Национальная культура как средство формирования эмоционально-положительного настроения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 22:22, реферат

Краткое описание

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то именно в игре особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются основы эмоциональной культуры, развиваются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредственной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации отношений.
Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, формировании ценностных ориентаций занимает театрально-игровая деятельность. Театр – один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников. Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя [6, с. 156].
Театр является одним из эффективных средств воспитания, что основывается на активности эмоционально чувственной сферы личности.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования личности, выразительности вещания, интеллектуального и художественного восприятия. Театр для детей – это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.
Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка дошкольного возраста [3, с.11].
Эмоциональная сторона личности - это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. А. Сухомлинский).
Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность не сформировано у многих людей. Одни из первых культурно выработанных средств самовыражения, которыми овладевает ребенок, относятся к сфере чувств. Творческие способности и эстетические эмоции интенсивно развиваются в период от трех до пяти лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего мира. Как указывается в исследованиях Е. М. Торшиловой, Т. М. Морозовой после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.
Процесс воспитания эмоционально культуры, ее структура и содержание рассматриваются в связи со смежными проблемами: развитие культуры восприятия, сенсорной культуры, эстетической культуры, развитие креативности, творческой одаренности.
Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований свидетельствует о сложности проблемы развития творческих способностей и наличии различных факторов, которые определяют как саму природу, так и особенности творческих проявлений детей. Эти факторы, как считает Л. Б. Ермолаева-Томина, можно объединить в три группы. В первую включаются природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский). Во вторую входят все виды влияний социальной среды на развитие и проявление творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, B. Н. Дружинин). Третья группа факторов отражает зависимость творческих проявлений личности от характера и структуры деятельности (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Значение эмоциональной культуры в формировании личности подчеркивали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, A.Н. Лук, Л.П. Стрелкова, В.А. Сухомлинский [1, с. 51-52].
Изучением проблемы развития эмоциональной культуры в дошкольном возрасте занимались психологи (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова, В. В. Абраменкова. А. А. Рояк, А. Б. Николаева и др.). Исследования показали что в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности. Актуальность проблемы воспитания эмоционально-творческой культуры объясняется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной творческой деятельности, потребностью гуманизации процесса образования.
Эмоциональная культура – один из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории. В культуре проявления эмоций находит отражение связь образности речи с окружающей действительностью. По тому, как человек выражает свое эмоциональное состояние, какими языковыми средствами пользуется при этом, обладает ли умением видеть, какие эмоции и чувства испытывает собеседник, и умением поставить себя на его место, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств.
Под «эмоциональной культурой» мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих личности незатрудн

Содержание

Введение 3
Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре……………………………………………………….5
Заключение. …………………………………………………………………19
Список используемой литературы.21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft ДОШ ПЕД.docx

— 61.80 Кб (Скачать файл)

 

«Национальная культура как средство формирования эмоционально-положительного настроения детей

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение3

Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре……………………………………………………….5

Заключение. …………………………………………………………………19

Список используемой литературы.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

В течение дошкольного детства формируются основы национального самосознания ребенка на фоне понимания им культурного многообразия окружающего мира. Если педагоги не будут учитывать этого, не помогут ребенку осознать факт культурного многообразия, не объясняет особенности культурных различий людей, то у него сложатся стихийные представления, которые могут быть не толерантными.

Анализ научно-педагогической литературы и опыт педагогической практики позволили сделать такой вывод: проблема национального воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной. Возникает противоречие между необходимостью приобщения детей к национальной культуре и отсутствием методического обеспечения этого процесса.

Это противоречие позволило определить проблему исследования: как эффективно осуществлять процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста через татарскую национальную культуру?

На основании обозначенного противоречия и проблемы была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста через татарскую национальную культуру».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей через национальную культуру .

Объект исследования: процесс, направленный на эстетическое воспитание детей через  татарскую национальную культуру .

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эстетическому воспитанию детей через национальную культуру .

Гипотеза исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с особенностями татарской национальной культуры обеспечит успешность национального воспитания при условии, если:

  1. процесс эстетического воспитания детей через культуру, традиции и обычаи татарского народа реализуется с учетом содержания понятия «национальное воспитание детей дошкольного возраста»;

  1. определена методика национального воспитания, которая учитывает педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста через татарскую национальную культуру;

  1. определены критерии и уровни приобщенности детей 5-6 лет к  национальной культуре .В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Осуществить анализ литературы (педагогической и методической) по проблеме исследования;

  1. Определить педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа;

  1. Экспериментально апробировать методику эстетического воспитания детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа;

Методологической и теоретической основой исследования  являются общетеоретические положения Н.К.Крупской о необходимости ознакомления дошкольников с национальными особенностями, положения Э.К.Сусловой, М.И.Богомоловой о патриотическом и интернациональном воспитании дошкольников, положения Т.Ф.Бабыниной, Давлекамовой Г.В. о роли национальной культуры в воспитании детей,   положения  К.Д.Ушинского,  К. Насыри  о народности в воспитании и т.д.

Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ документации и практической деятельности дошкольных образовательных учреждений; опросные методы (беседа, анкетирование), педагогическое наблюдение. Ведущим методом исследования является эксперимент.

Теоретическая значимость заключается в том, что определены концептуальные подходы к теме  исследования, конкретизировано понятие «национальное воспитание», разработана методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями татарской национальной культуры.

Научная новизна заключается в том, что в дошкольном возрасте возможно и необходимо осуществлять национальное воспитание.

Базой исследования явилось  ДОУ № 62 «Тополек» г. Альметьевска.

На защиту выносится следующие положения:

  1. необходимость и возможность национального воспитания, начиная с дошкольного возраста.

  1. национальное воспитание  предполагает  поэтапное  ознакомление детей с особенностями татарской национальной культурой.

  1. педагогическими условиями эстетического воспитания детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа являются:

- предметно – развивающая  среда;

-  использование фольклора как средства эстетического воспитания детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1 Сущность  понятий «культура»: народная, национальная,

этническая субкультура, детская субкультура

Культура – это сложный и многообразный процесс человеческой деятельности. Это одно из фундаментальных понятий современной науки.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения, например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющей основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующее человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде, либо подчеркивали, что она продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. Таким образом, культура – это сложный живой процесс, в котором создаются прогрессивные и регрессивные начала, новаторство и традиции. В единстве традиций и обновления основа любой культуры.

Народная культура – совокупность материальных и духовных ценностей относящихся к народу, принадлежащие народу; свойственно мировоззрению народа, принадлежащие всей нации, стране, государству.

Национальная культура – свойственная, относящаяся к нации, народу культура. Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, играх и детских орудиях труда, в детском фольклоре и т.д.

Народ в наиболее чистом виде  представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии национального и интернационального чем больше национального воспитания, тем сильнее, культурнее и духовно богаче нация, - пишет Г.Н.Волков.

Произведения устного народного творчества содержат полный кодекс человека. В памятниках народной культуры определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. «Первый воспитатель – это народ», - писал Ушинский – «народ единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей». Главным мерилом духовности и эстетических ценностей у народа всегда оставался труд. Применительно к нашей теме исследования рассмотрим понятие «национальная культура» подробнее.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно - родственными отношениями. Национальные культуры более масштабны. Формирование наций стало возможно в эпоху развития капиталистического общества, и с этого времени можно говорить о возникновении национальных культур. Своеобразие как этнических, так и национальных культур проявляется  и в духовной (верования, язык, искусство и т.д.), так и в материальной (особенности ведения хозяйства, способы производства и т.д.) областях.

Национальные ценности в духовной сфере – огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства  общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в  форме национальной самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности. Победа революции внесла в жизнь народов России не только национально-культурные изменения, но и ряд серьезных проблем. В ее культурной программе были поставлены задачи развития национальных культур, национального культурного самоопределения и формирования содружества трудящихся. Создалась потенциальная возможность сохранить свою самобытность, ибо национальные культуры суть корни общей культуры.

Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор – мировую культуру, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало.

Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры – это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет  особого, только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

Каждая национальная культура принадлежит всему человечеству и обязана самовыразиться перед всем миром. Каждой из наших национальных культур еще предстоит сказать свое слово в мировой культуре нового времени. Ведь единой национально-культурной модели нет.

Включение в духовную жизнь достижений духовно-нравственного опыта минувших поколений в лице их выдающихся представителей – одно из закономерных направлений культурного прогресса.

Смысл культурного движения по этому пути в том, чтобы открыть простор национальному духовному развитию, свободе национальных культур и языков, заботливому вниманию к особенностям каждой культуры на основе общечеловеческих приоритетов. Будучи открытой для мира, национальная культура не может  развиваться вне целостного исторического контекста всей культуры данной эпохи. Способность одного народа осваивать достижения другого – важный показатель жизнеспособности его культуры. Эта способность не только обогащает свою нацию, преобразовывая  ее облик, но и позволяет щедро делиться своими духовными ценностями с другими, обеспечивает взаимодействие и взаимопонимание людей, их восприятие инонациональности. Являясь составной частью мировой культуры, каждая культура взаимодействует как партнер и соучастник в создании общечеловеческих духовных ценностей, развиваясь, по образному выражению М.М.Бахтина, на основе диалога культурных атомов. Отсюда стратегическое направление культурной национальной политики: органическое сочетание национальных и общечеловеческих ценностей, идейное и духовное содружество суверенных народов.

Культура является действенным фактором формирования нового международного типа духовного производства, рождающегося  в содружестве культур. Общечеловеческие ценности – это не абстрактное понятие, они конкретно воплощаются в каждой национальной культуре. Николай Бердяев говорил: «Качество национальности зависит от раскрывающейся в ней человечности». В наше время, в различных странах и на континентах проживают сотни тысяч людей разных национальностей, заброшенных судьбой далеко от своих родных мест, прогрессивная национальная культура призвана от имени тех, кого объединяет общее этническое происхождение или культурное наследие, связывать их духовные интересы, сохранять и поддерживать национальные традиции.

Информация о работе Национальная культура как средство формирования эмоционально-положительного настроения детей