Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 08:39, курсовая работа
Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.
Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1.История возникновения и развития музыкальных инструментов……...6 1.1. Происхождение народных музыкальных инструментов……………………..6
1.2. Классификация музыкальных инструментов………………………………...10
Глава 2. Оркестр русских народных инструментов
2.1. Инструменты русского народного оркестра ……………..…………………..12
2.1.1.Балайка…………………………………………………………………...……14
2.1.2.Домра……………………………………………………………………..……20
2.1.3.Рожок ………………………………………………………………………….27
2.1.4.Гусли……………………………………………………………………….…..31
2.1.5.Баян…………………………………………………………………………….35
2.1.6.Жалейка…………………………………………………………………….….36
2.1.7.Свирель…………………………………………………………………….…..38
2.1.8.Контробас………………………………………………………………..…….40
2.1.9.Бубен………………………………………………………………………..….42
Заключение:…………………………………………………………………..……44
Список использованных источников……………………………………………47
Даже Моцарт, который любил сочинять грандиозные партии для всех видов инструментов, внес лишь одну причуду для контрабаса: это была его ария ''Per questa bella mano' для баса и контрабаса. В начале 19-ого столетия произошел настоящий взрыв в развитии музыкальных инструментов и интереса к виртуозам, играющим на них. Прогресс не обошел и контрабас, и чемпионом по игре на нем был итальянский музыкант Доменико Драгонетти (1763-1846 г.).
В течение 19-ого и 20-ого столетия множество педагогов и исполнителей расширили технику игры на контрабасе до существующих пределов. Среди них нужно упомянуть Густав Ласка, Лебрехт Годеске, Эдуард Маденский, Итало Каймми, Эдуард Нанни, Франц Зимамдл, Джозеф Эрдб, а так же Сергей Куссевицкий, который в последствии стал выдающимся дирижером Бостонской Симфонии. Этими композиторами были написаны бесчисленное число концертов, партий, методов и этюдов.
2.1.9.БУБЕН - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. Хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён.
Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".
Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.
Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетенным шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.
Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешенными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее". Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.
Музыкальные инструменты , предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка охотников, поддужные колокольца, свисток), или манки, имитирующие пение птиц и крик животных, употребляемые при охоте, а также инструменты, служащие спецеальным сигнальным целям , при известных условиях могут использоваться и как музыкальные инструменты.
Существуют также музыкальные инструменты прикладного назначения, применяемые в ритуальных целях (шаманский бубен, буддийские гхан-дан и бурэ, нивхский частйгре); иногда они используются для сопровождения народных танцев (эстонский краатспилль, латышский тридекснис, чагана, эглите). Сюда можно отнести приспособления, с помощью которых в симфоническом (оперном) оркестре воспроизводят раскаты грома, завывания ветра, щёлканье бича и тому подобное. Некоторые из инструментов прикладного назначения и сигнальные могут выполнять и музыкально - художественные функции, например, церковные колокола со свободно подвешенным языком (см. также Карийон). К музыкальным инструментам причисляются и литовская тошаля или латышская берзстаасе, сделанные из берестяной пластинки, марийский эфи из листа сирени, украинская луска из рогового отщепа. С помощью подобных инструментов народные музыканты искусно насвистывают достаточно сложные мелодии, обильно оснащая их различными пассажами и мелизмами.
Каждый музыкальный инструмент обладает присущим ему тембром (характером, окраской) звучания, специфическими динамическими возможностями и определённым диапазоном звуков. Качество звучания музыкальных инструментов зависит от материалов, применяемых для изготовления инструмента, приданной им формы (т.е. всех размерных данных деталей, узлов) и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (например, сурдины), различных приёмов звукоизвлечения (например, пиццикато, флажолет и т.п.).
Музыкальные инструменты условно принято делить на народные и профессиональные. Первые изготовляются в народе и используются в быту и музыкальном художественном исполнительстве. Одни и те же инструменты могут принадлежать как одному, так и разным народам, связанным между собой этническим родством или длительными историко - культурными контактами. Так, только на Украине бытует бандура, а в Грузии - пандури и чонгури. С другой стороны, восточные славяне - русские, украинцы, белорусы - имели в прошлом и частично употребляют ныне общие инструменты - гусли, сопель (сопилка, дудка), жалейку (рожок), волынку (дуду), колёсную лиру, В Азербайджане и Армении - кеманчу, зурну, дудук; В Узбекистане и Таджикистане почти все инструменты одинаковы. Профессиональные инструменты в подавляющем большинстве созданы в результате усовершенствования и видоизменения народных инструментов. Так, например, в далёком прошлом исключительно народным инструментом была скрипка, из простейшей народной возникла современная флейта, из примитивного шалюмо - кларнет и т.д. К профессиональным обычно относят музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического (оперного), духового и эстрадного оркестров, а также духовые и струнные клавишные (орган, фортепиано, в прошлом - клавесин, клавикорд). В ряде стран (Индия, Иран, Турция, Китай и др.) играют почти исключительно на народных музыкальных инструментах, и исполнительское искусство на таких инструментах являет в этих странах образцы высокого профессионализма. Тем не менее в условиях европейской музыкальной культуры оркестровые и особенно клавишные музыкальные инструменты, генетически прямо не связанные с народными, правомерно относят к разряду профессиональных музыкальных инструментов; их конструкция, технико-исполнительские и художественно-выразительные возможности доведены до совершенства.
