Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:32, контрольная работа
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Целью данной работы является изучение неблагополучной семьи как фактор риска в развитии дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Неблагополучная семья как фактор риска в развитии дошкольников…….4
1.1. Понятие семейного неблагополучия……………….………………………4
1.2. Неблагополучная семья – источник проблем безнадзорного дошкольника……………………………………………………………………...7
2. Социальная работа с неблагополучной семьей……………………………..10
2.1. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка…...10
2.2. Коррекционно – педагогическая работа воспитателя с неблагополучной семьёй…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22
- педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.
Объектом воздействия
могут быть все взрослые члены
семьи, ребенок и сама семья
в целом, как коллектив.
1. Образовательное направление.
Включает помощь родителям в
обучении и воспитании. Помощь
в обучении направлена на
2. Психологическое направление. Включает социально-психологи-ческую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки воспитателя в союзе с психологом становится наиболее эффективной. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).
3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, выставок, утренников и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей.
Работая с семьей,
воспитатель выступает, как
Работая с семьей, воспитатель нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж – это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 месяцев).
Педагог может использовать следующие формы надзора. Официальный надзор – это надзор, осуществляемый педагогом по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т. п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль – это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.
Семейное консультирование представляет собой оказание педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.
Заключение
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Проблемы семьи и подготовки детей к будущей семейной жизни были актуальными на протяжении многолетней истории развития Российского государства. Они привлекали и привлекают к себе внимание педагогов, психологов, медиков, социологов и демографов. Ведь именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия.
Семья – это модель и форма базового жизненного тренинга, один из важнейших факторов социализации личности, происходящей в процессе воспитания в семье посредством механизма социального научения. Только включенность детей в реальные семейные отношения влияет на сформированность в дальнейшем их семейного поведения, на умение выстраивать в будущем личные жизненные сценарии.
На нынешнем этапе эти проблемы особенно актуальны. В современном российском обществе снижается внимание к семье, семейному образу жизни, семейной политике; эти ценности все еще не воспринимаются в числе приоритетных, происходит разрушение культуры семьи, снижение ее воспитательного потенциала, педагогической грамотности родителей.
В результате мы
наблюдаем рост таких
Список использованной литературы
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методики и технологии работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 288 с.
Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 288 с.
Сахарова В.В., Копалкина Т.В., Решнова Е.С. Организация профилактических и реабилитационных мероприятий в случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Волгоград, Управления социальной защиты населения, 2011. 61 с.
Синкевич И.А., Сергеева А.А. Ученые записки МГПУ. Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2007. Вып. 7. 340 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 272 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.
Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 240 с.
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005. 254 с.
1 Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. С. 75
2 Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. С. 105.
3 Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. С. 54.
4 Синкевич И.А., Сергеева А.А. Ученые записки МГПУ. Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2007. Вып. 7. С. 95
5 Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 102