Нравственная культура личности в целостном педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:07, доклад

Краткое описание

Нравственное воспитание – это целенаправленный и сознательно-осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной нравственно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся потребности в соблюдении нравствен-ных норм и правил как собственных взглядов и убеждений, на развитие у них нравственного соз-нания (овладение знаниями о моральных нормах и правилах поведения), на выработку у учащихся нравственно ориентированного поведения

Вложенные файлы: 1 файл

Nravstvennaya_kultura_lichnosti_v_tselostnom_pe.docx

— 29.91 Кб (Скачать файл)

Нравственная  культура личности в целостном педагогическом процессе

  1. Нравственное воспитание – это целенаправленный и сознательно-осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной нравственно-воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся потребности в соблюдении нравственных норм и правил как собственных взглядов и убеждений, на развитие у них нравственного сознания (овладение знаниями о моральных нормах и правилах поведения), на выработку у учащихся нравственно ориентированного поведения.
  2. Нравственные критерии воспитанности: гражданственность и патриотизм, милосердие, гуманизм, учение, образованность, интеллект, культура поведения, дисциплина, здоровый образ жизни, отношение к природе, культура семейных отношений, межличностные отношения, экономическая грамотность, трудолюбие, эстетическая просвещенность, коллективизм, ответственность, активность, самоопределение, выбор жизненных ориентиров, коммуникабельность и правосознание.

Выделяются следующие показатели воспитанности:

·нравственные знания, интересы, нравственные убеждения, мотивы, цели;

·нравственные поступки в поведении и учении;

·согласованность  знаний, убеждений, поведения.

Уровни нравственного  развития:

1. мотивационно-побудительный;

2. эмоционально-чувственный;

3. рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Чувства – действенные  помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Гармония нравственного  мира человека, гарантия его доброты  обеспечиваются не только всеми вышеназванными уровнями, но и направляются нравственными  потребностями. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача и семьи, и школы.

 

 

  1. Цель нравственного воспитания — овладение творческим потенциалом общечеловеческой морали. Ее достижение предстает в виде практического решения трех основных задач: этического образования, воспитания нравственных чувств и обретения нравственных умений.

 

Задачи, включающие возрастные особенности воспитания нравственной культуры

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду

Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и др.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т.п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками

Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конферен-ций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников


 

4. Нравственное воспитание осуществляется по двум направлениям: 1) вооружение воспитанников нравственными знаниями; 2) выработка нравственных навыков и привычек поведения (Н. И. Бодырев). В. Т. Лисовский (1974) считает, что задача нравственного просвещения состоит в том, чтобы:

  • расширить и углубить моральные знания и представления человека;
  • побудить его к осмысливанию личного нравственного опыта;
  • научить применять знания морали для анализа, оценки и самооценки деятельности, поведения и качеств личности;
  • повысить информированность людей об их возможностях и собственной роли в устранении имеющихся недостатков и в воспитании желаемых качеств и свойств личности.

Разрыв между нравственным просвещением и нравственными поступками в системе воспитания приводит к несформированности привычек высоконравственного поведения при наличии соответствующих знаний. Еще в древности говорили, что "многознание уму не научает", тем более нравственности. А. С. Макаренко утверждал, что "самый умный поступок – это нравственный поступок".

 

5. Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:

  • урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность (культурные практики);
  • внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
  • семейное воспитание;
  • изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия - экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, которая позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. В. А. Сухомлинский писал, что отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Взаимодействие  семьи и школы содействует  духовно-нравственному развитию и  гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

7. Нравственное  воспитание младшего школьника  происходит главным образом и  прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при  поверхностном подходе может  показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных  коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.

Становление и  развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.

Надо помочь детям почувствовать коллектив  как целое, научить их дорожить его  интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу.

Все вопросы  нравственного воспитания, которые  касаются формирования разнообразных  моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего  и гармонического развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения.

Чтобы развить  нравственное сознание школьников, учитель  помогает им осмыслить как их собственный  опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры  из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

С младшими школьниками  необходимо проводить систематические  беседы на этические темы.

Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный “климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в  мелочах, в манерах дети стараются  подражать своему учителю. Если для  отношений между учителем и учениками  характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Информация о работе Нравственная культура личности в целостном педагогическом процессе