Музыкальное воспитание подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить условия музыкального воспитания подростков средствами культурно – досуговой деятельности.
Объект исследования: музыкальная культура подростков. Предмет исследования: развитие музыкальной культуры подростков средствами культурно – досуговой деятельности. Гипотеза исследования: развитие музыкальной культуры подростков будет эффективным, если:
1) музыкальная культура является одним из приоритетных направлений культурно – досуговой деятельности подростков;
2) имеются знания о возрастных особенностях подросткового возраста;
3) имеются знания о методике проведения культурно – досуговых мероприятий с подростками.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы музыкального воспитания подростков
1.1. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте………………………………………………………………………...7
1.2. Музыкальная культура личности как составляющая понятия «художественная культура»………………………………………………….11
1.3. Специфика музыкально – эстетической культуры подростков……….16
Глава 2. Условия использования средств культурно – досуговой
деятельности в целях музыкального воспитания подростков
2.1. Культурно - досуговая деятельность подростков………………………22
2. 2. Организации культурно-досуговой деятельности подростков в
условиях музыкального отделения ДШИ №14 г. Березовский……………28
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Музыкальное воспитание подростков.docx

— 47.39 Кб (Скачать файл)

Создание положительного, привлекательного имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и подростков, что создаст определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков небольших городов, где культурный уровень населения намного уступает этому же уровню городского населения. В небольших городах и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.

Основными формами организации досуга подростков в целях музыкального воспитания могут быть:

· привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества;

· организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества;

· проведение творческих смен для участников коллективов самодеятельного народного творчества и одаренных детей («театральные смены», «фольклорные каникулы» и пр.)

В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Для библиотек характерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера. Специфика тематического вечера: общие интересы аудитории; праздничная ситуация; развлечение; театрализация; игровая ситуация; понятная и близкая тема; связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека и др.

Таким образом,

 

 

2.2. Организации культурно-досуговой  деятельности подростков в

условиях музыкального отделения ДШИ №14 г. Березовский

 

Коллектив музыкальной школы проводит большую работу по эстетическому воспитанию подростков. Регулярно проводятся тематические вечера, на которые приглашаются ребята старших классов из общеобразовательной школы. Вечер вальса, вечер танца, проводятся вечера и концерты, посвящённые творчеству известных композиторов - как современных, так и композиторов классиков.

На протяжении учебного года учащиеся вместе с преподавателями организовывают концерты по предприятиям и организациям г. Березовского. Доброй традицией в музыкальной школе стало проведение праздника «Посвящение в музыканты» и выпускного вечера, а также благотворительные и отчетные концерты. Ученики ДМШ принимают активное участие в районных и зональных музыкальных конкурсах и становятся их лауреатами и дипломантами.

Преподаватели музыкальной школы занимаются не только учебным процессом, но и принимают активное участие в организации досуга своих учеников.

При зале искусства ЦГ библиотеки действует «Литературно-музыкальная гостиная». По обыкновению, повод для очередного сбора в ней ( та или иная дата, связанная с именем или событием. Музыкальная гостиная ( это потребность интеллигентных читателей в негромком музыкальном общении о самом главном ( прикоснуться к чистому истоку музыки. Словом, без преувеличения можно сказать: за каждым вечером стоит большая работа. Вот некоторые из них:

28 февраля. Заседание клуба  было посвящено А. С. Пушкину (ко Дню памяти А. С. Пушкина). Вечер назывался «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» (А. С. Пушкин в творчестве Георгия Свиридова).

К заседанию была оформлена книжная выставка «Музыка Г. Свиридова к драме Пушкина «Метель».

27 марта на очередное  заседание музыкальной гостиной  был приглашен Театр воспоминаний  «Ностальгия», который показал спектакль  «Бенефис несостоявшейся актрисы…».

Главную роль исполнила Юлия Степановна Беляева. Заседание состоялось, что очень примечательно, в Международный День театра. Украшением спектакля явилась сама бенефициантка Юлия Степановна Беляева, которая продемонстрировала 2 фрагмента из спектакля Н. Островского «Свои люди сочтемся». Зал был полон. Спектакль удался. Затем общение 2-х клубов «Музыкальной гостиной» и «Театра воспоминаний» продолжилось за чашкой чая.

24 апреля на заседании  клуба «Музыкальная гостиная»  состоялась конкурсная программа  на лучшее исполнение караоке  по 100-бальной оценке.

Конкурс вела О. А. Бычкова.

А поскольку члены музыкальной гостиной почти все посещают Хор ветеранов при ГЦТиД, то естественно, конкурс получился интересным и прошел на достаточно высоком уровне.

29 мая на очередном  заседании музыкальной гостиной  состоялся музыкальный вечер  «Все глуше музыка души» (к 80-летию  Булата Окуджавы). Была оформлена  книжная выставка.

