Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 08:39, курсовая работа
Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1.История возникновения и развития музыкальных инструментов……...6 1.1. Происхождение народных музыкальных инструментов……………………..6
1.2. Классификация музыкальных инструментов………………………………...10
Глава 2. Оркестр русских народных инструментов
2.1. Инструменты русского народного оркестра ……………..…………………..12
2.1.1.Балайка…………………………………………………………………...……14
2.1.2.Домра……………………………………………………………………..……20
2.1.3.Рожок ………………………………………………………………………….27
2.1.4.Гусли……………………………………………………………………….…..31
2.1.5.Баян…………………………………………………………………………….35
2.1.6.Жалейка…………………………………………………………………….….36
2.1.7.Свирель…………………………………………………………………….…..38
2.1.8.Контробас………………………………………………………………..…….40
2.1.9.Бубен………………………………………………………………………..….42
Заключение:…………………………………………………………………..……44
Список использованных источников……………………………………………47
В связи с расширением репертуара самодеятельных и профессиональных ансамблей и оркестров народных инструментов, включением в него музыкальной классики и произведений современных композиторов (в том числе крупных форм), а также благодаря общему подъёму музыкальной культуры народов СССР исполнители, ансамбли и оркестры народных инструментов стали применять массовые и профессиональные музыкальные инструменты - гитару, баян, аккордеон, скрипку, кларнет, а в отдельных случаях - флейту, трубу и тромбон.
1.2. Классификация музыкальных инструментов
Типологическое многообразие существующих в мире музыкальных инструментов огромно. Древнейшими системами классификации считают индийскую и китайскую; первая классифицирует музыкальные инструменты по способу возбуждения звука, вторая - по виду материала, из которого сделан инструмент. Обычно принято делить музыкальные инструменты на 3 группы: духовые, струнные и ударные. Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы: духовые - на деревянные и медные, а струнные - на щипковые и смычковые. Источником звука духовых инструментов служит столб воздуха, заключённый в канале ствола, струнных - натянутая струна; группу ударных составляют инструменты, на которых звук извлекается ударом. К профессиональным духовым деревянным инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот и их разновидности (флейта пикколо, английский рожок, баскларнет, контрафагот), а также семейство саксофонов и сарюсофонов. Несмотря на то, что некоторые инструменты (современная флейта и флейта пикколо, саксофоны, сарюсофоны) делаются из металла, а другие (кларнет, гобой) иногда из пластмассы, по способу извлечения звука и общей музыкальной характеристике они полностью соответствуют деревянным духовым. Среди народных инструментов этой подгруппы - узбекско-таджикский най, карельские лиру и лудду, латышский ганурагс, бурятский бишкур. В подгруппу медных духовых (их называют также амбушюрными или мундштучными) входят труба, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра (бюгелгорны и флюгельгорны). Из народных - узбекский карнай, украинская- (гуцульская) трембита, молдавский- бучум, русские- владимирские рожки. Хотя почти все они деревянные, по способу извлечения звука и его характеру они мало чем отличаются от медных духовых. Подгруппу струнных щипковых составляют арфа, гитара, мандолина, казахская домбра, туркменский дутар, русские гусли и такого же типа эстонская каннель, литовский канклес, карельское кантеле. К смычковым относятся скрипка и её семейство (альт, виолончель, контрабас), азербайджанская кеманча, киргизская кыяк, тувинский бызанчи, марийский ковыж. Группу ударных составляют многочисленные и разнообразные музыкальные инструменты с кожаной мембраной (литавры, барабаны, бубны) или сделанные из материала, который сам способен звучать (тарелки, гонг, треугольник, ксилофон, кастаньеты и другие). Клавишными называется клавесин, фортепьяно (рояль, пианино), орган, фисгармония и другие.
Группа струнных состоит из щипковых, смычковых и ударных инструментов. На первых звук извлекается защипыванием струны пером, пальцем, плектром (спинет, клавесин, арфа, гитара, балалайка, казахская домбра, мандолина); на смычковых - либо смычком (инструменты скрипичного семейства, армянские кямани, грузинские чунири, осетинский киссын-фандыр, киргизскй кыяк, казахский кобыз), либо фрикционным колесом (колёсные лиры), а на ударных - ударом по струне молоточком или палочками.
Мембранную группу составляют инструменты с туго натянутой перепонкой, по которой ударяют рукой, колотушкой или извлекают звук фрикционным способом (бубен, литавры, барабаны, украинский бугай и молдавский бухай). К мембранным причисляются также мирлитоны - инструменты с мембраной, которая усиливает и окрашивает в особый тембр голос певца (украинская очеретына, чувашская турана каланы, обёрнутый папиросной бумагой обычный гребешок для расчёсывания волос). Многочисленная группа самозвучащих инструментов подразделяется на щипковые (варган во всех его модификациях), ударные (ксилофон, металлофон, челеста, гонг, тарелки, треугольник, оркестровые колокола, литовский джингулис, кабардино-балкарский и адыгейский пхачич).
