Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:43, курсовая работа
Цель исследования — определить основные направления музыкально-эстетического развитие ребенка в детском саду.
Из цели исследования вытекают его основные задачи:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития.
2. Охарактеризовать особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть принципы организации музыкальной деятельности в детском саду.
4. Обобщить опыт по развитию музыкально-эстетического воспитания в детском саду.
5. Провести исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
1.1.Сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития………7
1.2.Особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………14
1.3 Принципы организации музыкальной деятельности в детском саду…19
Выводы по первой главе………………………………………………………23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧИСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Обобщение опыта по развитию музыкально-эстетического развития в детском саду……………………………………………………………………24
2.2. Исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста…….……………………………………………………29
2.3. Рекомендации педагогам по музыкально-эстетическому развитию детей…………………………………………………………………………….36
Выводы по второй главе…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Выявлено, что восприятие музыки подразделяется на два типа (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Типы восприятия музыки
Первому типу восприятия свойственна картинность. Он заключается в том, что, слушая музыку, дети выделяют для себя отдельную деталь, которая отвечает их зрительному коду, затем, развивая в суждениях этот момент, отходят от музыкального образа и переводят его на язык другого вида искусства — поэзии, живописи и т.п. Существующий код становится доминирующим в оценивании.
Особенностью второго типа является способность глубоко переживать настроение музыки, которое проявляется в интонациях, радости, грусти и тому подобное. На этой основе дети выражают оценку, в которой фиксируется эмоциональная направленность музыки.
Тесно с проблемой музыкального воспитания переплетается развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости. Отсутствие привычного словесного подтекста, а порой и программного названия все внимание обращается на внутренние процессы музыкального произведения.
Развитие образного мышления ребенка позволяет осознать общность всех видов искусств, наличие единой корневой системы, и общую модель строения мирового пространства. В таком случае, образ - это единая структурная единица, основной метод для конструирования эмоций, усвоения общих законов восприятия и их вариантов.
Эстетическая оценка имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, специфически проявляется от уровня эстетической воспитанности детей и формируется при целенаправленном педагогическом управлении этим процессом. Незрелость эстетического отношения к искусству как отражения красоты окружающей действительности лишает детей возможности овладения оценочным методом формирования самих ценностных ориентаций в области искусства.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и музыкальных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.
Эстетическое воспитание – это воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. Вместе с тем эстетическое воспитание призвано развивать у людей способность работать творчески и вносить прекрасное в нашу жизнь и быт.
Приобщение человека к эстетическим
идеалам начинается в раннем детстве.
Чтобы взрослый человек выделял прекрасное
в окружающем мире, имел богатый духовный
внутренний мир, необходимо обратить особое
внимание на его эстетическое воспитание
в дошкольном возрасте.
Эстетическое развитие рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Воспитание эстетического отношения к окружающему миру является сложным и длительным процессом. Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, ребенку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Организация этого пути для детей в разные возрастные периоды – главная задача воспитателей дошкольных учреждений. Эффективность реализации данной задачи зависит от того, какие формы, средства и методы выбраны для оптимального воздействия на сознание ребенка. Одним из таких средств является музыкальное искусство.
В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его шумов, улавливает звуки. Он внимательно слушает мелодию, сосредотачивается, замирает на некоторое время, прислушивается, реагирует улыбкой, некоторыми движениями.
Дети постарше способны осмыслить некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки, наблюдается первоначальное проявление художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.
Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. У них накапливается опыт простейших мелодий, формируется внимание, интерес к музыке, одновременно начинают проявляться основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма.
На детей оказывает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада, что должно учитываться воспитателем при организации занятий. Важно, чтобы работа воспитателя при этом строилась на научной основе и находила свою реализацию с учетом определенной программы, включающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением основных педагогических принципов постепенности, последовательного усложнения материала, опоры на положительные идеалы и ценности, дифференцированного подхода к знаниям, умениям и природным задаткам воспитанников.