Одно из заседаний литературно-музыкальной гостиной было посвящено Е. А. Дьяконовой ( музе Сальвадора Дали и Ольге Хохловой ( музе Пабло Пикассо. Тематический вечер назывался «Русские музы европейской культуры».

Очень понравился членам музыкальной гостиной видеосалон «Музеи пригородов Санкт-Петербурга», посвященный 300-летию города на Неве.

Была развернута замечательная выставка альбомов и роскошных книг, посвященная музеям. Было представлено 57 экземпляров. Книговыдача составила 183 экземпляра.

Надо сказать, что члены клуба очень активные и заинтересованные, часто берут инициативу в свои руки, приглашают меня на концерты Хора ветеранов, на творческие капустники, праздники, выездные концерты (например, в июле месяце мы ездили вместе на Томскую писаницу, где традиционно проходят фестивали народных певческих коллективов).

Заключение

 

 

!писокР;итературыЍ

1.

Список литературы

 

1. Аванесова, Г.А. Культурно - досуговая деятельность: теория  и практика организации [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.;

2. Бакланова, Т.И. Педагогика  художественной самодеятельности [Текст]: уч. пособие / Т.И. Бакланова. - М, 1992;

3. Бирженюк, Г.М. Основы региональной  культурной политики и формирования  культурно- досуговых программ [Текст] / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. - СПб., 1992.

4. Бочарова, Н. И. Организация  досуга детей в семье [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. - М.: Академия, 2001.-208 с.;

5. Домрачева, Л. Г. Теоретические  основы регулирования межнациональных  отношений средствами культурно- досуговой деятельности [Текст] / Л.Г. Домрачева.- М, 1995;

6. Ерошенков, И. Н. Культурно - воспитательная деятельность среди  детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 221 с.;

7. Жарков, А.Д. Организация  культурно-просветительной работы [Текст]: уч. пособие / А.Д. Жарков. - М.: Просвещение, 1989.

8. Зеньковский, В. В. Психология  детства [Текст] / В.В. Зеньковский ; Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев . - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.;

9. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность [Текст]: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.;

10. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.

11. Коргожа, Н.С. Профессиональное  мастерство организатора - ведущего  культурно - досуговых программ [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Коргожа. - Кемерово: КемГАКИ, 2003. - 105 с.;

12. Культура и образование. Проблема взаимодействия [Текст] // Вопросы  философии. - 1997. - № 2;

13. Мид,  М. Культура и  мир детства[Текст] / М. Мид; пер. с  англ. - М.: Наука, 1988.-429 с.;

14. Михайлова, Л. Н. Социология  досуга [Текст] / Л.Н. Михайлова.- М., 1999;

15. Мосалев, Б. Г. Досуг: методология  и методика социологических исследований [Текст] /Б.Г. Мосалев.- М., 1995;

Мошкин, А.В. Дети Смуты [Текст] / А.В. Мошкин, В.Н. Руденко.  – Екатеринбург, 1993;

16. Обухова, Л.  Ф.  Детская  психология:  теория,  факты,  проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова - М.: Тривола, 1996. - 360 с;

17. Пархоменко, И.Т., Культурология  в вопросах и ответах [Текст] / И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. - М., 2001;

Петрова, 3. А. Методология и метод социологического исследования культурно-досуговой деятельности [Текст] / З.А. Петрова.- М., 1990;

Печко, Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека [Текст] / Л.П. Печко. - М , 1991;  - с. 17

18. Погрешаева, Т. А. Самосозидание  личности в свободное время [Текст] / Т.А. Погрешаева. - Саратов, 1999;

19. Пономарев, В.Д. Игровая  технология праздничного досуга [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Пономарев. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. - 72 с.;

20. Развитие творческих  способностей личности в сфере  досуга [Текст].- Куйбышев, 1990;

21. Ребенок в мире культуры [Текст] / под ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь  Ставропольсервисшкола, 1998. -558 с.;

22. Рыбинский, Е. М. Феномен  детства в современной России [Текст]  / Е. М. Рыбинский // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 14-18.;

23. Современные технологии  социокультурной деятельности [Текст]. -Тамбов, 2002;

24. Стрельцов, Ю. А. Культурология  досуга [Текст] / Ю.А. Стрельцов. - М., 2002;

25. Стрельцов, Ю. А. Человек  в мире общения: основы досуговой  синергетики [Текст] / Ю.А. Стрельцов.- М., 1999;

26. Титов, Б. А. Социализация  детей, подростков и юношества  в сфере досуга [Текст] / Б.А. Титов.- СПб., 1996.

Приложение

PAGE 

PAGE 

PAGE 

PAGE 

Обычный

Заголовок 2

Основной шрифт абзаца

сновнойРHрифтР0бзацаЀ

Обычная таблица

бычнаяРBаблицаЀ

Нет списка

етРAпискаЀ

Обычный (веб)

Верхний колонтитул

ерхнийР:олонтитулЀ

Номер страницы

омерРAтраницыЀ

 


Информация о работе Музыкальное воспитание подростков