Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 12:07, контрольная работа
Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида:
1) устные изложения;
2) публикации;
3) компьютерные версии.
1. Научная статья как форма предъявления результатов выпускного исследования 3
2. Композиция научной статьи 6
3. Рекомендации по написанию научных статей 12
4. Требования к оформлению научной статьи 13
Источники информации 18
Образцовые с точки зрения информативности заглавия используются в научных журналах, включенных в предметные информационно-поисковые системы. В этом случае заглавие являет собой набор дескрипторов первого уровня. Например, заглавия статей “Американского социологического журнала” (Том 99, Номер 4, январь 1994 года) представляют собой перечисления через запятую ключевых слов: “Правила, ресурсы и процессы легитимации: некоторые вопросы социального конфликта, порядка и изменения” (Родин Страйкер); “Знание, доминирование и уголовное наказание” (Иоахим Севелсберг); “Легализация рабочего места” (Ричард Скотт); “Ранний труд родителей, социальный капитал семьи и их влияние на раннее детство” (Тоби Парсел, Элизабет Менахен); “Сыновья, дочери и межпоколенческая поддержка на Тайване” (Ян-Джу Ли, Уильям Периш, Роберт Уиллис). Все приведенные заглавия обладают высокой степенью коммуникативности с точки зрения доступа к пользователю через предметные индексы информационно-поисковых систем.
Расширением заглавия являются аннотации, содержащие уже не пять-семь дескрипторов, а около ста слов, подробно описывающих предмет исследования. Естественно, что возможности точного распознавания тематического адреса публикации увеличиваются во много раз, не говоря уже о том, что чтение аннотации позволяет компетентному исследователю уяснить основную идею работы за несколько минут.
В качестве образцового примера можно привести аннотацию к упомянутой выше статье о межпоколенческой поддержке на Тайване. Исследование посвящено финансовой помощи, которую оказывают дети, имеющие собственную семью, своим родителям.
Часто предполагается, что экономические и социальные изменения, сопровождающие индустриализацию, ведут к резкому ослаблению родительской власти и, следовательно, к уменьшению поддержки родителей их взрослыми детьми. Опубликованные в статье данные, однако, показывают, что значительное большинство женатых и замужних детей осуществляли постоянную финансовую помощь своим родителям в течение предыдущего года.
Социально-экономические характеристики родителей и детей в семьях, где осуществлялась финансовая поддержка, показывают, что альтруистически-корпоративная групповая модель наилучшим образом отражает межпоколенческие взаимодействия в период ускоренного экономического роста.
После того как сформулировано
заглавие, остается лишь написать статью.
Композиция научной статьи обычно включает
семь разделов. Во-первых, необходимо дать
краткий историографический очерк изучаемого
вопроса, сославшись на авторитеты в данной
области, и обрисовать нынешнее состояние
его разработки. Здесь целесообразно указать
на противоречия в теории и различные
версии интерпретации данных. Во-вторых,
в статье формулируются гипотезы,
Авторы указывают на три теоретических модели межпоколенческих отношений: первая теория - теория власти и взаимовыгодного соглашения - исходит из постулирования борьбы поколений за семейные ресурсы; вторая теория акцентирует добровольную взаимопомощь членов семьи; третья теория - альтруистически-корпоративная групповая модель, где родители выбирают способ максимизации благосостояния расширенной семьи, включая здоровье ее членов, материальные и культурные ценности.
Авторы подробно обсуждают каждую теоретическую модель и формулируют основные гипотезы исследования. Теория семейной власти и взаимовыгодного сотрудничества членов семьи предполагает выдвижение трех гипотез: 1) родители, располагающие большим количеством ресурсов (высоким доходом и значительной нераспределенной собственностью) по сравнению с детьми, получают больше денег и услуг от детей (сильная гипотеза о взаимовыгодном сотрудничестве); 2) дети, располагающие большим количеством ресурсов по сравнению с родительскими, дают деньги вместо предоставления услуг (слабая гипотеза о взаимовыгодном сотрудничестве - гипотеза об относительной эффективности); 3) в супружеских парах супруг или супруга с более высоким доходом выделяют больше ресурсов своим родителям (гипотеза о взаимовыгодных отношениях между супругами).
