Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 12:07, контрольная работа
Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида:
1) устные изложения;
2) публикации;
3) компьютерные версии.
1. Научная статья как форма предъявления результатов выпускного исследования 3
2. Композиция научной статьи 6
3. Рекомендации по написанию научных статей 12
4. Требования к оформлению научной статьи 13
Источники информации 18
Содержание:
1. Научная статья как
форма предъявления
2. Композиция научной статьи 6
3. Рекомендации по написанию научных статей 12
4. Требования к оформлению
научной статьи
Источники информации 18
1. Научная статья
как форма предъявления
Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида:
1) устные изложения;
2) публикации;
3) компьютерные версии.
Характеристики методов описания данных
Описание - любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах.
Варианты представления информации:
Любое научное сообщение — это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам.
Два вида текстов:
Любое представление результатов исследования - текст "смешанного" вида .Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.
Главное требование к научному тексту:
Графическая форма
описания результатов. Графическое (пространственно-
Основные формы графического представления научной информации:
Графы - один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики. Граф - множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неориентированными отрезками).
Виды графов:
При описании результатов психологических исследований графы используются очень часто.
Социограмма — это ориентированный граф.
Наряду с графами в психологии применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические).
"Куб" Д. Гилфорда - пример - известное описание структуры интеллекта
Пространство эмоциональных состояний по В.Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку ("круг Айзенка").
Другие графические формы:
Диаграммы (используются главным образом для изображения соотношений между величинами) - это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам.
Секторная диаграмма - диаграмма в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.
Первичный способ представления данных - изображение распределения (используют гистограммы и полигоны распределения).
Гистограмма — это "столбчатая" диаграмма частотного распределения признака на выборке. По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками для любой гистограммы, равна 1 или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.
Графики - вариант отображения информации, переходный от графического к аналитическому.
Рекомендации по построению графиков:
1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все необходимые обозначения.
3. На одном графике
не разрешается изображать
4. Линии на графике
должны отражать значимость
5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.
6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.
Числовые значения величины - наиболее важный способ представления результатов научной работы:
1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);
2) абсолютные и относительные частоты;
3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);
4) значения критериев, использованных
при сравнении результатов
5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п.
Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.
2. Композиция научной статьи
Профессиональное сообщество ученых часто называют “незримым колледжем”. Кроме цитатных связей, “незримый колледж” консолидируется системой явных и неявных дисциплинарных норм, регулирующих процесс воспроизводства знания. Процесс усвоения норм называется социализацией, в данном случае - профессиональной социализацией. В любой сфере жизни применение норм требует осведомленности в том, где и каким образом их применять. Бывает и так, что отдельные нормы нарушаются во имя сохранения нормативной структуры целого. Нормативной структуре науки тоже присуща некоторая амбивалентность: даже нарушения некоторых правил должны быть подчинены собственным правилам. Это относится и к процессу производства научных публикаций, который подчинен детальной регламентации - почти так же, как процесс производства любых изделий. Итог полета творческой мысли или рутинное изложение экспериментальных данных, публикация являются формой информационного сообщения и адресована тем, кто работает в близкой предметной области. Количеством и качеством публикаций определяется статус исследователя. На основе опубликованных данных решается и основной вопрос новоевропейской науки - вопрос о научной новизне и приоритете, вопрос, который был чужд античному и средневековому ученому. Научные журналы возникли в XVII в. как “открытые письма” научному сообществу о сделанных открытиях. Журналы придали процессуальный вид обсуждению вопроса о приоритете - отныне автором стал считаться тот, кто первым напечатал свое сообщение публике.
Что бы ни воображали по поводу своей миссии в мировой науке интеллектуалы, их задача заключается в том, чтобы к 100 тысячам статей, публикуемых по социальным и поведенческим наукам в течение года, прибавить еще несколько своих статей. Многие специалисты, участвующие в производстве знания, вообще не публикуются, другие публикуются, но не цитируются - таких большинство. По ориентировочным оценкам 2/3 публикаций вообще не воспроизводятся в какой-либо форме в последующем литературном потоке и растворяются в нем, казалось бы, бесследно. Однако это не значит, что они не нужны. Каждый специалист немножко надеется, что открывает истину в последней инстанции, но в отличие от дилетанта или любителя строго придерживается правил научного метода. Кроме того, он хорошо сознает, что его работа будет преодолена, и сам стремится пойти дальше уже сформулированных им и его предшественниками выводов.
В 1918 г. в своей знаменитой лекции “Наука как призвание и профессия” в Мюнхенском университете М. Вебер сказал: “Каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому она служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые "вопросы”, оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто должен служить науке. Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение, доставляя "наслаждение” своими художественными качествами или оставаясь средствами обучения научной работе. Но быть превзойденными в научном отношении - не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в бесконечность”.
Скажем так: цель научных занятий состоит в добросовестном служении универсальной категории истины и отстранении, - часто требующем не просто незаинтересованности, но мужества, - от ценностей, пристрастий и тому подобных не имеющих значения обстоятельств. В социологии науки эти обстоятельства воспроизводства научного знания обозначаются как “внешняя экспертиза” - в отличие от “экспертизы внутренней”, где имеет значение только знание и ничто иное. Отсюда, в частности, следует, что наука - не работа, а служба, и подготовка публикации - служебный акт, подчиненный своеобразному “воинскому артикулу”.
Статья начинается с заглавия. Сформулировать заглавие не так просто, как кажется на первый взгляд. Самая распространенная ошибка здесь - неадекватное представление содержания научного материала в заглавии. Определяющее значение для заглавия публикации имеет предмет исследования, который должен отчетливо отделяться от объекта исследования.
Предмет исследования - это совокупность существенных признаков (или переменных), которые изучались авторами сообщения. Вопрос об объекте - это вопрос о том, кому эти признаки принадлежат, кто исследовался.
Если в заглавии статьи раскрывается не предмет, а объект изучения, оно является неадекватным. Например, заглавие “Социологическое исследование инженеров” содержит только один информативный признак - профессиональную принадлежность обследованных к инженерам, а что исследовалось - неясно. В статье же речь идет о том, что инженеры, как правило, знакомятся с девушками на производстве.
Иначе говоря, предмет - это изучаемые параметры, а объект - это изучаемый контингент, совокупность единиц (людей, сообществ, институтов, текстов и т. п.). В заглавии принято указывать, во-первых, предмет, во-вторых, объект исследования. Смысловую арматуру заглавия образуют ключевые слова - именно они помогут коллегам распознать статью среди тысяч других.
Заглавие не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким, перегруженным ключевыми словами. Рассмотрим в качестве примера заглавие статьи “Влияние социального статуса родителей на профессиональную ориентацию школьников подросткового возраста в Московской области в 1994 году”. Это заглавие очень точное, но при описании публикации библиограф-предметизатор не имеет возможности разыскивать жемчужные зерна в столь большой куче ключевых слов.
Одна из распространенных ошибок при формулировании заглавий - использование “публицизмов”. Социологу не чуждо ничто человеческое, в том числе и стремление говорить красиво. Публицизмы - это красивые слова и словосочетания, рассчитанные на восприятие профессионально неподготовленным читателем - профаном. Как правило, публицизмы несут выраженную метафорическую нагрузку. В этом не было бы ничего плохого, если бы подобного рода термины в заглавии были релевантны предмету, т. е. давали возможность распознать тему публикации. Чаще всего публицизмы не информативны. Это не относится к статьям, выполненным в духе эзотерического эссе, которые нельзя озаглавить иначе, чем “Взгляд и Нечто”. Заглавия “Слагаемые успеха”, “Если заглянуть глубже”, “Творя и познавая”, “Руками коллектива” пригодны на все случаи жизни.
В социологических журналах часто встречаются публицистические “орнаменты” заглавий. К ним относятся, например, выражения “Мифы и реальность”, “Опыт и проблемы”, “К вопросу о...”. Позитивная функция “орнаментов” состоит в том, что заглавие приобретает стилистическую завершенность, а отрицательная - в создании помех при предметизации и систематизации статьи. Если социолог провел массовое обследование, но затрудняется в определении того, что он хотел узнать, может оказаться полезным словосочетание “Социальный портрет”. К сожалению, прочитав такое заглавие, невозможно установить, о чем идет речь в публикации.
Информация о работе Научная статья как форма предъявления результатов выпускного исследования