Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:43, курсовая работа
Цель исследования — определить основные направления музыкально-эстетического развитие ребенка в детском саду.
Из цели исследования вытекают его основные задачи:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития.
2. Охарактеризовать особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть принципы организации музыкальной деятельности в детском саду.
4. Обобщить опыт по развитию музыкально-эстетического воспитания в детском саду.
5. Провести исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
1.1.Сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития………7
1.2.Особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………14
1.3 Принципы организации музыкальной деятельности в детском саду…19
Выводы по первой главе………………………………………………………23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧИСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Обобщение опыта по развитию музыкально-эстетического развития в детском саду……………………………………………………………………24
2.2. Исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста…….……………………………………………………29
2.3. Рекомендации педагогам по музыкально-эстетическому развитию детей…………………………………………………………………………….36
Выводы по второй главе…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.
Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.
Целью работы является общее психическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Задачи:
-способствовать раннему
развитию ребенка через
- помочь детям младшего дошкольного возраста в увлекательной игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно;
- создать предпосылки к формированию творческого мышления;
- способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;
- формирование готовности к дальнейшему обучению;
-развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения;
- формирование у детей
качеств, способствующих
Работа с детьми должна соответствовать современным требованиям, включать в себя новые разработки. Она должна иметь развивающий характер, быть ориентирована на общее и музыкальное развитие ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельностью. Должны быть учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
Содержание должно быть ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Необходимо оснащение практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий.
1) Подвижные игры, развитие крупной моторики, развитие координации движений и концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование двигательных навыков, коррекция речи в движении (проговаривание, подпевание, формирование речедвигательных навыков), выработка слаженности действий в коллективе, развитие навыков социального взаимодействия, развитие совместной продуктивной деятельности.
2) Развитие мелкой и крупной моторики, развитие моторики пальцев, кистей рук, с помощью пальчиковых игр происходит обучение счету.
3) Развитие слуха, голоса, простейшее интонирование (голоса животных, звуки природы, забавные слоги), развитие звуковысотного, динамического, тембрального слуха, пение и движение, инсценировки, элементарная голосовая импровизация.
4) Знакомство с музыкальной грамотой, слушание музыки, обучение игре на шумовых и звуковысотных инструментах, знакомство с нотами и клавиатурой, обучение игре на инструментах: металлофоны, ксилофоны, синтезаторы, фортепиано, знакомство с музыкальными инструментами - как детскими, так и инструментами симфонического и народного оркестров (звучание, иллюстрации), музицирование, игра в мини-оркестре (дети и родители), слушание музыкальных произведений, эмоциональное переживание музыки в пластических импровизациях.
5) Развитие творческих способностей, воображения, озвучивание и инсценировка сказок, стихов, пластические этюды и двигательные импровизации в процессе активного слушания музыки, инструментальное музицирование, импровизации на шумовых и детских музыкальных инструментах.
6) Звукотерапия, освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (упражнения на релаксацию, на формирование правильного дыхания, оздоровительные техники).
Выводы по первой главе:
Требования гуманизации педагогического процесса, выдвинутые педагогами и психологами, формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения.
Форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни ДОУ предусматривает два вида руководства со стороны педагога: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит по инициативе педагога; при этом он должен учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.
В основе музыкального воспитания, прежде всего, лежит музыкальное восприятие. На функциональном уровне музыкальное восприятие понимается как функция познавательная, эмоциональная, гедонистическая. На уровне индивидуального слушателя музыкальное восприятие представлено как художественное общение с композитором, диалог с героем художественного мира музыкального произведения. Здесь происходит развитие личности, ребенка, формирование его установок и ценностных ориентаций.
Подготовка и проведение музыкальных мероприятий, утренников, праздников, конкурсов дает возможность педагогу музыки решать задачи эстетического воспитания дошкольников: научить воспринимать красоту; сформировать эстетические чувства и потребности; развивать общие и художественно - творческие способности; предоставить дошкольникам опыт творческой деятельности.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Обобщение опыта
по развитию музыкально-
Автор ВКР в целях практического исследования, рассматривал опыт Натальи Николаевны, педагога, для анализа и обобщения в ДОУ «Белоснежка» ,в старшей группе 5-6 лет.
В ходе наблюдения за деятельностью _________________ мы выявили следующее:
Общее руководство всей работой по музыкально-эстетическому развитию детей является одной из важных функций заведующего детским садом и старшего воспитателя.
