:
· привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества;
· организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества;
· проведение творческих смен для участников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей («театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр.)
В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.
Для библиотек характерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера. Специфика тематического вечера: общие интересы аудитории; праздничная ситуация; развлечение; театрализация; игровая ситуация; понятная и близкая тема; связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека и др.
Таким образом,
2.2. Организации культурно-
условиях музыкального отделения ДШИ №14 г. Березовский
Коллектив музыкальной школы проводит большую работу по эстетическому воспитанию подростков. Регулярно проводятся тематические вечера, на которые приглашаются ребята старших классов из общеобразовательной школы. Вечер вальса, вечер танца, проводятся вечера и концерты, посвящённые творчеству известных композиторов - как современных, так и композиторов классиков.
На протяжении учебного года учащиеся вместе с преподавателями организовывают концерты по предприятиям и организациям г. Березовского. Доброй традицией в музыкальной школе стало проведение праздника «Посвящение в музыканты» и выпускного вечера, а также благотворительные и отчетные концерты. Ученики ДМШ принимают активное участие в районных и зональных музыкальных конкурсах и становятся их лауреатами и дипломантами.
Преподаватели музыкальной школы занимаются не только учебным процессом, но и принимают активное участие в организации досуга своих учеников.
При зале искусства ЦГ библиотеки действует «Литературно-музыкальная гостиная». По обыкновению, повод для очередного сбора в ней ( та или иная дата, связанная с именем или событием. Музыкальная гостиная ( это потребность интеллигентных читателей в негромком музыкальном общении о самом главном ( прикоснуться к чистому истоку музыки. Словом, без преувеличения можно сказать: за каждым вечером стоит большая работа. Вот некоторые из них:
28 февраля. Заседание клуба было посвящено А. С. Пушкину (ко Дню памяти А. С. Пушкина). Вечер назывался «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» (А. С. Пушкин в творчестве Георгия Свиридова).
К заседанию была оформлена книжная выставка «Музыка Г. Свиридова к драме Пушкина «Метель».
27 марта на очередное
заседание музыкальной
Главную роль исполнила Юлия Степановна Беляева. Заседание состоялось, что очень примечательно, в Международный День театра. Украшением спектакля явилась сама бенефициантка Юлия Степановна Беляева, которая продемонстрировала 2 фрагмента из спектакля Н. Островского «Свои люди сочтемся». Зал был полон. Спектакль удался. Затем общение 2-х клубов «Музыкальной гостиной» и «Театра воспоминаний» продолжилось за чашкой чая.
24 апреля на заседании
клуба «Музыкальная гостиная»
состоялась конкурсная
Конкурс вела О. А. Бычкова.
А поскольку члены музыкальной гостиной почти все посещают Хор ветеранов при ГЦТиД, то естественно, конкурс получился интересным и прошел на достаточно высоком уровне.
29 мая на очередном
заседании музыкальной
Одно из заседаний литературно-музыкальной гостиной было посвящено Е. А. Дьяконовой ( музе Сальвадора Дали и Ольге Хохловой ( музе Пабло Пикассо. Тематический вечер назывался «Русские музы европейской культуры».
Очень понравился членам музыкальной гостиной видеосалон «Музеи пригородов Санкт-Петербурга», посвященный 300-летию города на Неве.
Была развернута замечательная выставка альбомов и роскошных книг, посвященная музеям. Было представлено 57 экземпляров. Книговыдача составила 183 экземпляра.
Надо сказать, что члены клуба очень активные и заинтересованные, часто берут инициативу в свои руки, приглашают меня на концерты Хора ветеранов, на творческие капустники, праздники, выездные концерты (например, в июле месяце мы ездили вместе на Томскую писаницу, где традиционно проходят фестивали народных певческих коллективов).
Заключение
!писокР;итературыЍ
1.
Список литературы
1. Аванесова, Г.А. Культурно - досуговая деятельность: теория и практика организации [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.;
2. Бакланова, Т.И. Педагогика
художественной
3. Бирженюк, Г.М. Основы региональной
культурной политики и
4. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. - М.: Академия, 2001.-208 с.;
5. Домрачева, Л. Г. Теоретические
основы регулирования
6. Ерошенков, И. Н. Культурно
- воспитательная деятельность
7. Жарков, А.Д. Организация
культурно-просветительной
8. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский ; Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев . - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.;
9. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность [Текст]: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.;
10. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
11. Коргожа, Н.С. Профессиональное мастерство организатора - ведущего культурно - досуговых программ [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Коргожа. - Кемерово: КемГАКИ, 2003. - 105 с.;
12. Культура и образование. Проблема взаимодействия [Текст] // Вопросы философии. - 1997. - № 2;
13. Мид, М. Культура и мир детства[Текст] / М. Мид; пер. с англ. - М.: Наука, 1988.-429 с.;
14. Михайлова, Л. Н. Социология досуга [Текст] / Л.Н. Михайлова.- М., 1999;
15. Мосалев, Б. Г. Досуг: методология
и методика социологических
Мошкин, А.В. Дети Смуты [Текст] / А.В. Мошкин, В.Н. Руденко. – Екатеринбург, 1993;
16. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова - М.: Тривола, 1996. - 360 с;
17. Пархоменко, И.Т., Культурология в вопросах и ответах [Текст] / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. - М., 2001;
Петрова, 3. А. Методология и метод социологического исследования культурно-досуговой деятельности [Текст] / З.А. Петрова.- М., 1990;
Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека [Текст] / Л.П. Печко. - М , 1991; - с. 17
18. Погрешаева, Т. А. Самосозидание личности в свободное время [Текст] / Т.А. Погрешаева. - Саратов, 1999;
19. Пономарев, В.Д. Игровая технология праздничного досуга [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Пономарев. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. - 72 с.;
20. Развитие творческих способностей личности в сфере досуга [Текст].- Куйбышев, 1990;
21. Ребенок в мире культуры [Текст] / под ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь Ставропольсервисшкола, 1998. -558 с.;
22. Рыбинский, Е. М. Феномен детства в современной России [Текст] / Е. М. Рыбинский // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 14-18.;
23. Современные технологии социокультурной деятельности [Текст]. -Тамбов, 2002;
24. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга [Текст] / Ю.А. Стрельцов. - М., 2002;
25. Стрельцов, Ю. А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики [Текст] / Ю.А. Стрельцов.- М., 1999;
26. Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга [Текст] / Б.А. Титов.- СПб., 1996.
Приложение
PAGE
PAGE
PAGE
PAGE
Обычный
Заголовок 2
Основной шрифт абзаца
сновнойРHрифтР0бзацаЀ
Обычная таблица
бычнаяРBаблицаЀ
Нет списка
етРAпискаЀ
Обычный (веб)
Верхний колонтитул
ерхнийР:олонтитулЀ
Номер страницы
омерРAтраницыЀ