Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить влияние дидактических игр на развитие словаря дошкольника.

Эта проблема является актуальной, так как дети в дошкольном возрасте познают окружающий мир через игру, поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание дидактическим играм.

Содержание

Введение

Глава 1. Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры

1.1 Сущность и задачи словарной работы

1.2 Содержание и принципы словарной работы

1.3 Методы и приемы развития словаря

1.4 Дидактические игры- один из методов словарной работы

1.5 Структура и виды дидактической игры

1.6 Методика организации дидактической игры в старшем дошкольном возрасте

Глава 2. Исследования словаря дошкольников методом дидактической игры

2.1 Методика исследования словаря старших дошкольников

2.2Описание работы развития словаря средствами дидактической игры

2.3 Результаты развития словаря старших дошкольников



Заключение



Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2009.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)


              Оглавление

 

Введение

Глава 1. Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры

1.1 Сущность и задачи словарной работы

1.2 Содержание и принципы словарной работы

1.3 Методы и приемы развития словаря

1.4 Дидактические игры- один из методов словарной работы

1.5 Структура и виды дидактической игры

1.6 Методика организации дидактической игры в старшем дошкольном возрасте

Глава 2. Исследования словаря дошкольников методом дидактической игры

      2.1 Методика исследования словаря старших дошкольников

      2.2Описание работы развития словаря средствами дидактической игры

      2.3 Результаты развития словаря старших дошкольников

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Они играют огромную роль в воспитании и обучении детей.

Исследованиями установлено, что магистральная линия развития дошкольника происходит через игру, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи, как практические так и умственные. Поэтому для нашей работы мы выбрали тему «Дидактические игры, как средство развития словаря дошкольника». Она представляет для нас особый интерес для исследовательской деятельности.

Развитие старших дошкольников осуществляется в разной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи в начале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. При проведении дидактических игр расширяется словарный запас детей, также формируют правильное отношение к явлениям общественной жизни, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К.Крупская. Она придала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». У него воспитывается сообразительность, находчивость и инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, но и через  игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

Цель: изучить влияние дидактических игр на развитие словаря дошкольника.

Эта проблема является актуальной, так как дети в дошкольном возрасте познают окружающий мир через игру, поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание дидактическим играм.

Задачи:

- работа с литературой, направленная на изучение дидактических игр как средств развития словаря дошкольника;

- организовать работу по выявлению и формированию игровых навыков у детей;

- разработка планов-конспектов и апробирование их на практике;

Объект исследования: игровая деятельность дошкольника.

Предмет исследования: дидактическая игра как важнейший фактор, влияющий на развитие словаря дошкольника.

Методы исследования: наблюдение, беседа.

Гипотеза: дидактические игры способствуют развитию речи детей в ходе систематической работы по развитию речи детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры.

 

1.1.Сущность и задачи словарной работы

  

   В дошкольном возрасте,  дети, должны овладеть таким словарным запасом, который позволял бы общаться со сверстниками и взрослыми, понимать художественную литературу и успешно обучаться в школе.

     Словарная работа- это планомерное расширение активного словаря детей, за счет не знакомых слов или трудных для них слов.

     Особенность словарной работы в ДУ состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе и на занятиях. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, а систематично, чтобы педагог  управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для детей, обеспечивая правильность, полноту усвоения.

     Дети, начинающие посещать ДУ, имеют некоторый круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но, во-первых, этот круг знаний мал.

     Во-вторых, часто бывает, что ребенок знает слово, но за ним нет точных представлений и понятий, Например, дошкольник знаком со словом «олень»,               но он мало знает об олене и поэтому он может перепутать его с козой.

     В-третьих, словарь детей не упорядочен и не систематизирован, слова живут отдельно друг от друга, не зная «родства» между собой; дети пользуются ими , не видя сходства различия между многими близкими, но не тождественными по значению словами и иногда соединяют несоединимые слова

     В-четвертых, словарь дошкольников, бывает развит односторонне: в нем имеются конкретные, обиходные слова, но нет отвлеченных и обобщающих слов, мало слов, обозначающие различные сферы жизни.

      В-пятых, зачастую кажется, что ребенок понимает слова при слушании, но он не употребляет или употребляет неправильно в своей речи.

      В-шестых, речь очень часто характеризуется вялостью, невыразительность, повторением одних и тех же слов; в словарном запасе дошкольников нет ярких выразительных слов словосочетаний.

      Педагогам следует так организовать работу с детьми, чтобы устранить эти недостатки и помочь. Словарная работа в детском саду- это закономерное расширение активного словаря  за счет незнакомых или трудных слов.

 

       Задачи словарной работы в детском саду:

   1.Обогащение словаря детей, то есть усвоение тех новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т. д.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать запасу их представлений. Если запас слов растет медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть привычка болтать, не вникая в смысл слов. И то и другое плохо отражается на развитии мышления.

   2.Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания. Это относится прежде всего к трудным для них словам: собирательным ( «мебель», «посуда» и т.д.) и отвлеченным («тишина», «доброта» и т.д.), существительным, числительным и относительным прилагательным(«пассажирский», «городской» и т. д.), а также к словам сложным в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор» и пр.).

      В силу того, что смысловая емкость не ограничивается единичным значением и многие слова многозначны, дети часто употребляют их в неточном или даже неверном значении. Задача педагога – подвести ребят к доступному для них правильному пониманию смысла слов, их оттенков, научить подбирать синонимы, антонимы, т. е. добиться, чтобы их речь выражала мысль.

   3.Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь- значит научить детей осмысленно пользовать словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Их необходимо вводить в предложения. Надо добиваться, чтобы дети уместно употребляли в том или ином тексте

   4.Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

      Таким образом, можно сказать, что все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

 

1.2 Содержание и принципы словарной работы.

 

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначального складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

Содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходима ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально – ценностное отношение к действительности.

Прежде всего дети усваивают бытовой словарь: названия частей тела, лица;  названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись - захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый);

лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должна быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств;

слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это – слова существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях В.И. Логинова выделила три таких направления:

- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится прежде всего в ономасиологическом  аспекте (обращается внимания объектов – Как называется это?). Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой слова, т.е. семасиологический аспект (обращается внимание на само слово – Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей  желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова вы чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов.

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснить их, давать толкование слов и словосочетаний.

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

В программе детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова.

При отборе слов учитываются следующие критерии:

- коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;

- необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада;

- частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети;

- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т.е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;

- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

- значимость слова для решения воспитательных задач;

- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

- отбор слов, относящихся к разным частым речи (существительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями.

Таким образом содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей.

 

Принципы словарной работы.

Информация о работе Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры