Нетрадиционные уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки учащихся к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Так что мы можем подразумевать  под понятием “нетрадиционная форма обучения”? О.В.Трофимова дает следующее определение: нетрадиционные формы обучения – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”).

 

1.2. Виды нетрадиционных уроков

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Перечислим  наиболее распространенные типы нестандартных уроков [8]:

  1. Урок – «погружения»
  2. Уроки – деловые игры
  3. Уроки – пресс-конференции
  4. Уроки – соревнования
  5. Уроки типа КВН
  6. Театрализованные уроки
  7. Компьютерные уроки
  8. Уроки с групповыми формами работы
  9. Уроки взаимообучения учащихся
  10. Уроки, которые ведут учащиеся
  1. Уроки – конкурсы
  2. Уроки – игры
  3. Уроки – ролевые игры
  4. Уроки – экскурсии
  5. Уроки – семинары
  6. Уроки – концерты
  7. Уроки – диалоги
  8. Уроки – поиска истины
  9. Уроки зачеты
  10. Уроки – игры «Поле чудес»

 

Легко заметить, что в  разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Охарактеризуем некоторые из них.

  1. Урок – пресс-конференция.

Такой урок лучше проводить  как заключительный по изучаемой  теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы. Например, в 10 классе, по теме “ Political System of Russia”. После закрепления и активизации в речи лексики и повторения всех типов вопросов, класс делится на группы. Одна группа является представителями политической системы России, другая – представители зарубежной прессы. Все готовятся дома основательно, особенно россияне, так как их ответы должны быть полными, понятными. Кроме того, готовятся карточки, на которых написаны названия газет. На уроке группы садятся напротив друг друга. Начинается пресс-конференция. Корреспондент может начать так: “I have a question to ...”, May I ask a question to ...?”, “Will you answer my question please? “ и т.д. Затем идет непосредственно вопрос, на который отвечает тот, кому он адресован. Детям нравятся такие уроки, так как они предполагают развитие навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. После урока, как правило,класс делится впечатлениями, определяет, что удалось, а что не очень, планирует, по какой теме можно провести такой урок.

  1. Урок- соревнование.

 Любой преподаватель английского языка  согласится с тем, что работа над грамматикой всегда вызывает трудности. Детям бывает иногда очень сложно понять, почему в английском языке столько времен, как они образуются, как правильно их применять. Для того, чтобы учащимся было легче понять употребление того или другого времени, на уроках используют прием моделирования, много игровых моментов, соревнования, которые повышают познавательную активность и стимулируют детей.

Например, в 5 или 6 классах закрепляют употребление грамматических времен, строят различные виды предложений с использованием моделей. Группа делится на две команды, проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание командам выдаются жетоны. В конце урока считают жетоны. Дух соревнования оказывает влияние на всех. Здесь же корректируется речевая деятельность отдельных учеников, если она не согласуется с общим мнением команды.

В последнее время компьютер  играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.

Интегрирование  обычного урока с компьютером  позволяет учителю переложить часть  своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок английского языка. Урок становится интересным и более интенсивным. Естественно, компьютер не заменит учителя, он только его дополнит.

Работа с компьютером  способствует повышению интереса к  учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней, так как все мы знаем, что непонимание материала приводит к потере интереса к предмету. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным исходя из специфики самого предмета. Компьютер играет роль тренажера, с помощью которого учащиеся учатся работать самостоятельно, компьютер помогает учиться.

  1. Урок - ролевая игра.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие  возможности заключаются в следующем:

  1. Ролевая игра – самая точная модель общения, так как в ней предполагается подражание естественной ситуации.
  2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного характера.
  3. Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.
  4. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.
  5. Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.

Приведём  пример использования ролевой игры.

Предварительно на уроке  обсуждается проблема темы, на которую будет проводиться урок, повторяется образование различных типов вопросов, времена.

Дома учащимся нужно обдумать вопросы, варианты своих ответов, вступительную и заключительную речь. На этом основании проводится ролевая игра в зависимости от темы, ролей.

  1. Урок – суд.

Этот урок, так же как и урок-сватовство, лучше проводить в старших классах. Действующие лица - прокурор, адвокат, судья, представители промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду и представители "Gгееnреасе". Обвиняются промышленные предприятия Якутии за то, что в республике из - за несоблюдения ими мер по защите окружающей среды, возникла неблагоприятная экологическая обстановка. Выступает в защиту их адвокат, сами промышленники, которые объясняют, почему возникла такая ситуация, "Greenpeace " говорят о последствиях для республики выбросов промышленных предприятий. Идет видеозапись с кадрами последствий выбросов химических заводов. Выступает прокурор с обвинительной речью, адвокат с изложением программы ассоциации ученых в защиту природы от вредного воздействия предприятий. Суд удаляется на совещание и выносит приговор. В зависимости от подготовленности класса приговор готовится заранее, либо составляется на совещании: вынести штраф для данных предприятий в пользу организаций, занимающихся охраной природы, или закрыть предприятия до постройки очистных сооружений или установки фильтров.

 

1.3. Значение нетрадиционного обучения в образовании

Значимость, указанных выше, занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная, в традиционном ее понимании, на усвоение коллективом учащихся  требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью,  способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

Цель обучения состоит  не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения.  Нетрадиционные формы урока помогают адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Нетрадиционные формы  урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. Нетрадиционные формы обучения имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование. В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся. Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, то есть интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит нетрадиционным формам обучения, с их субъект – субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке нетрадиционные формы обучения, задействуют внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-экскурсии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная  и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Немаловажное  значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей  в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Значимость учебы детей  понимают многие родители, поэтому  привлечение их к учебным делам  и проблемам ребенка становится вполне естественным. Участие родителей  в решении проблем учебы детей  позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые под ходы к обучению и воспитанию ребенка.

Назовем некоторые способы  взаимодействия педагогов и родителей  при решении учебных проблем:

  • совместное изучение особенностей и способностей детей;
  • выявление проблем ребенка в учебе и поиск способов их решения привлечением других педагогов и самого ученика;
  • составление программы развития ребенка (на перспективу, например, подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение; развитие конкретного качества, например, самостоятельности и т.д.);
  • обсуждение, анализ учебных достижений ребенка, коллектив, класса, совместно с родителями (в конце четверти, по итогам года);
  • знакомство педагогов с учебными планами, образовательным стандартами, требованиями, которые предъявляются к учащимся, согласование этих требований;
  • изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов;
  • совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.

Информация о работе Нетрадиционные уроки