Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить влияние дидактических игр на развитие словаря дошкольника.

Эта проблема является актуальной, так как дети в дошкольном возрасте познают окружающий мир через игру, поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание дидактическим играм.

Содержание

Введение

Глава 1. Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры

1.1 Сущность и задачи словарной работы

1.2 Содержание и принципы словарной работы

1.3 Методы и приемы развития словаря

1.4 Дидактические игры- один из методов словарной работы

1.5 Структура и виды дидактической игры

1.6 Методика организации дидактической игры в старшем дошкольном возрасте

Глава 2. Исследования словаря дошкольников методом дидактической игры

2.1 Методика исследования словаря старших дошкольников

2.2Описание работы развития словаря средствами дидактической игры

2.3 Результаты развития словаря старших дошкольников



Заключение



Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2009.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Применение словарных упражнений имеет в педагогической науке давнюю историю. Так, И. Г. Песталоцци в книге «Как Гертруда учит своих детей» описывает усложняющиеся задания на определение предметов, их признаков:

— подбор к именам существительным имен прилагательных. Напри­мер: угорь — скользкий, червеобразный, крепкокожий; вечер — тихий, ясный, прохладный, ненастный и др.;

- подбор к именам прилагательным имен существительных. Напри­мер: круглый — ядро, шляпа, луна, солнце; легкий — перо, пух, воздух; высокий — башня, гора, великан, дерево.

Затем следовали упражнения на употребление слов в связной речи. Особое внимание Песталоцци уделял глаголам, их сочетанию с другими словами. Постепенно дети должны были выполнять задания на описание и толкование слов и выражений. Все эти речевые упражнения Песталоц­ци рассматривал как «средство уяснения понятий».

В русской классической педагогике систему упражнений по разви­тию устной и письменной речи разработал К. Д. Ушинский. Эти упраж­нения, названные автором логическими, направлены на классификацию и группировку слов и понятий, охватывающих разные области знания.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родово­му и подродовому признакам (животные, домашние жи­вотные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, вели­чина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многознач­ными словами; распространение предложений с исполь­зованием заданных слов.

 

Все методисты отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мысли­тельные способности, углублять и уточнять знания о пред­метах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проник­нуть в образный строй русской речи, овладеть вырази­тельными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. На основе учета характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулирова­ны следующие требования к их применению в целях раз­вития словаря:

- загадыванию загадок должно предшествовать ознаком­ление детей с предметами, их характерными признаками;

- загадки должны быть доступны детям с точки зре­ния как содержания, так и формы. Сначала дети отгады­вают загадки, построенные на прямом описании харак­терных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»);

- обучение отгадыванию загадок должно осуществлять­ся на наглядном материале и на основе соотнесения сло­весного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

- отгадывание загадок должно сопровождаться рассуж­дениями и доказательствами, объяснениями образного опи­сания;

- придумывание загадок самими детьми должно основы­ваться на большой предварительной работе по рассматрива­нию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;

- загадывание и отгадывание загадок следует прово­дить в игровой форме.

Таким образом, в словарной работе используется сово­купность разных методов и приемов в зависимости от сте­пени овладения детьми слова.

 

1.4. Дидактические игры один из методов словарной работы

 

Дидактическая ирга представляет собой плановое, сложное педагогическое явление и игровым методом обучения детей, и формы обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр. Важно при этом, чтобы были созданы условия для переноса полученных знаний, представлений, игровых умений в самостоятельные творческие игры, которые занимают большое место в жизни детей дошкольного возраста.

              Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе и родителями. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Другой очень важный и существенный аспект дидактических игр, - а именно, рассмотрение их  как способа обучения, - освещен в несколько меньшей степени. Вместе с тем, не секрет, что многие родители так или иначе пытаются сформировать  у детей-дошкольников первоначальные навыки счета, письма, чтения и дают это подчас недостаточно грамотно и умело, в меру своих представлений. Однако именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата.

Значение дидактической игры

1)     Повышают умственную активность детей.

2)     Формируют такие психические процессы как: ощущение, восприятия, память, мышление.

3)     Способствуют развитию речи.

4)     Способствуют волевых качеств.

5)     Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

6)     Способствуют обогащению и систематизации знаний детей об окружающем мире.

 

              Таким образом дидактические игры имеют большое значение для обогащения словаря детей в детских дошкольных учреждениях.

 

1.5. Структуры и виды дидактических игр

 

              В дошкольной педагогике Бондаренко А.К. указывается, что все многообразие дидактических игр объединяется в три основные вида: игры с предметами, игрушками, природными материалами; настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами

              В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том. что их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх у усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяя эти предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

              Например игры «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Напоим куклу чаем» и др.

 

Настольно-печатные игры

              Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различные развевающие задачи, которые решается при их использовании.

              В этих играх формируется такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

 

Словесные игры

              Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В каких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления и предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретениях ранее знаний в новых связях в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях и другое.

Например игры; «Да- нет», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и так далее.

 

Структура дидактических игр

Независимо от вида дидактических игр определенную структуру. Обязательными структурными компонентами являются:

1)     дидактическая задача;

2)     игровая задача;

3)     игровые действия;

4)     правила игры;

5)     результат подведения итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и так далее.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основы игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и д.т. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результатов) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д.

Таким образом, дидактическая ирга имеет свою определённую структуру.

 

1.6. Методика организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте

 

Методы организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.

Богуславская З.М., Бондаренко А.К. указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её произведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация  психических процессов (памяти, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требования и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают,              предписывают);             

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному; ему
хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С  расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при
отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.             

Информация о работе Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры