Наглядные методы обучения и их роль в развитии воображения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема методов обучения является одной из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это
главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

^ Глава 1. Теоретические основы наглядных методов обучения …………………………………………………………………….7
Ретроспективный анализ проблемы методов обучения в истории педагогики …………………………………………………7
Специфика использования наглядных методов обучения в начальной школе……………………………………………...16
Особенности воображения младших школьников ………...28

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию воображения младшего школьника с помощью наглядных методов обучения …………………………………..36
2. 1. Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников ……………………………………………………36
^ 2.2. Развитие воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения ………………………………………….39

Заключение ……………………………………………………………….45

Список использованной литературы ……………………….49

Приложение ……………………………………………………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)
  •  
    игра- соревнование «Журнал «Небылицы в лицах», которая показала, что детям еще трудно подключать свободное фантазирование;
  •  
    игра «Презентация мира», направленная на перевод предметного восприятия мира в его образное восприятие, она показала довольно высокое ценностное восприятие детьми реальности;
  •  
    игра- театр «Рукавичка», направленная на развитие чувственной сферы детей.

 
В результате работы я пришла к следующим выводам:  
 
- наглядные методы обучения являются одним из важных факторов развития воображения младших школьников; 
 
- воображение является функцией, обеспечивающей процесс обучения; 
 
- учитель нередко сам виноват в слабом развитии воображения своих учеников; 
 
- необходимо зажечь в учениках жажду познания с помощью наглядных методов обучения и других способов. 
 
Таким образом, в своей практической деятельности каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики были активны на уроке. В этом помогают наглядные методы обучения. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организован- 
ный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти  
законы или убедиться в их достоверности. 
 
Наглядности в обучении присущи следующие характеристики: 
 
- она служит исходным моментом, источником и основой приобретения  
знаний;  
 
- является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвое- 
ние учебного материала и его закрепление в памяти;  
 
- образует фундамент развития творческого воображения и мышления;  
 
- является критерием достоверности приобретаемых знаний;  
 
- оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные  
органы ощущений и впечатлительность;  
 
- соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, зву- 
ками, ощущениями вообще;  
 
- обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления,  
образа памяти и образа творческого воображения;  
 
- мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двига- 
тельных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы. 
 
При использовании наглядных методов обучения в начальной школе необходимо соблю- 
дать ряд условий: 
 
- применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся 
 
- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; 
 
- наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все  
учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;  
 
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллю- 
страций;  
 
- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации яв- 
лений;  
 
- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с со- 
держанием материала;  
 
- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в  
наглядном пособии или демонстрационном устройстве.  
 
Кроме того, мы постарались рассмотреть проблему управления внима- 
нием младших школьников с помощью наглядных методов.  
 
Мы отметили, что от методов обучения зависит немалый успех работы  
учителя и школы в целом. Методам обучения посвящено множество фунда- 
ментальных статей и, в частности, наглядным методам обучения. Несмотря  
на это проблема методов обучения остается весьма актуальной. Актуальной  
остается также проблема управления вниманием младших школьников, так  
как произвольное внимание у них еще недостаточно сформировано. Объеди- 
нив эти две проблемы в одну, мы выдвинули гипотезу о том, что наглядные  
методы обучения весьма эффективно использовать при управлении внимани- 
ем младших школьников. Данную гипотезу мы постарались обосновать в работе. 
 
Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в на- 
чальной школе. Это правило вытекает из психологических особенностей  
внимания младшего школьника.  
 
Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.  
Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внима- 
ние является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без  
внимания невозможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, не  
возникает мысль. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять внима- 
нием учеников.  
 
У младших школьников небольшая устойчивость внимания, им свойст- 
венно частое отвлечение. В связи с этим с первых уроков необходимо "вос- 
питывать" внимание.  
 
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстра- 
цию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и  
социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на глав- 
ном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащих- 
ся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные,  
внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов.  
Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового мате- 
риала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом.  
Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.  
 
