Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 23:07, курсовая работа
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Введение ………………………………………………………………стр. 2
1. Нетрадиционная технология как средство развития детского изобразительного творчества
1.1. Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков…………………………………………………………… стр. 3-4
1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества в
психолого-педагогической и методической литературе ………стр. 4-5
2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества
2.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества ………………………………………………стр.5-6 2.2. Характеристика нетрадиционных изобразительных технологий стр. 6-7
3. Результативность внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс…………………………………………………………………стр.7-8
Заключение …………………………………………………………………...стр.8-9
Литература………………………………………………………стр. 9
- развивать чувство сочетания цветов, расположение элементов узора;- расширять знание детей о изобразительном искусстве;
Воспитательные:
-воспитывать у детей
интерес к изобразительной
-воспитывать чувства прекрасного, самостоятельность и творческую активность;
-воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность;
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение,должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и в свободное от занятий время.
Использование в работе этой методики, повышает у детей интерес к изобразительной деятельности, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей. У них развивается воображение, мышление, речь, мелкая моторика. Поддерживается проявление фантазии, смелости в изображении собственных замыслов.
2.2. Характеристика нетрадиционных изобразительных технологий
В данной работе хотелось бы уделить особое внимание характеристике нетрадиционных технологий рисования (графических, живописных) лепки, аппликации.
Среди технологий рисования в детском саду используют следующие: монотипию, кляксографию, граттаж и, точечный рисунок, рисование ладошкой, пальцем. В аппликации -коллаж, объемная и рванная аппликация и др. В лепке – пластилин и глина, реже лепка из песка и бумажной массы.
Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений не отличается разнообразием. Поэтому я решила остановиться на рекомендациях авторов, занимающихся этим вопросом.
Лыкова И.А. дает следующие рекомендации по использованию
нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных технологий следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному".
Основные технологии, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками,
ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями.
В средней группе добавляется рисование свечой.
В старшей группе нетрадиционные технологии: кляксография с трубочкой, монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.
В подготовительной группе добавляется: тиснение, тычок жесткой полусухой кистью, рисование по сырому, черно-белый граттаж, кляксография с ниткой, батик, рисование солью, расчёсывание краски, двойное примакивание кисти.
Перечислим наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических технологий, представленных А.В. Никитиной. Она рекомендует живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными технологиями: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и технологии: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.
Формы работы с детьми:
Основной формой работы является:
- подгрупповые занятия,
- индивидуальная деятельность,
- общая организационная деятельность,
- свободная.
На занятии важно активизировать внимание:
- сюрпризный момент (приходит герой, отправиться в путешествие) .
- просьба о помощи,
- музыкальное сопровождение,
- сказки, стихи, загадки.
3. Результативность внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Разнообразие современных художественных материалов дают ребенку возможность создать яркие и выразительные образы.
Развивая изобразительную деятельность современными нетрадиционными
средствами у детей развиваются:
- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- пространственное
- внимание и усидчивость;
- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость.
Организация совместных творческих выставок – конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка; позволяет сплотить детей и их родных на основе совместной деятельности, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.
В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :
-повысился уровень
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
-планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
-могут сочетать несколько
технологий для создания
-дают оценку результатам своей деятельности;
-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
Заключение
Рисование в детстве
оказывает огромное влияние на
всестороннее развитие
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании...
Нетрадиционные технологии рисования оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.
Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной технологией изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей.
Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
3. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз-дидактика», 2007
7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
-9-
Информация о работе Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности дошкольников