Направления воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Содержательная сторона воспитательной деятельности обусловлена его целями и задачами. С этой точки зрения воспитание классифицируется по разным основаниям:
в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;
по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;
по стилю взаимоотношений — демократическое и авторитарное воспитание.

Вложенные файлы: 1 файл

направления воспитания.docx

— 48.76 Кб (Скачать файл)

Нравственное воспитание


Нравственное воспитание имеет своей задачей формирование чувства долга, ответственности по отношению к самому себе, в отношении других людей, общества. Родины. Эти качества возникают у людей только ценой собственных усилий, настойчивости каждого человека прежде всего по отношению к самому себе. Роль воспитателя в формировании нравственности часто сравнивают с «повивальным искусством», на что указывал еще Сократ.

Нравственность можно назвать  идеалом, масштабом оценки человеческого  поведения. Но поскольку любой идеал  в принципе недостижим, в обществе в целом, также как и в его  отдельных ячейках, в том числе  и в учебных заведениях, отсутствуют  лица, профессионально занятые нравственным воспитанием. Как отмечал древнегреческий  философПротагор, в особых учителях добродетели нет нужды, так как все учителя (гимнастики, музыки, математики) так или иначе учат добродетели.

То же самое можно сказать  и о социальных институтах: семье, школе, трудовых коллективах, государстве. Все они выполняют свои функции  и вместе с тем оказывают нравственное формирующее воздействие на людей.

Таким образом, из всех направлений  воспитания нравственное воздействие  осуществляется в наибольшей степени  стихийно; более или менее целенаправленно  оно может осуществляться только в процессе самосовершенствования, самовоспитания, через собственные  мысли и поступки. Каковы мысли  и поступки человека, таковы и его  нравственные качества. Так, проявляя отвагу в момент опасности, он формирует  в себе качество мужественности. Именно поступок, а не слово содержит в  себе потенциал нравственного воспитания. Выдающийся немецкий врач, философ- этик А. Швейцер(1875-1965) говорил: «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами».

Таким образом, нравственный поступок является основой нравственного  самовоспитания человека, а также  главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Что  же касается моральной назидательности, то она фактически является выражением беспомощности и прикрытием безнравственности. Морализаторство — один из источников лицемерия, социальной фальши.

Нравственное воспитание — выражение  потребности общества влиять на процесс, который является предельно индивидуализированным  и в целом стихийным. Конечно, существуют ритуалы поведения, этикет, но этикет — это еще не нравственность.

Эстетическое воспитание


Эстетическое воспитание — процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.

Глубинные источники человеческого  стремления к прекрасному коренятся, вероятно, в свойствах самой окружающей нас действительности, органической частью которой являемся и мы сами, в свойствах бытия, в его гармонической  целостности, соразмерности частей, в присущих ему внутренних ритмах.

Опираясь на эти изначальные  свойства бытия и свою собственную  природу, люди признают прекрасным в  жизни и искусстве все гармоничное, имеющее цельный образ, форму. Безобразным  считается все бесформенное, не имеющее  цельного образа, дисгармоничное. Античные философы определяли это различие в  терминах космос и хаос, порядок  и беспорядок, гармония и дисгармония. Платон видел в прекрасном совершенное в своем роде, а идея красоты в иерархии его «мира идей» занимала одно из высших мест наряду с добром и истиной.

Задачами эстетического  воспитания является формирование прежде всего способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.

Другой его задачей  является воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные  состояния, вызванные оценочным  отношением человека к проявлениям  прекрасного в действительности и искусстве.

Еще одна задача эстетического  воздействия состоит в том, чтобы  сформировать потребность, нужду в  эстетических переживаниях, в общении  с художественными ценностями, а  в идеале — и потребность в  художественном творчестве.

И наконец, задачей эстетического  воспитания является формирование устойчивого  эстетического вкуса — способности  оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного  б быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных  мыслях и делах.

Реализация этих задач требует  использования системы методов эстетического воспитания, которые подразделяютсяна две основные группы.

  • методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства реалистического направления, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания. Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;
  • другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности. Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции. Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.

В отечественной педагогической практике предпочтение отдается первой группе из указанных методов эстетического  воспитания.

Гражданское воспитание


Гражданское воспитание нацелено на формирование такого комплекса качеств личности, который позволяет человеку ощущать себя политически дееспособным, социально активным. Социальная активность предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, стремление самостоятельно осмысливать происходящее в стране и в мире. Это достигается путем усвоения основ правовой культуры и формирования таких качеств, как дисциплинированность, доверие к другим гражданам и государственной власти, сочетание патриотических и интернациональных чувств.

Очевидно, что эти качества могут возникать не только в результате субъективных усилий воспитателей, но и под влиянием объективного состояния  общества, государства, уровня их демократического развития.

Физическое воспитание


Физическое воспитание направлено на формирование физической культуры, укрепление здоровья, развитие необходимых физических качеств, здорового образа жизни. Это процесс организации познавательной и оздоровительной деятельности. Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, обеспечивающая гармонию духа и тела, развитие духовных и физических сил, которые неотделимы друг от друга.