 
Наши исследования подтвердили гипотезу о том, что воображение развивается не только благодаря каким-то индивидуальным способностям ре- 
бенка, а при большой направленной работе учителя — наставника.  
 
Чтобы процесс воображения превратился в разумную творческую дея- 
тельность, педагогу необходимо ставить перед детьми цель и помогать само- 
стоятельно её достичь. Тогда ребёнок получает ту идею, которая соединяет все выдуманные картинки, эпизоды, рассказы во что-то единое.  
Прежде всего ребёнку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься.  
 
 
Необходимо в каждый урок вносить момент игры. Ведь именно в игре делаются первые шаги к творческой деятельности.  
 
Чтобы вызвать у ребёнка активно к новому, желание думать и открыть  
это новое, нужно разбудить в ребёнке интерес, для этого необходимо возник- 
новение положительных эмоций. 
 
Для развития воображения необходимо обогащение опыта ребёнка, на- 
сыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире.  
 
Таким образом, цель дипломной работы, состоящая в определении спе- 
цифики использования наглядных методов в начальной школе полностью  
реализована посредством теории и практики.  
 
Наглядность на уроках способствует: прочному усвоению знаний, фор- 
мированию умений и навыков; развитию творческой активности  
младших школьников; обогащению абстрактного мышления школьников. 
 
 
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
1. Алексюк А. Н.. Проблемы методов обучения в общеобразова- 
тельной школе. — М., 1979. — 67 с.  
 
2. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. — М.: Про- 
свещение, 1998. — 176 с.  
 
3. Бабанский Ю. К.. Методы обучения в современной общеобразо- 
вательной школе. -М., 1985. — 112 с.  
 
4. Головин С.Ю. Психология. М.: Просвещение, 2001. — 463 с.  
 
5. Голант Е. Я.. Методы обучения в советской школе. -М., 1957.—  
 
65с. 
 
6. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ.  
педвузов. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.  
 
7. Данилов М. А., Есипов Б. П.. Дидактика. -М., 1957. — 114 с.  
 
8. Дудецкий А. Я; Алхимов Д. Д. Сравнительная характеристика  
воссоздающего воображения у учащихся 1, 2, 3 - го и 4 - го клас- 
сов. — Уч. зап. СГПИ. Смоленск, 1957, вып. IV, ч. П. — 98 с.  
 
9. Зельманова Л.М. Наглядности в преподавании русского языка:  
Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — с. 159.  
 
10.Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, пер- 
спективы. — М.: Знание, 2001. — 165 с.  
 
11.Караева С.А. Использование карточек с картинками на уроках  
русского языка: наглядный материал. // Начальная школа. — 2003.  
- № 8 — с. 46.  
 
12.Кирюхина О. Использование на уроках русского языка послови- 
цы и поговорки.// Начальная школа. — 2001. — № 9. — с. 50  
 
13.Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические  
сочинения./ Я.А. Коменский. В 2-х т. — М., 1982, т. 1. — 384 с.  
 
14.Крутецкий В.А. Роль воображения в жизни младших школьни- 
ков. М., 1986. — 253 с. 
 
 
15.Лащик Я. Развитие теории и практики педагогики творчества.  
 
Автореф. дис. докт. пед.наук. Рос. акад. образования, Ин-т тео- 
рет.педагогики и междунар.исслед. в образовании. - М., 2004.- 37с. 
 
16.Лернер И. Я., Дидактическая система методов обучения, М.,  
1996. — 188с.  
 
17. Леванина Н.Н. В новый век — с новыми технологиями (инфор- 
матизация учебного процесса). // Начальная школа — 2007. — № 7.  
— С. 18  
 
18.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и  
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин  
— тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения>>/М.  
В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М.  
В. Гамезо и др.— М.: Просвещение, 2004.— 256с.  
 
19.Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео- 
рии. — М.: Педагогика, 1975. — 212 с.  
 