2.1. ИНСТРУМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
Оркестр русских народных инструментов -- оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Первый подобный коллектив, как уже говорилось выше, был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и тому подобное.
Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов -- серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей
Варианты состава:
Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):
Трёхструнные домры: пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3―6)
Духовые инструменты:
Русского происхождения -- свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра)
Европейские -- флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
Оркестровые гармоники -- в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные -- басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и так далее.
Ударные инструменты:
Русского происхождения -- бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. П.
Европейские -- литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру)
Гусли клавишные и звончатые
Балалайки: примы (3―6), секунды (3―4), альтовые (2―4), басовые (1―2) и контрабасовые (2―5).
2.1.1.История балалайки
До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Согласно одним гипотезам, балалайка была придумана на Руси; другим - заимствована у соседних народов (татар или киргизов).
Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (1688 год). В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер, музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапециевидные, и с разным количеством струн - от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.
Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев(14 января 1861 -- 26 декабря 1918). Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц. Летом 1883 молодой дворянин увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею. Андреев встретился с тверским виртуозом-балалаечником А.С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Немного освоившись с новым инструментом он даёт любительские концерты.
Весной 1886 года Василий Васильевич совместно с Петербургским скрипичным мастером В.В. Ивановым создаёт первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Выступления Андреева имеют большой общественный резонанс в Петербурге, что способствует росту популярности балалайки.
В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создает хроматическую балалайку приму и её разновидности - альт, пикколо, бас, позднее - контрабас. Балалайка приобретает тот вид в котором мы её знаем: гриф с металлическими ладами, расположенными в хроматическом порядке, колковая механика, треугольная форма корпуса. В широкое употребление вошли жильные струны, придавшие звучанию мягкий грудной оттенок. Установлен постоянный строй, получивший широкое распространение у концертирующих балалаечников и впоследствии названный академическим (ми-ми-ля/e-e-a).
В 1887 году в Петербурге издан первый самоучитель: «Школа для балалайки», составленный П.К. Селиверстовым при участии известного артиста игры на балалайке В.В. Андреева с приложением песен, исполненных им в концерте.
Осенью 1887 В.В. Андреев организует кружок любителей балалайки, а затем в Соляном городке в Петербурге в помещении Педагогического музея открывает классы обучения игре на балалайке.
20 марта 1888 в петербургском зале Городского кредитного общества состоялось триумфальное выступление Кружка балалаечников, ставшее днем рождения оркестра русских народных инструментов. Восемь петербургских музыкантов: В.В. Андреев, А.А. Волков, В.А. Панченко, А.В. Паригорин, Ф.Е. Рейнеке, А.Ф. Соловьев, Д.Д. Федоров, Н.П. Штибер исполнили обработки русских народных песен, а В.В. Андреев исполнил «Марш для балалайки и фортепиано» собственного сочинения.
Слава об Андрееве и «Кружке балалаечников» после концертов 1889 года в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже распространяется по всему миру. Реконструированная балалайка широко входит в быт. Мастера-художники начинают создавать образцы высококачественных концертных инструментов. Наряду с любителями появляются солисты-виртуозы: В.В. Андреев, Б.С. Трояновский, создавшие своим блестящим исполнительским мастерством славу инструменту как в России так и за её пределами.
В конце XIX - начале XX веков развитие балалаечного исскуства приводит к созданию большого количества балалаечных кружков, а затем, с реконструкцией домры и гуслей, к созданию национального русского народного оркестра.
Название инструмента «балалайка»(«балабайка») как и русские слова: балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить происходит от общеславянского *balalbol. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки -- инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Балалайка - замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культур
Механика (колки)
Верхний порожек
Лады (мензура)
Панцирь
Резонаторное окно
Розетка
Дека
Подставка для струн
Уголки
Струны
Кнопки для струн
Нижний порожек
Шейка
Лопатка (головка)
А - Расстояние от верхнего порожка до 12 лада.
В - Расстояние от 12 лада до подставки. (A==B)
Г - Гриф.
К - Корпус.
БАЛАЛАЙКА - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году (Голиков И.И. Дополнения к деяниям Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
В 80-х гг. XIX в. В.В. Андреевым совместно с инструментальными мастерами В.В. Ивановым, а затем Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым балалайка народного образца была усовершенствована. Впоследствии на ее основе создано семейство оркестровых инструментов хроматического строя - пикколо, сопрано (позже упразднены), прима, секунда, альт, бас и контрабас. Первое выступление «кружка балалаечников» состоялось в Петербурге в 1888 г., после чего усовершенствованная балалайка и балалаечные оркестры, а с 1896 г. Балалаечно-домровые (получившие наименование великорусских) с необычайной быстротой стали распространяться по всей России. В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.
2.1.2.Домра
Домра - старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.