Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 21:07, реферат
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкально грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика - слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения.
Введение 3
Раздел 1. Сущность и понятие музыкальных способностей 5
1.1 Характеристика музыкальных способностей 5
1.2 Классификация музыкальных способностей 8
Раздел 2. Развитие музыкальных способностей 14
2.1 Методы и приёмы развития музыкальных способностей 14
2.2 Последовательное развитие музыкальных способностей 17
Выводы 21
Список используемых источников 23
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА
Кафедра дирижирования и вокала
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Реферат
по предмету «Психолого-педагогические основы
музыкально-педагогической деятельности»
Гродно, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Сущность и понятие музыкальных
способностей
1.1 Характеристика музыкальных
способностей
1.2 Классификация музыкальных
способностей
Раздел 2. Развитие музыкальных способностей
2.1 Методы и приёмы развития музыкальных способностей 14
2.2 Последовательное развитие музыкальных способностей 17
Выводы
Список используемых
источников
ВВЕДЕНИЕ
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкально грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика - слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения.
Сегодня особую актуальность приобретает развитие творческих способностей у ребенка, ведь в эти годы закладывается основа, на которую позже будут накладываться знания художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с самых первых дней своей жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником в воспитании, развитии музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей является одним из средств формирования личности ребенка.
Исследуя проблемы способностей в теоретическом направлении, я пришла к тому, что эти вопросы довольно подробно и полно освещены в литературе.
Большинство авторов рассматривает тему способностей примерно с похожих позиций, то есть каких-либо полярных суждений по этому поводу не обнаруживается. Особенно ценными для нас являются материалы по классификации музыкальных способностей и их подробное представление.
Цель данной работы: рассмотреть и изучить музыкальные способности и выявить наиболее эффективные методы развития музыкальных способностей.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, литературы.
Понятие о способностях впервые
в науку ввел Платон.
Он впервые наиболее фундаментально разработал
теорию творчества. Помимо процесса создания
нового, Платоном было замечено особое
воздействие искусства на человека, заключающееся
в способности вторгаться во внутренний
мир человека и не только временно подчинять
своему влиянию, но и менять, формировать
характер, лепить его душу. Самым проникающим
вглубь души видом искусства Платон считал
"мистическое искусство" (звучание
песен), где ритм и гармония несут благообразие.
Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. Попытки философского осмысления человеческих способностей можно найти в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Аквинского Ф. Эти попытки древних ученых - понять способности человека - и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий.
Дальнейший вклад в учение о
способностях сделали западноевропейские
философы-материалисты Спиноза, Гельвеции,
Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях
провозгласили врожденность способностей
и сводили их к задаткам.
Дидро отстаивал теорию наследственных
способностей, а Гельвеции защищал теорию
приобретенных способностей, отрицающую
значение природных предпосылок, считающую
способности лишь средой и воспитанием.
Одной из самых сложных и интересных
проблем психологии является проблема
индивидуальных различий. Трудно назвать
хоть одно свойство, качество, черту человека,
которое не входило бы в круг этой проблемы.
Психические свойства и качества людей
формируются в жизни, в процессе обучения,
воспитания, деятельности.
При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому как люди и интересны тем, что они разные.
Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.
Способности - это природная одаренность, талантливость. Умения, а также возможность производить какие-либо действия [6,с.658].
Способности – индивидуально-педагогические, анатомо-физиологические, конституциональные особенности человека, нейродинамические свойства мозга, определяющие при прочих равных условиях быстроту, основательность, легкость и прочность овладения различными видами деятельности [8,с.85].
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [6,с.558].
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой- то одной области.
Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества.
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля – в 8 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. Способности, по его мнению, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности [13, c.375].
Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
Музыкальные способности содержат следующие основные компоненты: ладовое чувство; способность к слуховому представлению; музыкально-ритмическое чувство; способность активно переживать музыку; чувствовать эмоциональность ритмов.
В книге Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности, главным показателем которой Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.
Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей [13].
Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей, поскольку если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
1.2 Классификация музыкальных способностей
В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера.
Другие авторы разграничивают понятие способностей и пригодности к деятельности, включая в структуру пригодности не только способности. Но и общие психологические условия, необходимые для успешного выполнения деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.
Способности можно классифицировать следующим образом:
музыкальные;
лингвистические;
интеллектуальные; творческие.
Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух. [13]
Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на :
музыкально-эстетические;
специальные.
Соглашаясь в целом м этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.
В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов.
Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе. [13]