В педагогике разных цивилизаций, стран  и народов физическое воспитание неизменно занимало важное место. Как  восточные, так и западные учения исходили из признания необходимости  гармонического развития человека, единства умственного, нравственного и физического  воспитания. Отечественная педагогика опирается на систему физического  воспитания, основы которой были заложены еще в XIX в. известным русским педагогом и врачом П. Ф. Лесгафтом (1837-1909).

Физическое воспитание в  современной России использует весь спектр знаний и опыта в этой области, включая не только научные теории, но и народные традиции, философско-религиозные  учения и системы совершенствования  человеческого тела и духа.

Основными задачами в этой cфepe воспитания являются:

  • формирование системы знаний в области здоровья, гигиены, спорта, здорового образа жизни;
  • воспитание устойчивого интереса и потребности в в систематических занятиях физической культурой;
  • обеспечение правильного физического развития, закаливания, повышения работоспособности, укрепление здоровья.

В систему физического  воспитания в учебном заведении  входят не только упражнения на занятиях по физкультуре, но и знания, получаемые в курсах биологии и некоторых  других дисциплин. В эту систему  входят и исторически сложившиеся  виды игр, спортивные соревнования, туризм. Исключительную роль в этой системе  играют и природные силы (солнце, воздух, вода), комплекс гигиенических  факторов (здоровый режим труда и  отдыха, организация питания, соблюдение санитарных норм в устройстве помещений).

Следует учитывать, что вся  эта система не должна быть подчинена  одной задаче достижения каждым обучающимся  установленных норм физической подготовки, которые отнюдь не все могут выполнить. Подобный подход чреват опасностью исключения из занятий некоторой части обучаемых, которым эти нормы оказываются  не по силам.

Важнейшей задачей физического  воспитания является формирование здорового  образа жизни. Известный отечественный  ученый, историк, культуролог Б. Т. Лихачев называл это направление физического воспитания — «антиотравляющим воспитанием». Это процесс формирования отрицательного отношения к алкогольному, никотиновому и наркотическому отравлению организма, утверждения чувства отвращения и сознания необходимости противодействия пьянству, курению и наркомании. Эти социальные болезни стали сегодня настолько серьезны, что их преодоление требует использования фундаментальных мировоззренческих, смысложизненных идей.

Необходимость решения задач формирования здорового образа жизни становится особенно острой в условиях растущей индифферентности части молодежи по отношению к основным нравственным, общечеловеческим ценностям. В этой сложной работе свое место должны занять и религиозные конфессии.

Задача формирования здорового  образа жизни отчасти решается введенным  недавно в учебных заведениях России курсом «Основы безопасной жизнедеятельности». Но, по-видимому, он должен быть существенно  дополнен специальными программами  по антиалкогольному, антиникотиновому и антинаркотическому воспитанию. В этом направлении воспитательной работы особое значение имеет личный пример воспитателей.

Экологическое воспитание


Экологическое воспитание — направлено на овладение обучаемыми такими способами воздействия на окружающую среду, которые не только предотвратили бы катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека, всею живого на Земле.

Основой экологического воспитания является осознание того, что человек  живет в биосфере — уникальной динамичной, равновесной системе, возникшей  в результате миллионов лет эволюции. С развитием промышленной и социальной деятельности увеличились масштабы вмешательства в естественно  сложившиеся связи природной  среды. В результате этого вмешательства  часто наносится непоправимый вред биосфере, нарушается баланс естественных процессов, происходит отравление воздушной  и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь  и т.п.

Все это и ставит перед  экологическим воспитанием задачу формирования у людей четких представлений  о допустимых границах воздействия  человека на природу, методах ее сохранения, так как существование ее в  качестве равновесной системы является непременным условием существования  человечества.

Преподнесенные должным  образом экологические сведения, дополненные местным материалом по этой проблематике, будут способствовать выработке у обучаемых убеждения в необходимости безотлагательной помощи природе, стремления хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго у нее брали.

Конечный смысл экологического воспитания состоит в том, чтобы  способствовать конкретной практической природоохранной деятельности, объектами  которой должны стать все источники жизнедеятельности человека: земля, воздух, вода, животные и растения.

Все указанные содержательные направления воспитательной деятельности реализуются не изолированно друг от друга, а как система взаимосвязанных  компонентов целостного воспитательного  процесса. Это органическое единство воспитательной деятельности обусловливается  единством, целостностью человека, выступающего в качестве объекта воспитательной деятельности. Умственные, нравственные, физические характеристики существуют в человеке вместе, а не порознь, в связи с чем и воздействие на них также должно быть комплексным.

Комплексный, целостный характер воспитательного  процесса обеспечивается только при  наличии ряда условии его организации, важнейшими из которых являются:

  • единство целей, задач, методов и принципов воспитания;
  • сочетание воздействий на разум, чувства и практическую деятельность воспитанника, т.е. взаимообусловленность процессов обучения и воспитания;
  • включение в воспитательный процесс всех его факторов как на макроуровне, так и на микроуровне, их тесное взаимодействие, координация.

Направления воспитательной работы в лицее:

Нравственное воспитание:

Цели и задачи:

  • способствовать осмыслению учащимися общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я»;
  • воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
  • создание процесса направленного на целостное формирование и развитие личности ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, самому себе, формирование чувства патриотизма и интернационализма, товарищества, коллективизма, активного отношения к действительности;
  • способствование превращению социально-необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка: честь, дом, совесть, достоинство.

Информация о работе Направления воспитания