Научная статья как форма предъявления результатов выпускного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 12:07, контрольная работа

Краткое описание

Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида:
1) устные изложения;
2) публикации;
3) компьютерные версии.

Содержание

1. Научная статья как форма предъявления результатов выпускного исследования 3
2. Композиция научной статьи 6
3. Рекомендации по написанию научных статей 12
4. Требования к оформлению научной статьи 13
Источники информации 18

Вложенные файлы: 1 файл

научно-исследовательская работа.docx

— 45.35 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

1. Научная статья как  форма предъявления результатов  выпускного исследования   3

2. Композиция научной  статьи           6

3. Рекомендации по написанию  научных статей                      12

4. Требования к оформлению  научной статьи                  13

Источники информации                     18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Научная статья  как форма предъявления результатов  выпускного исследования.

Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида:

1) устные изложения;

2) публикации;

3) компьютерные версии.

Характеристики методов описания данных

Описание - любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах.

Варианты представления информации:

  • вербальная форма (текст, речь),
  • графическая (схемы, графики),
  • символическая (знаки, формулы),
  • предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
  • Вербальная форма представления информации. Основной способ передачи информации - слово.

Любое научное сообщение — это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам.

Два вида текстов:

  • на естественном языке ("природном", обыденном),
  • на научном языке.

Любое представление результатов исследования - текст "смешанного" вида .Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту:

  • последовательность и логичность изложения,
  • не загружать текст избыточной информацией,
  • можно использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений.
  • в научном тексте, в отличие от литературного текста или повседневной речи, много клише - преобладают устойчивые структуры и обороты (сходен с "канцеляритом" — бюрократическим языком деловых бумаг - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.
  • текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Основные логические формы высказывания: 1) индуктивное — обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное — логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия — "трансдукция"; 4) толкование или комментарий — "перевод", раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Графическая форма описания результатов. Графическое (пространственно-образные) описания - традиционный способ кодирования научной информации. Геометрическое описание наглядно и позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.

Основные формы графического представления научной информации:

  • топологические,
  • метрические.

Графы - один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики. Граф - множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неориентированными отрезками).

Виды графов:

  • планарные,
  • пространственные,
  • ориентированные (отрезки-векторы),
  • неориентированные,
  • связные,
  • несвязные.

При описании результатов психологических исследований графы используются очень часто. 

Социограмма — это ориентированный граф.

Наряду с графами в психологии применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические).

"Куб" Д. Гилфорда - пример - известное описание структуры интеллекта

Пространство эмоциональных состояний по В.Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку ("круг Айзенка").

Другие графические формы:

  • диаграммы,
  • гистограммы,
  • полигоны распределения,
  • также различные графики.

Диаграммы (используются главным образом для изображения соотношений между величинами) - это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам.

Секторная диаграмма - диаграмма в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.

Первичный способ представления данных - изображение распределения (используют гистограммы и полигоны распределения).

Гистограмма — это "столбчатая" диаграмма частотного распределения признака на выборке. По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками для любой гистограммы, равна 1 или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.

Графики - вариант отображения информации, переходный от графического к аналитическому.

Рекомендации по построению графиков:

1. График и текст должны  взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть  понятен "сам по себе" и включать  все необходимые обозначения.

3. На одном графике  не разрешается изображать больше  четырех кривых.

4. Линии на графике  должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать  цифрами.

5. Надписи на осях следует  располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях  принято обозначать кружками, квадратами  и треугольниками.

Числовые значения величины - наиболее важный способ представления результатов научной работы:

1) показатели центральной  тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные  частоты;

3) показатели разброса (стандартное  отклонение, дисперсия, процентильный  разброс);

4) значения критериев, использованных  при сравнении результатов разных  групп;

5) коэффициенты линейной  и нелинейной связи переменных  и т.д. и т.п.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

 

2. Композиция научной  статьи

Профессиональное сообщество ученых часто называют “незримым колледжем”. Кроме цитатных связей, “незримый колледж” консолидируется системой явных и неявных дисциплинарных норм, регулирующих процесс воспроизводства знания. Процесс усвоения норм называется социализацией, в данном случае - профессиональной социализацией. В любой сфере жизни применение норм требует осведомленности в том, где и каким образом их применять. Бывает и так, что отдельные нормы нарушаются во имя сохранения нормативной структуры целого. Нормативной структуре науки тоже присуща некоторая амбивалентность: даже нарушения некоторых правил должны быть подчинены собственным правилам. Это относится и к процессу производства научных публикаций, который подчинен детальной регламентации - почти так же, как процесс производства любых изделий. Итог полета творческой мысли или рутинное изложение экспериментальных данных, публикация являются формой информационного сообщения и адресована тем, кто работает в близкой предметной области. Количеством и качеством публикаций определяется статус исследователя. На основе опубликованных данных решается и основной вопрос новоевропейской науки - вопрос о научной новизне и приоритете, вопрос, который был чужд античному и средневековому ученому. Научные журналы возникли в XVII в. как “открытые письма” научному сообществу о сделанных открытиях. Журналы придали процессуальный вид обсуждению вопроса о приоритете - отныне автором стал считаться тот, кто первым напечатал свое сообщение публике.

Что бы ни воображали по поводу своей миссии в мировой науке интеллектуалы, их задача заключается в том, чтобы к 100 тысячам статей, публикуемых по социальным и поведенческим наукам в течение года, прибавить еще несколько своих статей. Многие специалисты, участвующие в производстве знания, вообще не публикуются, другие публикуются, но не цитируются - таких большинство. По ориентировочным оценкам 2/3 публикаций вообще не воспроизводятся в какой-либо форме в последующем литературном потоке и растворяются в нем, казалось бы, бесследно. Однако это не значит, что они не нужны. Каждый специалист немножко надеется, что открывает истину в последней инстанции, но в отличие от дилетанта или любителя строго придерживается правил научного метода. Кроме того, он хорошо сознает, что его работа будет преодолена, и сам стремится пойти дальше уже сформулированных им и его предшественниками выводов.

В 1918 г. в своей знаменитой лекции “Наука как призвание и профессия” в Мюнхенском университете М. Вебер сказал: “Каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому она служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые "вопросы”, оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто должен служить науке. Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение, доставляя "наслаждение” своими художественными качествами или оставаясь средствами обучения научной работе. Но быть превзойденными в научном отношении - не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в бесконечность”.

Скажем так: цель научных занятий состоит в добросовестном служении универсальной категории истины и отстранении, - часто требующем не просто незаинтересованности, но мужества, - от ценностей, пристрастий и тому подобных не имеющих значения обстоятельств. В социологии науки эти обстоятельства воспроизводства научного знания обозначаются как “внешняя экспертиза” - в отличие от “экспертизы внутренней”, где имеет значение только знание и ничто иное. Отсюда, в частности, следует, что наука - не работа, а служба, и подготовка публикации - служебный акт, подчиненный своеобразному “воинскому артикулу”.

Статья начинается с заглавия. Сформулировать заглавие не так просто, как кажется на первый взгляд. Самая распространенная ошибка здесь - неадекватное представление содержания научного материала в заглавии. Определяющее значение для заглавия публикации имеет предмет исследования, который должен отчетливо отделяться от объекта исследования.

Предмет исследования - это совокупность существенных признаков (или переменных), которые изучались авторами сообщения. Вопрос об объекте - это вопрос о том, кому эти признаки принадлежат, кто исследовался.

Если в заглавии статьи раскрывается не предмет, а объект изучения, оно является неадекватным. Например, заглавие “Социологическое исследование инженеров” содержит только один информативный признак - профессиональную принадлежность обследованных к инженерам, а что исследовалось - неясно. В статье же речь идет о том, что инженеры, как правило, знакомятся с девушками на производстве.

Иначе говоря, предмет - это изучаемые параметры, а объект - это изучаемый контингент, совокупность единиц (людей, сообществ, институтов, текстов и т. п.). В заглавии принято указывать, во-первых, предмет, во-вторых, объект исследования. Смысловую арматуру заглавия образуют ключевые слова - именно они помогут коллегам распознать статью среди тысяч других.

Заглавие не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким, перегруженным ключевыми словами. Рассмотрим в качестве примера заглавие статьи “Влияние социального статуса родителей на профессиональную ориентацию школьников подросткового возраста в Московской области в 1994 году”. Это заглавие очень точное, но при описании публикации библиограф-предметизатор не имеет возможности разыскивать жемчужные зерна в столь большой куче ключевых слов.

Одна из распространенных ошибок при формулировании заглавий - использование “публицизмов”. Социологу не чуждо ничто человеческое, в том числе и стремление говорить красиво. Публицизмы - это красивые слова и словосочетания, рассчитанные на восприятие профессионально неподготовленным читателем - профаном. Как правило, публицизмы несут выраженную метафорическую нагрузку. В этом не было бы ничего плохого, если бы подобного рода термины в заглавии были релевантны предмету, т. е. давали возможность распознать тему публикации. Чаще всего публицизмы не информативны. Это не относится к статьям, выполненным в духе эзотерического эссе, которые нельзя озаглавить иначе, чем “Взгляд и Нечто”. Заглавия “Слагаемые успеха”, “Если заглянуть глубже”, “Творя и познавая”, “Руками коллектива” пригодны на все случаи жизни.

В социологических журналах часто встречаются публицистические “орнаменты” заглавий. К ним относятся, например, выражения “Мифы и реальность”, “Опыт и проблемы”, “К вопросу о...”. Позитивная функция “орнаментов” состоит в том, что заглавие приобретает стилистическую завершенность, а отрицательная - в создании помех при предметизации и систематизации статьи. Если социолог провел массовое обследование, но затрудняется в определении того, что он хотел узнать, может оказаться полезным словосочетание “Социальный портрет”. К сожалению, прочитав такое заглавие, невозможно установить, о чем идет речь в публикации.

Информация о работе Научная статья как форма предъявления результатов выпускного исследования