Национальная культура как средство формирования эмоционально-положительного настроения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 22:22, реферат

Краткое описание

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то именно в игре особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются основы эмоциональной культуры, развиваются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредственной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации отношений.
Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, формировании ценностных ориентаций занимает театрально-игровая деятельность. Театр – один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников. Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя [6, с. 156].
Театр является одним из эффективных средств воспитания, что основывается на активности эмоционально чувственной сферы личности.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования личности, выразительности вещания, интеллектуального и художественного восприятия. Театр для детей – это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.
Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка дошкольного возраста [3, с.11].
Эмоциональная сторона личности - это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. А. Сухомлинский).
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность не сформировано у многих людей. Одни из первых культурно выработанных средств самовыражения, которыми овладевает ребенок, относятся к сфере чувств. Творческие способности и эстетические эмоции интенсивно развиваются в период от трех до пяти лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего мира. Как указывается в исследованиях Е. М. Торшиловой, Т. М. Морозовой после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.
Процесс воспитания эмоционально культуры, ее структура и содержание рассматриваются в связи со смежными проблемами: развитие культуры восприятия, сенсорной культуры, эстетической культуры, развитие креативности, творческой одаренности.
Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований свидетельствует о сложности проблемы развития творческих способностей и наличии различных факторов, которые определяют как саму природу, так и особенности творческих проявлений детей. Эти факторы, как считает Л. Б. Ермолаева-Томина, можно объединить в три группы. В первую включаются природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский). Во вторую входят все виды влияний социальной среды на развитие и проявление творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, B. Н. Дружинин). Третья группа факторов отражает зависимость творческих проявлений личности от характера и структуры деятельности (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Значение эмоциональной культуры в формировании личности подчеркивали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, A.Н. Лук, Л.П. Стрелкова, В.А. Сухомлинский [1, с. 51-52].
Изучением проблемы развития эмоциональной культуры в дошкольном возрасте занимались психологи (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова, В. В. Абраменкова. А. А. Рояк, А. Б. Николаева и др.). Исследования показали что в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности. Актуальность проблемы воспитания эмоционально-творческой культуры объясняется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной творческой деятельности, потребностью гуманизации процесса образования.
Эмоциональная культура – один из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории. В культуре проявления эмоций находит отражение связь образности речи с окружающей действительностью. По тому, как человек выражает свое эмоциональное состояние, какими языковыми средствами пользуется при этом, обладает ли умением видеть, какие эмоции и чувства испытывает собеседник, и умением поставить себя на его место, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств.
Под «эмоциональной культурой» мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих личности незатрудн

Содержание

Введение 3
Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре……………………………………………………….5
Заключение. …………………………………………………………………19
Список используемой литературы.21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft ДОШ ПЕД.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

Вполне естественно и закономерно стремление людей к  познанию своей самобытной национальной культуры. Значение национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет человека, пробуждает его интерес к отечественной истории, своим ценностям и традициям. Общечеловеческий принцип, не противопоставляемый патриотизму, состоит в том, что человек, любя свою нацию и национальную культуру, понимает, что и в другой культуре  всегда есть ценное и необходимое.

Известно, что в результате межнациональной миграции, вызванной различными экономическими, социальными, демографическими и иными процессами, более 75 миллионов людей проживают вне границ своих национальных территориальных образований. Это накладывает отпечаток на их духовную жизнь, сказывается на их национальной культуре. В местах компактного проживания национальных меньшинств необходимо особенно четко соблюдать права автономий, предоставлять возможность обучать родному языку своих детей, готовить и выдвигать национальные кадры. Остро назрела потребность сохранения культурной автономии малых народов, согнанных и насильно пересиленных из своих родных мест и жаждущих возрождения национальной культуры, языка, обычаев, традиций, т.е. всего того, что составляет основу нормальной жизни каждого народа, его процветания.