20.Махмутов М. И. Современный урок. — М.: Педагогика, 1985.— 98с. 
 
21.Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития;  
детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. — М.: Акаде- 
мия, 1998. — 456с.  
 
22.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. — 3-е  
изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие  
основы психологии. — 688с.  
 
23.Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе. // На- 
чальная школа.— 1988. - № 3. — С. 23  
 
24.Пархоменко Н.П. Воспитание творческой личности как цель об- 
разовательных систем (историко-методологический аспект): Ав- 
тореф. дис. докт.пед.наук.—Минск, 2005.- 35 с. 
 
25. Плотникова Е.Б.. Воспитательный потенциал обучения в совре- 
менных условиях // Начальная школа. — 2007. — № 11. — С. 14-15  
 
26.Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. — М.: Феникс,  
2002 — 354 с.  
 
27.Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. - М.: Высшая  
школа, 1998. — 192 с.  
 
28.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. по- 
собие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и. доп. — М.: Гуманит. изд.  
ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррек- 
ционные приемы и упражнения. — 480с.  
 
29.Соловьева Т.А. Основы технологии развития интеллекта млад- 
ших школьников в учебном процессе // Начальная школа. — 2001.  
— № 12. С. 23-24  
 
ЗО.Словарь психолога-практика /сост. С.Ю. Головин. — 2-е изд., пе- 
рераб. и доп. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 976с.  
 
31.Тихомирова К.М. Методика работы над изложением по диа- 
фильму. // Начальная школа. — 1997. — № 6. — С. 19  
 
32.Ткачук А.А. О стиле работы учителя с первоклассниками // На- 
чальная школа — № 4. — 2008 г.— С. 12-13  
 
ЗЗ.Формы и методы общеобразовательной подготовки (изд-е 2-5:  
доп. и перераб.) / Под ред. М. И. Махмутова. — М.: Педагогика,  
2002.— 321 с.  
 
34.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным мето- 
дикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. — 233 с.  
 
35.Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для  
учителя. — М.: Просвещение, 1998.— 99 с.  
 
36.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн.  
- С.-П., 2001. — 175 с. 
 
37.Фадеева О.В. Развитие творческого воображения на уроках  
изобразительного искусства у младших школьников / О. В. Фа- 
деева.-Ярославль,2002. — 133 с.  
 
38.Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть П. Педагогика.  
Учебно-практическое пособие. — М., МГТА, 2002 — 111 с.  
 
39.Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект  
// Магистр. — 2001. — №6. — С.18-32.  
 
40.Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обу- 
чения:Методическое пособие.— М.:Народное образование, 2006.  
- 160 с.  
 
41.Шульгина В.П. Методологическая копилка для учителей началь- 
ных классов. — Ростов на Дону: Феникс, 2001. — 331 с.

Приложение 1. 
 
^ Кот и петух 
 
 
Жили-были в лесу кот и петух. Дружно жили, избу поставили, печь сложили. Однажды кот говорит петуху: 
 
— Пойду я, Петя, в лес дрова рубить, а ты на печке сиди, не выглядывай. Лиса недалеко живёт, может тебя унести. 
 
Ушёл кот, а лиса тут как тут. Уселась под окошком и запела: 
 
— Петушок, петушок, Петя красный гребешок! 
 
Масля на головушка, Шёлкова бородушка. Что ты рано встаёшь? Что ты громко поёшь? Нам всем спать не даёшь. 
 
Сидит петушок смирно, не отзывается. Лиса и ушла. 
 
На следующий день опять уходит кот в лес и велит петушку сидеть смирно, в окошко не выглядывать. Кот — в лес, а лиса тут как тут. Под окошком сидит, ту же песенку поёт: 
 
— Петушок, петушок, Петя красный гребешок! Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Что ты рано встаёшь? Что ты громко поёшь? Нам всем спать не даёшь. 
 
Интересно петушку посмотреть, кто так хорошо поёт. Он уже с печки слез, да вспомнил, что говорил ему кот, и не выглянул в оконце. Лиса и ушла. 
 
