Нетрадиционные формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (А. Белль, И. Гербарт, Д. Дьюи, В. К. Дьяченко, Я. А. Коменский, Д. Ланкастер, И. П. Подласый, К. Д. Ушинский, И. М. Чередов, и др.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм организации процесса обучения. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные с целью формирования познавательных интересов у учащихся в начальной школе [25,13].

Вложенные файлы: 1 файл

Нетрадиционные формы обучения.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

передовой практики работы массовой школы

    1. Понятие «Нетрадиционные формы обучения», их основная характеристика

 

Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций [2,64].

В последние годы интерес к нетрадиционному обучению заметно усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в современном обществе, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ¾ создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности [19, 85]. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний [20,79].

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько типов нестандартных уроков [12,10]. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков [20, 47].

1.Уроки-«погружения»

2.Уроки- деловые игры

3. Уроки- пресс-конференции

4. Уроки- соревнования

5. Уроки- типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Уроки- консультации

8. Уроки- компьютерные

9. Уроки с групповыми  формами работы

10. Уроки взаимообучения  учащихся

11. Уроки творчества

12. Уроки- аукционы

13. Уроки, которые ведут  учащиеся

14. Уроки- зачеты

15. Уроки- сомнения

16. Уроки- творческие отчеты

17. Уроки- формулы

18. Уроки- конкурсы

19. Бинарные уроки

20. Уроки- обобщения

21. Уроки- фантазии

22. Уроки- игры

23. Уроки- «суды»

24. Уроки- поиска истины

25. Уроки- лекции «Парадоксы»

26. Уроки- концерты

27. Уроки- диалоги

28. Уроки- «Следствие ведут  знатоки»

29. Уроки- ролевые игры

30. Уроки- конференции

31. Уроки- семинары

32. Интегральные уроки 

33. Уроки- «круговая тренировка»

34. Межпредметные уроки


Рассмотрим несколько нетрадиционных уроков.

Уроки – диспуты дают возможность учащимся переосмыслить изученный материал, увидеть все стороны изученного явления, понятия, закона. Уроки учат учащихся отстаивать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания. Стоит  отметить воспитательное значение уроков – диспутов: они воспитывают у детей культуру общения, уважение к оппоненту, выдержку. Такие уроки следует проводить в старших классах.

Урок-исследование предполагает приобщение учащихся к научному открытию. Это, прежде всего, участие  в исследовании – в выяснении закономерностей, свойств, особенностей явлений, понятий, объектов. Ученики здесь выступают в роли ученого-исследователя.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Таким образом, было выявлено, что при использовании нетрадиционных форм организации урока учащийся находится в более благоприятных комфортных условиях  в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. Учащиеся высказывают свои мнения, активнее участвуют в решении учебных задач. Кроме того, нетрадиционные формы урока не ограничиваются рамками одного предмета, стимулируют познавательный интерес, проявление познавательной активности.

Глава 2. Познавательный интерес: определение, существенные признаки

2.1    Способы диагностики познавательного интереса у младших школьников

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Именно интересы побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют ученика активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевая трудности и препятствия. Интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься этим предметом и в результате дают хорошую успеваемость.

Учение, имеющее опору в интересе ученика, выигрывает и в овладении содержанием, и в создании личностного отношения к учению как к деятельности приятной и радостной. Конечно же, далеко не любое содержание разделов и тем учебного предмета может привлечь интерес учащихся. Но доподлинно известно, что практически каждая тема содержит внутренние возможности для формирования познавательного интереса учащихся. Нужна только соответствующая методика преподавания. Ведь в каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь «открыть», самостоятельно вывести закон, формулу или правило. Главная задача учителя в этом случае будет заключаться в приобщении ученика к радости умственного труда, в предоставлении ученику возможности  испытать удовлетворение от творчества, открытия, победы. Таким образом, опираясь на познавательный интерес, можно в комплексе осуществлять формирование личности школьника.

Глубокий анализ общей проблемы интересов (и интереса познавательного, в частности) раскрывает интерес как сложное личностное образование, которое не возникает само по себе, а формируется в условиях социальной действительности, в процессе деятельности человека, формирования его как личности. Поэтому современные педагоги и психологи, занимающиеся проблемой познавательных интересов (Л.И.Божович, И.Я.Ланина, Н.Ф.Талызина, Г.И.Щукина и др.) утверждают, что конкретное содержание интересов человека формируется в его деятельности. Именно деятельность личности, её потребности, образ жизни, а также специальные системы обучения и воспитания содействуют избирательному её отношению к тем или иным явлениям окружающего мира, к предметам науки, искусства, материальной и духовной культуры общества. Без активной позиции, формирующейся в деятельности, где человек выступает как субъект, интерес не получает своего развития.

Многочисленные исследования проблемы познавательного интереса позволили выделить этапы его развития.

Некоторые исследователи предлагают развёрнутую классификацию этапов развития познавательного интереса. Так, например, Г.В. Репкина [14] выделяет следующие уровни его сформированности:

1.Отсутствие интереса: интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции  на яркий и забавный материал)

2.Реакция на новизну: положительные    реакции    возникают   только    на    новый    материал, касающийся конкретных фактов (но не теории).

3.Любопытство: положительные  реакции возникают на новый  теоретический материал, но не на способы решения задач.

4.Устойчивый учебно-познавательный интерес: возникает как общий способ решения целой системы задач (но не выходит за пределы изучаемого материала).

5. Обобщённый учебно-познавательный интерес: возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач.

Таким образом, было определено содержание понятия «познавательный интерес», выявлены особенности формирования познавательного интереса в образовательном процессе, подходы к классификации познавательных интересов.

 

    1. Критерии и уровни сформированности познавательного интереса у младших школьников

 

В настоящее время отсутствует общепринятая система критериев познавательного интереса. Основываясь на исследованиях данного вопроса, Н.И. Константинов приводит следующие показатели интереса на основе выделенных  специфических   для   интереса   особенностей   поведения   и   деятельности учащихся, проявляющихся в процессе учебной деятельности:

  • активное включение в учебную деятельность;
  • «жадное» восприятие познавательного материала;
  • отсутствие отвлечений;
  • преобладание непроизвольного внимания;
  • возникновение вопросов в процессе учебной деятельности;
  • реакция учащегося на звонок с урока;

 Также автор отмечает  особенности поведения и деятельности  учащихся, проявляющиеся вне уроков, свидетельствующие о проявлении познавательного интереса:

  • после  урока  школьники  не  расходятся,  а  окружают  учителя,  задавая вопросы или высказывая свою точку зрения по интересующей проблеме;
  • беседы и споры между самими учащимися по поводу заинтересовавшей их темы;
  • учащиеся   добровольно   и   охотно   берут   и   выполняют   задания   для самостоятельной работы, выступают с докладами, сообщениями;
  • чтение    учащимися    дополнительной    литературы    по    интересующей проблеме.

Необходимо также отметить, что ни один из перечисленных признаков, взятый в отдельности, не является достаточным. Только при их совокупности можно судить о степени сформированности познавательных интересов.

  Основываясь  на исследованиях  проблемы  познавательных интересов, нами были выделены и другие условия для их развития:

- Эмоциональный характер изложения нового материала учителем и усвоения его учащимися.

Современные учителя знают, что положительные эмоции обеспечивают успешность протекания целенаправленной деятельности учащихся (в том числе и познавательной). Отрицательные же эмоции часто снижают интерес к учению. Учение должно доставлять ученикам радость и удовлетворение от самого сознания, что они узнают новое, интересное, полезное. Радость познания рождает потребность в знаниях.

- Формирование у школьников положительной мотивации учения.

     Положительные мотивы  учения выражаются в постоянном  внимании на уроках, устойчивом интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.

- Вовлечение     самих    учащихся     в     активную     познавательную 
деятельность, приобщение их к методам научного познания.

Во многих педагогических исследованиях организация и характер протекания познавательной деятельности учащихся выделены как один из стимулов формирования познавательного интереса школьников. Конкретизируя данный стимул, в него включают всё многообразие форм самостоятельной работы: овладение новыми способами деятельности, элементы исследования, творческие и практические работы.

 

 Так же используются  основные показатели проявления  познавательного интереса:

  1. активное включение в учебную деятельность (сколько раз поднимал руку, отвечал, задавал вопросы учителю, выступал на уроке по желанию)
  2. полнота, содержательность ответов
  3. качество знаний, успеваемость (охотно берётся за задания, достигает результата)
  4. чтение дополнительной литературы по интересующим вопросам
  5. участие во внеклассной работе по предмету
  6. поведение при затруднениях (упорство, настойчивость, желание достичь результата)

Взяв за основу исследования В.И. Андреева [1, 315], были выделены уровни сформированности познавательного интереса:

высокий:

  • ученик активно включается в учебную деятельность;
  • задаёт вопросы, направленные на выяснение сути явлений (в пределах программы и сверх неё);
  • охотно выступает с сообщениями, докладами по собственному желанию;
  • участвует во внеклассной работе по интересующему предмету (посещает секции, кружки, факультативные занятия и т.п.);
  • при появлении затруднений активно ищет выход из сложившейся ситуации, проявляя упорство и настойчивость;
  • испытывает положительное эмоциональное отношение к выполняемой работе;

средний:

  • учащийся принимает достаточно активное участие в уроке, но обычно эта активность имеет лишь внешний характер;
  • задаёт вопросы для выяснения того или иного факта, но глубина вопроса не всегда его интересует;
  • выступает с сообщениями, докладами по совету учителя;
  • при появлении затруднений не проявляет упорство и настойчивость, а сразу просить помощь у учителя;
  • не всегда достигает результата;

низкий: 

  • учащийся проявляет низкую активность на уроке;
  • задаваемые вопросы (если есть) направлены на внешнюю сторону явлений;
  • новое интересует мало;
  • испытывает отрицательное эмоциональное отношение к выполняемой работе;
  • почти никогда не достигает результата.

 

Выводы

 

Многие педагоги исследовали формы обучения (А. Белль, И. Гербарт, Д. Дьюи, В. К. Дьяченко, Я. А. Коменский, Д. Ланкастер, И. П. Подласый, К. Д. Ушинский,  И. М. Чередов и др.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм организации процесса обучения. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные с целью стимулирования уровня проявлений познавательного интереса у учащихся. Из исторического анализа развития организационных форм обучения можно констатировать, что наиболее устойчивой оказалась классно – урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы.

Информация о работе Нетрадиционные формы обучения