Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 13:34, реферат
Наряду с понятием и термином “народная педагогика” утвердился другой термин — “этиопедагогика”, впервые предложенный Г.Н. Волковым в 60-е годы. Новый термин получил широкое распространение. Г.Н. Волков объясняет необходимость его введения тем, что термин “этнопедагогика” отражает широкое использование в исследованиях этнографического материала, и он лучше определяет сущность данной науки. «Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации».
Введение……………………………………………………………… стр. 3
1. Совершенный человек как цель народного воспитания ……….. стр. 4
2. Этнический характер совершенного человека ...…………………стр. 7
3. Пути воспитания совершенного человека ...........……………….. стр. 10
Заключение …………………………………..………………………... стр. 15
Литература ……….………………………………………………….… стр. 16
Следует
отметить лаконичность и красоту
формы народных сказок. Эстетика формы
так же, как и словесные
3.
Пути воспитания совершенного
человека
Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему.
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.
То же самое следует сказать о пословицах и песнях. Цель пословиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое. Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва к выполнению нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.
В охарактеризованных жанрах устного народного творчеств усматривается единство содержания и формы, цели и средства. В загадках умное - цель, прекрасное – средство. В пословицах нравственность - цель, прекрасное и умное – средство. В песнях прекрасное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.
Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности. К комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники.
Одно
из первых мест в этом ряду у всех
народов занимают трудовые традиции
и обычаи, которые в ходе своей
реализации непременно приобретают праздничную
окраску.
Многочисленные весенние молодежные праздники были своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания. Так, например, изумительные девичьи хороводы носили характер ежедневных весенних и летних «певческих фестивалей».
Народные спортивные праздники были распространены почти среди всех народов. Среди чувашей был известен весенний праздник «серен», который проводился детьми и молодежью под руководством старых как день памяти умерших предков, как праздник морального самоочищения и самосовершенствования.
В любом из праздников одна из сторон человеческого совершенства занимала доминирующее положение, но одновременно не выпускались из поля зрения и другие качества совершенной личности.
Дифференцированный
подход к приемам, способам и формам
воспитания обеспечивал конкретность
и целеустремленность работы по формированию
черт совершенства. Программа воспитания
порой оказывалась
Главным и решающим фактором, объединяющим в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные формы организации их деятельности является природа. Первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом совершенстве природы.
Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль природы. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. Итак, природа содействует формированию всех сторон личности человека, и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным педагогическим фактором.
Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна. Многообразны средства ее реализации. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, всё воспитывало, всех воспитывали. Субъективно то или иное явление жизни служило определенной цели, выполняло конкретную задачу, например, такие произведения народного творчества, как песни, служили средствами развлечения и отдыха. Но одновременно они, как уже было сказано выше, выполняли многостороннюю воспитательную функцию.
Подобным средством воспитания являются русские народные плачи. Плакали - причитали по умершим, но для живых. Например, «Плач по жене» адресован мужу, чтобы помнил о детях, оберегал их от злой мачехи. Детям - чтобы они помнили мать и были умными и добрыми. Ровесникам детей умершей – чтобы они помнили о своих здравствующих матерях и ценили их заботу. Призыв к живым - быть столь же совершенными, каким был тот, о ком льются слезы.
Народ
всегда был оптимистом и у
гробового входа он не
Творческий гений равно присущ как многочисленным, так и малочисленным народам. В педагогической культуре каждого народа есть самобытные достижения, призванные реализовать идею совершенного человека.
Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов.
Система
воспитания не изобретается, а усваивается,
ее вырабатывает все человечество и
передает последующим поколениям. История
педагогики показывает, что общечеловеческий
идеал гармонически развитой личности
создается только совместными усилиями
всех народов.
Заключение
Развитие
личности человека, нравственное, духовное
формирование происходит с приобретением
им общественно-исторического
Этот
опыт накоплен человечеством с древних
времен и нашел свое отражение
в народных традициях, нравственных
и моральных произведениях
Раскрытие социально-педагогической проблемы через призму системы воспитания требует обращения к народной педагогике, которая выступает средством социализации подрастающего поколения.
Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией. Народная педагогика может быть вплетена в новое педагогическое мышление, т.к. содержит много идей, соответствующих задачам социального становления личности.
Народная педагогика как духовный вид культуры, осуществляет важнейшие функции по социализации, индивидуализации подрастающего поколения, уже не может, полностью возродиться в первозданном состоянии и в реалии будут представлять собой сплав народной и научной педагогики.
Народная
педагогика имеет ярко выраженную социальную
направленность, т.к. показывает способность
связи индивида и общества. Преемственность
поколений в историческом процессе,
но не создает каждый раз заново
свою культуру, а всегда опирается на ранее
достигнутые результаты.
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. пос. для студентов.
-М.: Академия, 1999.
2. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.:
Школа-Пресс, 1996.
3. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России:
советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.
4 Кукушкин В.С. Этнопедагогика. Учеб. пос. – М.: МОДЭК, 2002.
5. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.:
Прогресс, 1993.