Так исторические и географические факторы обусловили расположение республики Татарстан на стыке двух крупнейших цивилизаций – восточной и западной, что во многом объясняет многообразие его культурного богатства. Татарский народ хранит свои многовековые традиции предков булгар, которые сумели достичь высокого уровня культурного развития соединив свои тюркские корни и арабское  влияние, обусловленные принятием ислама в X веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась вся татарская национальная культура. Особое место в жизни булгар и современных татар занимает литература, традиции, заложенные еще Кол-Гали в поэме «Кыйса – и – Йосыф» в XIII веке. Захватом Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного в крае наблюдается широкое распространение русской культуры. В результате взаимодействия двух цивилизаций и возникла культура современного Татарстана.

В XX веке национальная культура распадается на две части – элитарную и массовую. Под элитарной подразумевается культура, создаваемая и используемая элитой общества. Появление массовой культуры связано с развитием средств массовой информации и всеобщей грамотностью населения. Поскольку массовая культура ориентирована «на всех», ее уровень по сравнению с элитной культурой ниже. Массовая культура потребляется всеми людьми независимо от национальности, условий жизни, средств существования. Массовая культура хотя и является средством коммуникации, но воспитывает пассивность мышления, стандартизирует жизнь по формуле «я - как все», упрощает индивидуальность сознания.

Этническая культура определяется как совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодефференцирующую функцию, т.е. культура людей, связанных общностью происхождения и совместной хозяйственной деятельностью. Этнические культуры вырабатываются с помощью символов прошлого – мифов, легенд, святынь. В современном мире  этнические культуры зачастую представляют собой субкультуры национальных культур, для которых характерны литературный язык, философия, наука. Рассмотрим понятия «субкультура» и «детская субкультура».

Субкультура (от лат.Sub – под и культура) – совокупность социально-психологических признаков (ценностей, стереотипов, вкусов и т.к.), влияющих на стиль жизни и мышление определенных групп людей и позволяющих им осознать себя в качестве «мы» отличного от «они» (остальных представителей социализма). (28)

Субкультура выполняет ряд функций по отношению к обществу и человеку: это специфический способ дефференциации развитых национальных культур; их трансляция на те или иные общества; маркирование социальной и возрастной стратификации  общества.

Что касается детской субкультуры, то она предстает как культурное пространство и круг общения детей, помогающих им адаптироваться социуме и создавать свои автономные нормы и  формы поведения. Детская субкультура занимает особое место в общечеловеческой культуре, она выполняет функцию первичной социализации ребенка.

Детская субкультура (от лат.Sub – под,    Cultura – возделывание, воспитание, развитие) в широком смысле – это все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми, в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной  конкретно-исторической ситуации развития. Содержанием детской субкультуры является  не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты – элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного, зафикцированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

1.2 Приобщение  детей дошкольного возраста к  национальной культуре как педагогическая  проблема современности

Сегодня будущее планетарной цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Если перейти непосредственно к дошкольному образованию, то оно является фундаментом образовательной системы, ибо здесь закладываются такие основы личности, которые носят определяющий характер. Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбие, основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремленности – важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений.

Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре; воспитание на национальных духовных традициях  и ориентирует педагогов на возраждение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем. Приобщение детей к национальной культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу коренных изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в национальном воспитании детей придается приобщению ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию национальной музыки.

Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в народной культуре, языке, так называемом национально-региональном компоненте образования. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский, проведя сопоставительный анализ, европейских и северо - американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и исползуемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает “душу народа”, его менталитет. Любовь к Отечеству, к культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей.

И.М.Хамитов рассматривает народную педагогику как средство приобщения детей к национальной культуре, т.к. народная педагогика позволяет учесть местные особенности, регионально-национальные традиции, возраст детей, особенности восприятия ими окружающего мира. По его мнению, народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.д.

Понятно, что всю народную педагогику невозможно “втиснуть” в деятельность детского сада, ибо многое  в ней определено стандартом программы воспитательной работы. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал ее сущность, и, при включении в учебно-воспитательную систему, способствовал бы повышению эффективности работы детского учреждения, давая новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка. Хамитов выделяет такие средства народной педагогики:

1. Родной язык.        Изучению родного языка в свое время Н.К.Крупская отводила главное место. Она считала, что обучение на родном языке является необходимым элементом развития ребенка, материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей. Человек, который стремится красиво говорить, в значительной степени умеет и красиво думать.

2. Народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д. В них народ выражает свои представления о совершенном человеке, исполняя их  совершенствуется развитие народа.

3. Народные танцы.        Они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики.

4. Устное народное творчество.        Оно помогает детям познавать нравственные идеи, развивать нравственные, эстетические чувства.

6. Этика, эстетика быта народа.

Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является изучение народного опыта воспитания и использование его в формировании личности дошкольников.

Играя в различные татарские народные игры, участвуя в национальных праздниках, у детей воспитывается устойчивый интерес к языку, культуре, традициям татарского  народа, его быту и праздникам. Цель проводимой работы заключается в следующем:

  • уважение к народу татарской национальности;

  • воспитание любви к родному краю;

  • расширение знаний о культуре и быте татарского народа;

1.3 Педагогические  условия приобщения детей дошкольного  возраста к национальной культуре.

В процессе приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре необходимо учитывать педагогические условия, способствующие успешной реализации задач национального воспитания.

Я считаю, что одним из условий является среда развития и воспитания ребенка.

Педагогическая грамотность, осведомленность педагогов в данном вопросе, а также доступность получаемых знаний, умений и навыков детьми дошкольного возраста являются важными условиями приобщения детей к национальной культуре.

1.3.1 Среда  как педагогическое условие, способствующее  приобщению детей к национальной  культуре.

Среда, формирующая ребенка, есть, прежде всего, среда социальная, представляющая конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается личность. Задача педагога заключается в переводе социальной среды в среду педагогическую.

В дошкольном учреждении создание оптимальной среды обеспечивает психологический комфорт личности ребенка, направляет его творческую активность. В среде происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социокультурного опыта ребенка.

Вопрос о создании социально-педагогической развивающей среды в дошкольных учреждениях находит отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей к национальной культуре, для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, постигает социальные отношения между людьми. Иными словами, среда развития ребенка обеспечивает разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования. (13,20)

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к развивающей среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке, о   истории и национальной культуре. Исходя из этого, мы считаем, что в детском саду необходимо иметь следующее:

1. Подборки книг и открыток, комплекты репродукции, игры и  игрушки, знакомящие с особенностями  национальной культуры, трудом, бытом  народа, с техническими достижениями  человечества.

2. Уголок краеведения («изба», комната быта, музей и др.).

3. Образцы предметов народного  быта.

4. Образцы национальных  костюмов (куклы в национальных  одеждах и др.).

5. Произведения художественной  литературы (народные и авторские  сказки).

В государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены следующие требования к развивающей среде дошкольного учреждения, в том числе для осуществления задач приобщения к национальной культуре:

  • Специальные образовательные помещения для изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности;

  • Эстетическое оформление помещений;

  • Разнообразное оснащение художественных видов деятельности, в том числе материалы и оборудование для свободной изобразительной деятельности; для  разыгрывания различных сценок и спектаклей; атрибуты для различных детских игр; музыкальные инструменты и т.д.

Как дополнение выступает специально организованное пространство  - комната национального быта для приобщения к национальной культуре. Среда, дающая представления о той или иной национальной культуре, содержит в той или иной мере такие  компоненты, как предметы, вещи, произведения искусства, символы, знаки, отражающие ее суть и другое, то есть все перечисленное может быть представлено как предметное содержание среды.

Обычаи, традиции, праздники, обряды, игры, танцы также характеризуют национальную культуру, они могут быть усвоены в различных видах художественной деятельности, протекающих в специально созданной среде. И, наконец, социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к национальной культуре. Личность ребенка формируется не только под воздействием специально созданных условий (в частности в дошкольных учреждениях), но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но и также среда этническая. Корни национальной специфики, формирующей целостный образ мира ребенка, национальное самосознание кроются в естественных условиях его окружения и проживания. Необходимо  целенаправленно использовать возможности естественной этнопедагогической среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется нам стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, с воспитателями, с другими детьми, т.к. процесс приобщения детей к национальной культуре происходит эффективнее, когда он обоюдный. При этом происходит взаимное обогащение, создается эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Информация о работе Национальная культура как средство формирования эмоционально-положительного настроения детей