С другой стороны, альтруистически-корпоративная групповая модель выражается в двух следующих гипотезах: 4) дети, получившие более значительную поддержку со стороны родителей (образование, собственность), дают родителям больше. Результаты поддержки могут иметь и относительный и абсолютный характер; 5) родители, испытывающие большую нужду (малые ресурсы, слабое здоровье), получают больше; 6) эпизодические обмены в рамках взаимопомощи предполагают, что родители, помогающие в домашних делах и уходе за детьми, получают более значительные ресурсы.
Следующий раздел статьи посвящен выборке: единицами отбора являлись 2662 замужние женщины 25 - 60 лет, имеющие хотя бы одного из родителей, и 2231 мужчина с такими же характеристиками. Далее перечисляются 26 зависимых и независимых (объясняющих) переменных. Обсуждение результатов исследования построено по схеме: таблица (диаграмма), демонстрирующая распределение данных по каждой гипотезе, плюс авторский комментарий. Аналитический аппарат исследования освещается в самом общем виде и сопровождается отсылками к специальным источникам.
Вывод заключается в том, что помощь родителям со стороны детей мало зависит от соображений взаимной выгоды либо ресурсов власти, которыми располагают родители. Более того, родители, располагающие значительной собственностью, которая может составить предмет наследования, получают меньшую поддержку, чем родители, нуждающиеся в материальной поддержке либо уходе. Библиографический аппарат статьи составляет около 80 наименований, расположенных (в соответствии с западными нормами оформления библиографических списков) в алфавитном порядке. Таков образец современной социологической публикации.
Кроме аналитических статей, излагающих результаты исследования, специалистам часто приходится писать обзоры, рефераты, рецензии. Казалось бы, это второстепенная работа, непосредственно не связанная с передовыми рубежами науки. Однако именно рецензирование и реферирование обеспечивают признание научных результатов в качестве значимых в профессиональном сообществе.
Структура рецензии не менее сложна, чем структура аналитической статьи. Во-первых, изложению существа вопроса предпосылается краткая справка об авторах рецензируемой книги, их предыдущих работах, принадлежности к определенному научному направлению или школе. Во-вторых, рассматривается история проблемы: кто, где, когда разработал теорию и методы исследования данной области; какие идеи получили экспериментальное подтверждение, а какие были опровергнуты; в чем заключаются принципиальные расхождения между современными исследовательскими подходами к теме. В-третьих, рецензент должен изложить основные положения и выводы работы и, если возможно, вывести формулу ее научной новизны. Для большинства работ по социологии эта задача вряд ли выполнима - при всем желании не удается понять, о чем идет речь, но отказываться от ее решения не следует. Реферат - важнейший компонент рецензии.
Его функция в том, чтобы осуществить за читателя “первое чтение” книги - отсортировать самое важное. В-четвертых, рецензия включает оценочный компонент. В ней содержится по возможности недвусмысленное указание на уровень издания - является ли оно научным достижением, требующим серьезного внимания, либо “вносит определенный вклад” в разработку темы. Отрицательные рецензии, как правило, не пишутся, поскольку плохие работы не нуждаются в рецензировании, если они не представляют опасности для нормального функционирования дисциплины.
Исключение составляют рецензии полемического характера. В любом случае неявная норма науки предполагает, что автор рецензии, опубликованной на страницах профессионального издания, выступает не столько со своей личной точкой зрения, сколько выражает общественное мнение специалистов. Привносить в это дело субъективный компонент - значит портить репутацию. Вероятно, поэтому рецензии чаще пишут молодые ученые, для которых важно идентифицировать свою позицию в науке как нормативную.
3. Рекомендации по написанию научных статей
1. Решить совместно с научным руководителем, в какой журнал может быть направлена статья по материалам курсовой работы студента.
2. Сформулировать начальное приближение названия статьи.
3. Выписать положительные
и отрицательные стороны
4. Сделать обзор состояния вопроса. Найти и просмотреть сайты научных издательств, электронные библиотеки ДонНУ, Вернадского, российскую гос. библиотеку и др. Просмотреть аннотации подходящих книг, оглавления журналов за последние 5 лет и прочитать нужные статьи (заказать копии в ВИНИТИ, в указанных библиотеках). Найти и просмотреть сайты, труды соответствующих конференций, симпозиумов... Проанализировать подобные работы на предмет:
1. актуальность (зачем и кому это надо),
2. как её выполняли другие исследователи.
