Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………стр. 2


1. Нетрадиционная технология как средство развития детского изобразительного творчества
1.1. Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков…………………………………………………………… стр. 3-4
1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества в
психолого-педагогической и методической литературе ………стр. 4-5
2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества
2.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества ………………………………………………стр.5-6 2.2. Характеристика нетрадиционных изобразительных технологий стр. 6-7
3. Результативность внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс…………………………………………………………………стр.7-8

Заключение …………………………………………………………………...стр.8-9

Литература………………………………………………………стр. 9

Вложенные файлы: 1 файл

VPUSKNAYa_SUHOVOY_T_N__1420911082_85515.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как условие совершенствования качества образования в современной дошкольной образовательной организации»

 

 

 

Тема: «Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности дошкольников»

 

 

 

 

 

                                                           Выполнена:                                                           Суховой Татьяной  Николаевной,

                                        воспитателем высшей квалификационной категории                                        

МДОУ № 6 х. Зайцев

Курского района

 

 

 

                                                      

                                                       Руководитель:

                                                           Ильина Т.А., старший преподаватель

                                           кафедры дополнительного образования 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2014

                                                             Содержание

 

Введение ………………………………………………………………стр. 2

 

 

1. Нетрадиционная технология как средство развития детского изобразительного творчества

1.1. Значение техники изображения  в процессе создания детских  рисунков……………………………………………………………  стр. 3-4

1.2. Проблемы развития  детского изобразительного творчества  в 
психолого-педагогической и методической литературе ………стр. 4-5

2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества

2.1. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества ………………………………………………стр.5-6   2.2. Характеристика нетрадиционных изобразительных технологий стр. 6-7

3. Результативность внедрения нетрадиционных технологий в учебный процесс…………………………………………………………………стр.7-8

 

Заключение …………………………………………………………………...стр.8-9

 

Литература………………………………………………………стр. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

                                                                -1-

Введение

         Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.

          Как известно изобразительная  деятельность ребенка приобретает  художественно-творческий характер  по мере овладения способами  изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

          Одна из задач обучения рисованию  в детском саду – научить  детей изображению предметов  и явлений как средству образного  отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

        Выбор нетрадиционных технологий рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского – "случаться"). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".

        Идея использования нетрадиционных технологий в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных технологий в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

 

                                                               -2-

1. Нетрадиционная технология как средство развития детского изобразительного творчества

 

1.1.Значение технологии изображения в процессе создания детских рисунков

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от  внутреннего состояния, ощущений и желаний ребенка. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают  своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

 Одно из наиболее  важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.) Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

 Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети

могут рисовать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми

-3-

вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

      Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

 

1.2. Проблемы развития детского  изобразительного творчества в 
психолого-педагогической и методической литературе.

У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

Исследование воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа.

В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности.

Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен

Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 6- 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств.

В основу опыта использования нетрадиционных технологий положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на

переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в

 

-4-

 

выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных технологий. Такие задания ставят ребенка в позицию "творца" активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных технологий изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

 

2.  Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной техннологии изображения с целью развития детского творчества.

 

2.1.  Методика проведения занятий  по изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционной технологии изображения с целью развития детского творчества.  

 Работы с использованием нетрадиционных технологий рисования разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей. Комплексность работы включает разное направление прикладного творчества: изобразительное искусство, нетрадиционные изобразительные технологии (рисование пальчиками и ладошками, оттиски различными материалами, обрывание и скатывание бумаги, различные виды кляксографии и др.). При организации деятельности детей на занятиях предусмотрены подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Цели и задачи работы с использования нетрадиционных технологий рисования.

Обучающие:

- совершенствование и  углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала  и личностных качеств воспитанников через нетрадиционные технологии изобразительного искусства.

-обучение техническим  приемам и способам изображения  с использованием различных материалов и технологий;

-ознакомление детей с  различными видами росписи и  живописи;

Развивающие:

- развивать творчество  и фантазию детей;

- развивать эмоционально отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций, произведений декоративно – прикладного искусства, народных игрушек, обращая внимание воспитанников на выразительные средства;                                                  -5-

Информация о работе Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности дошкольников