Наутро кот топор берёт, дрова рубить собирается и петушку наказывает: 
 
— Смотри, Петя, лисе не откликайся. На печку садись, крылышком укройся. 
 
Ушёл кот. А лисица тут как тут. Под окошком сидит, громко таково говорит: 
 
— Петушок, петушок, 
 
Петя красный гребешок! 
 
Масляна головушка, 
 
Шёлкова бородушка. 
 
Что ты рано встаёшь? 
 
Что ты громко поёшь? 
 
Нам всем спать не даёшь. 
 
Не выдержал петушок, выглянул в окошко. Лиса его схватила и в лес потащила 
 
Испугался петушок, кота зовёт, во весь голос кричит: 
 
— Котя-коток, Родименький браток! 
 
Несёт меня лиса 
 
За тёмные леса, 
 
По запутанным дорогам, 
 
По кривым поворотам, 
 
По кустикам, 
 
По кочечкам, 
 
По серым камешкам. 
 
Хочет меня съесть! 
 
А кот далеко был, не услышал петушка. Вернулся кот, а петушка в избушке нет. Погоревал он, взял сумку и гусли и пошёл петушка выручать. Пришёл кот к лисицыной избушке, стал на гусельках наигрывать да напевать: 
 
— Стрень-брень, гусельки, 
 
Золотые струночки! 
 
Дома ли Лисафья 
 
Со своими детками? 
 
Послала лиса петуха посмотреть, кто там поёт. 
 
Вышел петушок, увидел кота, обрадовался. Подхватил его кот — да бегом домой. С тех пор петушок кота всегда слушается. 
 
 
Приложение 2

 
Ф.И.

 
Скорость процессов воображения

 
Необычность, оригинальность образов

 
^Богатство фантазии

 
Глубина и проработанность образов

 
эмоциональность

 
всего баллов

 
Баркаева Н.

 
1

 
1

 
1

 
1

 
0

 
4

 
Василенко Ю.

 
1

 
0

 
1

 
0

 
1

 
3

 
Воробьев А.

 
1

 
1

 
1

 
0

 
2

 
5

 
Гаранина М.

 
1

 
0

 
1

 
0

 
0

 
2

 
Гребенкин К.

 
0

 
1

 
1

 
0

 
1

 
3

 
Гувакова О.

 
1

 
1

 
1

 
1

 
0

 
4

 
Диденко В.

 
1

 
1

 
1

 
0

 
1

 
4

 
Дубровина Д.

 
1

 
1

 
1

 
0

 
1

 
4

 
Ислентьева Л.

 
1

 
0

 
0

 
0

 
1

 
2

 
Ислентьев Н.

 
1

 
2

 
1

 
0

 
1

 
5

 
Карпушов Д.

 
1

 
0

 
1

 
1

 
0

 
3

 
Каримова С.

 
1

 
1

 
0

 
0

 
0

 
2

 
Косенко С.

 
1

 
2

 
1

 
1

 
1

 
6

 
Косухин Ж.

 
1

 
2

 
1

 
1

 
1

 
6

 
Кулаков К.

 
0

 
1

 
1

 
0

 
1

 
3

 
Курсекова И.

 
1

 
0

 
0

 
0

 
1

 
2

 
Площадова В.

 
0

 
0

 
1

 
1

 
1

 
3

 
Сызыкин В.

 
0

 
0

 
0

 
1

 
2

 
3

 
Самородова К.

 
1

 
1

 
0

 
1

 
1

 
4

 
Радченко А.

 
0

 
0

 
1

 
1

 
1

 
3

 
Филимонова К.

 
0

 
0

 
1

 
1

 
1

 
3

 
Черкасов Т.

 
1

 
2

 
1

 
1

 
1

 
6

 
Шамаев Н.

 
1

 
2

 
1

 
1

 
1

 
6


 


Информация о работе Наглядные методы обучения и их роль в развитии воображения младших школьников