Эта работа ведется в двух направлениях.
Во-первых, заведующий совместно со старшим воспитателем обеспечивает руководство планированием всего процесса музыкального воспитания. Они систематически контролируют выполнение требований «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Во-вторых, заведующий и старший воспитатель создают необходимые условия для успешного осуществления работы по музыкально-эстетическому воспитанию, оснащая педагогический процесс необходимым оборудованием, техническими средствами, пособиями, методической и научно-педагогической литературой.
В соответствии с годовым планом намечается объем работы с музыкальным руководителем, воспитателями, родителями. В годовом плане отражаются определенные вопросы, касающиеся организации музыкального воспитания. Эти вопросы выносятся на обсуждение на собраниях всего педагогического коллектива.
Заведующий и старший воспитатель оказывают помощь музыкальному руководителю в организации семинаров, практикумов для воспитателей, периодически осуществляют контроль за регулярностью их проведения.
Тематика и содержание семинаров и практикумов определяются с учетом актуальности того или иного вопроса музыкального воспитания детей для данного дошкольного учреждения и зависят от опыта и подготовленности самого музыкального руководителя. Это могут быть теоретические вопросы музыкального воспитания, овладение воспитателями конкретными практическими навыками в области музыкально-ритмических движений, пения, игры на детских музыкальных инструментах и т. д. Во время практикумов музыкальный руководитель разучивает с воспитателями игры с пением, хороводы, музыкально-дидактические игры; обучает навыкам в изготовлении необходимых дидактических пособий, костюмов, атрибутом для театрализованной деятельности детей; организует прослушивание детского музыкального репертуара и т. д.
Заведующий и старший воспитатель следят также за тем как музыкальный руководитель осуществляет работу с родителями. Важную роль здесь играет проведение тематических собраний групповых консультаций по вопросам музыкального воспитания, организация тематических выставок, изготовление совместно с воспитателями папок-передвижек и т. д.
Воспитатель привлекается к активному участию в педагогических советах, на которых заслушиваются и обсуждаются его доклады о выполнении программы по отдельным видам музыкальной деятельности или по отдельным формам музыкального воспитания.
С целью контроля за осуществлением задач музыкального воспитания и оказания методической помощи педагогу заведующий и старший воспитатель периодически посещают музыкальные занятия. Каждое такое посещение намечается заранее и с определенной целью, например: проверить, как дети овладели навыками в области пения или музыкально-ритмических движений, как в условиях музыкальных занятий решаются задачи нравственного, умственного, физического воспитания и т. д.
Таким образом, только содержательная и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения обеспечивает необходимые условия для организации процесса музыкального воспитания, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах).
Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.
Функции и обязанности воспитателя:
За общую постановку музыкального воспитания в детском саду отвечает музыкальный руководитель
Он выполняет следующее:
1. Проводит занятия
в каждой возрастной группе
два раза в неделю
Это требует большой предварительной подготовки: отбирается и разучивается музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно исполнить детям. Разрабатывает и планирует усвоение программных навыков, своевременно готовит наглядный материал, пособия, прослушивает грамзаписи. Намечает и проводит (если это необходимо) индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми.
2. Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение.
3. Посредством консультаций
и групповых занятий руководит
работой воспитателей в
На консультациях воспитатель знакомит воспитателей с планом работы, разучивает детские произведения, обращая внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок, обсуждает проведенное занятие (учитывает успехи, затруднения ребят, которым нужна помощь), подбирает пластинки для проигрывания на утренней гимнастике, других занятиях, прогулке и т. д.
На групповых занятиях воспитатель систематически обучает воспитателей, совершенствуя их навыки в области пения и движения. Разучивает с ними произведения для индивидуального и коллективного исполнения на праздниках и развлечениях. При этом учитывает способности каждого: один имеет хороший голос, другой прекрасно танцует, третий красиво выполняет упражнения, четвертый выразительно декламирует и может стать активным ведущим праздника.
4. Регулярно проводит
педагогические совещания, на которых
решаются методические вопросы,
обсуждается программа
5. Проводит работу с
родителями, вовлекая их в общий
процесс музыкального
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:
1. Активно участвует в процессе обучения детей
Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений тем самым активизируя малышей.
В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
2. Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета
Информация о работе Музыкально-эстетическое развитие ребенка в повседневной жизни детского сада