С возрастом при правильной постановке музыкального воспитания возможности детей возрастают, поэтому воспитатель должен серьезно подойти к организации совей работы. При ознакомлении ребенка с музыкальным произведением педагог должен стремиться вызвать у него эмоциональный отклик на музыкальный образ, побудить сопереживание ему. Поэтому одним из важных моментов при проведении занятия является правильный выбор музыкального произведения. Оно должно быть высокохудожественным, потому что только на художественном материале развивается вкус ребенка. Музыкальные произведения подбираются с учетом возрастной группы детей и их интересов. Не следует давать материал, который не доступен восприятию, имеет слишком быстрый темп, сложный текст, так как это вызывает излишнее утомление, бесполезное напряжение внимания, воспитанники не успевают улавливать особенности и характер музыкального произведения, и его звучание сливается для них в сплошной шум. Отбирая музыкальные произведения в педагогических целях, нужно обращать внимание на его эмоционально-образное содержание и тематическую направленность, раскрывающуюся в характере музыки, на жанр, структуру и средства выразительности композиций. Этот процесс должен быть связан с пониманием психических особенностей музыкального восприятия дошкольников.
Музыкальное развитие конкретизируются по отдельным видам деятельности и для каждой возрастной группы. К таким видам деятельности относятся: обучение пению, слушание музыки, обучение музыкально-ритмическим движениям, игра на инструментах. Важное требование для воспитателя – установление взаимосвязи между видами музыкальной деятельности.
У дошкольников, как и у взрослых, есть потребность выражать свои чувства и настроение в песне. В детском саду учат детей петь выразительно, непринужденно, напевно и легко, правильно брать дыхание во время пения и отчетливо произносить слова песни. В процессе пения у ребенка развивается музыкальный слух и чувство ритма.
Слушая музыку, дети учатся различать характер музыкальных произведений, чувствовать единство поэтического и музыкального выражения. Для лучшего восприятия музыки, воспитатель использует словесные пояснения, в которых отмечается связь данной композиции с жизненными явлениями. Важно, пользуясь немногими словами, точно и правильно передать поэтичные характеристики образов, вложенных автором произведения с помощью выразительных средств.
Обучение музыкально-ритмическим движениям применяется для приобретения двигательных навыков, которые дают больше возможностей индивидуально проявить себя, творчески действовать.
Игра на детских музыкальных инструментах – еще одна сфера музыкальной деятельности дошкольников. Она содействует воспитанию у детей целого ряда положительных качеств: упорства, настойчивости, усидчивости, активного внимания, выдержки, воли. Игра и музицирование способствуют развитию детской самостоятельности и носят творческий характер, давая возможность лучше проявлять себя и стать активнее на музыкальных занятиях.
Все эти виды деятельности способствуют встречи детей дошкольного возраста в жизни с прекрасным, вызывает у них эстетическое чувство. Это чувство не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы и личностные качества. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения, сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает музыка, заставляет детей прислушиваться к ее звучанию и стихам, улавливая при этом художественные образы.
Психологические особенности детей дошкольного возраста обуславливают необходимость включения музыкальной деятельности при организации занятий в детском саду как средства эстетического развития. А задача воспитателя – сделать такое занятие увлекательным, насыщенным радостным устремлением и творческим воображением, эмоционально окрашенным, несущим новые впечатления, направленным на присвоение ценностей искусства и культуры посредством их творческого преобразования по законам красоты.
Таким образом, музыкально-эстетическое развитие – важная часть становления личности и развития ребенка. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности. Понимание прекрасного, наслаждение искусством – без этого невозможно представить себе всесторонне и гармонически развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.
1.3 Принципы организация
музыкальной деятельности в
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального восприятия детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка. Становления его личности.
Традиционно в ДОУ принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: непосредственная образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках.
При таком подходе музыка в повседневной жизни ДОУ объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне проведения НОД (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.).
Если НОД является основной формой учебной деятельности в ДОУ и образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становятся косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным развитием детей.
Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.
Для комплексного музыкального развития детей составляется программа занятий для каждой возрастной группы в отдельности. В основании этой программы могут лежать различные методики, которые выбираются преподавателем на свое усмотрение, но все они должны быть направлены на развитие ребенка, вовлекать его в «музыкальный мир». В программе занятий также должны присутствовать основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах.Занимаясь музыкальным воспитанием, важно также помнить и об общем развитии детей. Коллектив детского сада также должен сотрудничать со специалистами музыкальной школы, это пожжет разработать наиболее эффективную методологию для проведения занятий по музыкальному воспитанию.
О необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста говорил В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях.
Информация о работе Музыкально-эстетическое развитие ребенка в повседневной жизни детского сада