Таким образом, в заключении хочется отметить, что мы, потомки, имеем ценную возможность наблюдать, слушать и лицезреть известные всему миру коллективы, которые несут истинно народный звук, который мы должны сохранить, запомнить и преумножить.
И за всё это, мы должны быть благодарны великому русскому человеку, который создал и способствовал развитию русского народного оркестра - Василию Васильевичу Андрееву.
Список использованных источников
1. Фаминцын А. С., Гусли - русский народный
музыкальный инструмент, СПБ, 1890; его же,
Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891;
2. Привалов Н. И., Танбуровидные музыкальные инструменты русского народа, "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний", 1905, вып. 4-6, 1906, вып. 2; его же,
Музыкальные духовые инструменты русского народа, вып. 1-2, СПБ, 1907-08;
Mаслов A., Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве, в сб.: Труды музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 2, М., 1911;
Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 1, вып. 2, М.-Л., 1928;
Привалау Н., Народныя музычныя инструменты Беларусi в кн.: Институт беларусае культуры.
Успенский
В., Беляев В., Туркменская музыка..., М.,
1928; Хоткевич Р., Музичнi iнструменти украпньского
народу, Харкiв, 1930; Закс К., Современные
музыкальные оркестровые инструменты,
пер. с нем., М.-Л., 1932;
Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана,
М., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты
Азербайджана, в сб.: Искусство азербайджанского
народа, М.-Л., 1938;
Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л.,
1936; Аракишвили Д., Описание и обмер народных
музыкальных инструментов, Тб., 1940 (на груз.
яз.);
Агажанов A., Русские народные музыкальные
инструменты, М.-Л., 1949; Рогаль-Левицкий
Д. Р., Современный оркестр, т. 1-4, М., 1953-56;
его же, Беседы об оркестре, М., 1961;
Лисенко М. В., Народнi музичнi iнструменти
на Украпнi, Kипв, 1955; Гизатов Б., Казахский
государственный оркестр народных инструментов
им. Курмангазы, A.-A., 1957;
Виноградов В. С., Киргизская народная
музыка, Pр., 1958;
Жинович И., Государственный белорусский
народный оркестр, Минск, 1958; Hикифoрв П.
Н., Марийские народные музыкальные инструменты,
Йошкар-Ола, 1959; (Раliulis S.), Lietuviu liaudies instrumentine
muzika, Vilnius, 1959; Струве Б. A., Процесс формирования
виол и скрипок, М., 1959;
Модр A.,
Музыкальные инструменты, пер. с чеш., М.,
1959;
Нюрнберг Н., Симфонический оркестр и его
инструменты, Л.-М., 1959; Благодатов Г., Русская
гармоника, Л., 1960; его же, Музыкальные инструменты
народов Сибири, в кн.: Сборник Музея антропологии
и этнографии АН СССР, т. 18, М., 1968;
Вызго Т., Петросянц A., Узбекский оркестр
народных инструментов, Таш., 1962; Соколов
В. Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962;
Чулаки М., Инструменты симфонического
оркестра, М., 1962;
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э.,
Атлас музыкальных инструментов народов
СССР, М., 1963, 1975;
Pараев А. М., Алтайские народные музыкальные
инструменты, Горно-Алтайск, 1963; Эйхгорн
A., Музыкально-этнографические материалы
(пер. с нем. под ред. В. М. Беляева), Таш.,
1963 (Музыкальная фольклористика в Узбекистане);
Аксенов А. Н.,. Тувинская народная музыка.
Материалы и исследования, М., 1964; Беров
Л. С., Молдавские народные музыкальные
инструменты, Киш., 1964; Смирнов Б., Искусство
владимирских рожечников, М., 1965; его же,
Монгольская народная музыка, М., 1971;
Tритуз M. Л., Музыкальная культура Калмыцкой
АССР, М., 1965;
Гуменюк A., Украпньскi народнi музичнi iнструменти,
Кипв, 1967; Mирек A., Из истории аккордеона
и баяна, М., 1967;