Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:32, контрольная работа
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Целью данной работы является изучение неблагополучной семьи как фактор риска в развитии дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Неблагополучная семья как фактор риска в развитии дошкольников…….4
1.1. Понятие семейного неблагополучия……………….………………………4
1.2. Неблагополучная семья – источник проблем безнадзорного дошкольника……………………………………………………………………...7
2. Социальная работа с неблагополучной семьей……………………………..10
2.1. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка…...10
2.2. Коррекционно – педагогическая работа воспитателя с неблагополучной семьёй…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Неблагополучная семья как
фактор риска в развитии
1.1. Понятие семейного
1.2. Неблагополучная семья
– источник проблем безнадзорного дошкольника…………………………………………………
2. Социальная работа с неблагополучной семьей……………………………..10
2.1. Влияние неблагополучной
семьи на развитие и
2.2. Коррекционно –
педагогическая работа
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Неблагополучная семья для ребенка – это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, понятие «неблагополучие семьи» может рассматриваться только в системе отношений «семья – ребенок», так как именно в большинстве случаев данное определение возникает в отношении конкретного ребенка, на кого это неблагополучие воздействует.
Семейное неблагополучие на данный момент в России представляет собой значительную социально-психологическую проблему. Особенно это касается вопроса воспитания и жизни детей в таких семьях1.
Семейное неблагополучие нарушает функции семьи, оно влечет за собой тяжелые эмоциональные переживания, внешние и внутренние конфликты, которые неизбежно скажутся на психическом состоянии ребенка, подростка. То, каким образом ребенок воспринимает своих отца и мать, определяет родительское влияние на психическое развитие ребенка.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.
Целью данной работы является изучение неблагополучной семьи как фактор риска в развитии дошкольников.
1. Неблагополучная семья как фактор риска в развитии дошкольников
1.1. Понятие семейного неблагополучия
В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.
В научных исследованиях
нет четкого определения
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.
Семья «группы риска» - это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка. В таком случае сама семья и специалисты, работающие с ней, справиться с ее социализацией не могут. В результате ребенок из семьи изымается, а родителей лишают родительских прав по отношению к детям. При наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании помощи можно преодолеть ситуацию семейного неблагополучия и семья социализируется.
Асоциальная семья – тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Она опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением детей.
Неблагополучная семья – это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены.
Семья «группы риска» – тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную. Отклонения не стали дезадаптирующим фактором, но осложняются другими отрицательными характеристиками. Несоответствие социальным стандартам не осознается членами семьи как важная проблема, способная нарушить жизнедеятельность такой семьи. Семьи «группы риска» занимают промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями.
Практические работники (учителя, психологи, социальные педагоги, социальные работники, воспитатели и др.) постоянно сталкиваются с тем, что проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, напрямую связаны с их жизнью в семье. Ситуация в семье определяет дальнейшее развитие ребенка, его поведение, обучение и т. д. Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной тактики оказания помощи, направленной на работу с семьей в целом и на ребенка, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его семейной ситуации.
Наиболее трудными случаями подбора форм и видов работы для оказания помощи являются неблагополучные семьи, в которых проживают дети разного возраста.
Характеристики
В настоящее время социальное сиротство, когда дети становятся сиротами при живых родителях, довольно распространено. Резкое увеличение количества детей-сирот, в том числе и социальных, в связи с усугублением экономического кризиса приводит к тому, что появляется все больше интернатов для детей-сирот, детских домов; растет число неблагополучных семей, где родители, доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход в приобщении к алкоголю, срывают свою злость на беззащитных детях, демонстрируют асоциальные формы поведения (бродяжничество, попрошайничество, воровство и т. д.). Вступив на такой путь, семья деградирует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и детей особенно.
Следует также выделить особое понятие неблагополучной семьи. Это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т. е. неблагополучие. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д.
Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.), физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т. д.), социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т. д.). Опыт работы специалистов, работающих в учреждениях социально-педагогической поддержки (приютах, детских домах, школах-интернатах, социальных гостиницах, центрах реабилитации и т.д.), показывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой или даже невыносимой.
1.2. Неблагополучная семья – источник проблем
безнадзорного дошкольника
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка. В семье дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на ребенка зависят от множества факторов. Это, и индивидуальные личностные свойства ребенка, и «семейные» факторы , в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также стиль семейного воспитания, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое.
Группа риска, в которую входят семьи с относительно здоровыми детьми, характеризуется низким социальным статусом, малоимущие, многодетные, неполные, пьющие семьи – это дезадаптированные семьи. Они не справляются со своими основными функциями и деструктивно воздействуют на ребенка3.
В зарубежных исследованиях основное внимание сосредотачивается на взаимодействиях между родителем и ребенком в подростковый период развития, что отражает возросшее влияние теорий социального научения. Данная теория рассматривает эффективность родителей с точки зрения формирования и передачи навыков и стандартов поведения. Сравнительные исследования семей – безнадзорных подростков и благополучных школьников, показывают, что безнадзорные дошкольники воспитываются в более неблагоприятных условиях, чем их благополучные сверстники. Нерегулярные и несправедливые наказания выступают в качестве противоречивого подкрепления. Это означает, что социально желательные действия ребенка могут не находить подкрепления в домашнем окружении. Наказание, зависящее от прихоти и настроения родителей, способствует созданию непредсказуемой обстановки.
В девиантных семьях чаще всего прибегают к применению силы как к способу добиться от ребенка соблюдения норм и правил. Родители безнадзорных подростков часто используют насмешки и физическое наказание, тогда как родители подростков с нормативным поведением больше полагаются на индукцию и лишение любви.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аномальные семьи. В таких семьях ребенок начинает в раннем сроке бродяжничать, устраивать побеги из дома. Не менее важным криминогенным фактором аномальной семьи является алкоголизм родителей.
Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования. Если для детей в возрасте 6-9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, отражающие напряженное состояние их нервной системы, то к 10-14 годам психика детей принимает уродливые формы и выливается в картину патологического развития личности со следующими ведущими чертами: повышенной тревожности, отчужденности, агрессивности, сниженным самоконтролем.
Семьи, где один или два члена злоупотребляют спиртными напитками, имеют ряд отличительных особенностей: им свойственны явное и скрытое отвержение членами семьи друг друга; наличие явного или скрытого семейного насилия, отличающегося цикличностью.
Зарубежные и отечественные ученые выделяют закономерности отрицательного воздействия семейного неблагополучия:
- во внутрисемейных конфликтах, возникающих из-за несоответствия представлений супругов о семейной жизни, расхождениях основных ценностных ориентаций, подросток лишается уверенности в себе и появляется чувство тревожной неопределенности;
- в аморальных семьях, не умеющих строить отношения с людьми на основе взаимного контакта, ребенок привыкает достигать своих целей насилием, которое приводит к индивидуализму;
- в конфликтных семьях с «лидирующим родителем» с раннего детства подавляется чувство собственного достоинства. В таких семьях дети вырастают зависимыми от социальной среды и готовыми принять чужую волю ценой пассивного подчинения;
- нравственно неблагополучные семьи несут в себе риск заражения асоциальными взглядами и привычками.
2. Социальная работа с неблагополучной семьей.
2.1. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.