5. Пересмотреть и
6. Написать первое приближение
статьи. Лучше это делать на
бумаге. При этом можно использовать
сокращения слов и предложения
для быстрой фиксации «
Научная статья – это изложение и обоснование новых идей.
Вы должны написать введение (предмет исследований, актуальность работы цель работы, вытекающие задачи, методы решения), один или несколько разделов, описывающих суть работы с результатами, а также – заключение в виде выводов (краткий итог результатов, научной новизны и полезности работы).
При изложении материала, помните, что статью будут читать посторонние, возможно, далёкие от ваших проблем люди, не владеющие в полной мере вашей терминологией, но достаточно умные и образованные, чтобы понять и оценить идею работы, которая представлена языком, доступным математику с высшим образованием.
Материал должен быть изложен кратко, но так, чтобы читатели смогли реализовать (повторить) описанные вами идеи и результаты.
7. Отложить полученное приближение статьи на пару недель. Заново выполнить пункты 5, 6 и получить второе приближение статьи, которое можно набрать на компьютере в соответствии с оформительскими требованиями выбранного журнала и распечатать.
8. Повторить пункт 7 ещё 3-4 раза. После чего статью можно отправлять в редакцию журнала.
4. Требования к оформлению научной статьи
Имеется несколько вариантов текстового представления научных результатов: а) тезисы научного доклада; б) отчет о научно-исследовательской работе; в) письмо в редакцию (краткое сообщение о научных результатах; г) статья в научном журнале либо в сборнике научных работ; д) научная монография.
Основной формой научной публикации является статья в научном журнале. Существуют общепринятые требования, предъявляемые к научной статье. Стандарт подготовки рукописи «Психологического журнала» приводится в Приложении 3.
В США используется стандарт
оформления статьи, принятый АРА (Американская
психологическая ассоциация). В титуле
статьи указываются имя и фамилия автора
(авторов) и место его работы. Заголовок
статьи краткий (не более 15 слов). Он должен
кратко информировать читателя о сути
исследования. Статью сопровождает изложение
содержания (abstract) — не более
100-175 слов: информация о проблеме исследования,
его предмете, об испытуемых, о методе,
результатах и главные выводы. Резюме
содержания статьи идет в реферативный
журнал «Psychological
Введение. В начале введения предлагается постановка проблемы. Затем излагается обзор исследований предшественников. Приводятся основные методы, с помощью которых осуществлялись прежние исследования, а также анализируются противоречия в результатах, полученных до настоящего момента. Автор дает теоретическое обоснование своего исследования. Излагаются гипотеза и способ ее проверки. Приводится список изучаемых и контролируемых переменных (зависимая, независимая, дополнительные и другие внешние переменные), а также дается прогноз исхода исследования.
Метод. Основные сведения о методе помещаются еще во введении. В этом разделе полностью раскрываются все особенности процедуры исследования. Читателю предоставляется информация о плане исследования таким образом, чтобы другой психолог мог его воспроизвести по описанию. Дается характеристика выборки испытуемых, рассказывается о стратегии формирования групп. Дается информация о внешних условиях, времени проведения исследования и т. д. Очень подробно описывается процедура исследования. Автор предоставляет читателю информацию об алгоритме работы экспериментатора (инструкция экспериментатора). Приводится полностью инструкция испытуемому, описывается способ предъявления инструкции. Рассказывается о способах управления независимой переменной, об измерении зависимой переменной и о приемах контроля внешних переменных. Специально оговариваются приемы балансировки, контрбалансировки, стабилизации внешних условий, способы общения между испытуемыми и экспериментатором и т.д.
Методики и аппаратура. При описании методики и аппаратуры следует указать конкретное название модели и ее спецификацию. Обычно уникальная аппаратура описывается детально. Стандартная техника и стандартизированные методики (тесты) в подробном описании не нуждаются. Но при описании используемых тестов необходимо точно указать их название, дату, место и авторов валидизации или ревалидизации, основные психометрические характеристики, а также учреждение — производителя теста. Исходя из специфики эксперимента, в описание метода могут включаться и другие моменты.
Информация о работе Научная статья как форма предъявления результатов выпускного исследования