Нравственное воспитанеие в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) определить понятия «нравственность», «нравственное воспитание», «мораль».
2) дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.
3) выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
2. Возникновение воспитания. Воспитание как общественное явление……6
3. Цель и задачи воспитания в современной школе ………………………....8
4. Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников……………………………………………………………………..10
5. Этические воспитательные дела ………………………………………..…15
6. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирование у них нравственных качеств…….21
Вывод……………………………………………………………………………23
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное воспитанеие в современной школе.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 
Федеральное государственное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

Смоленский Государственный Университет

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Нравственное воспитание 
в современной школе

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

географического факультета

Кошелева О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.


 

Содержание

 

1.  Введение ……………………………………………………………………..3

2.  Возникновение воспитания. Воспитание как общественное  явление……6

3.  Цель и задачи  воспитания в современной школе ………………………....8

4.  Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников……………………………………………………………………..10

5.  Этические воспитательные дела ………………………………………..…15

6.  Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирование у них нравственных качеств…….21

Вывод……………………………………………………………………………23

Список используемой литературы. 

Введение

Более 70 лет отечественная педагогика и школа несли на своих знамёнах цель всестороннего и гармоничного развития личности. Многое было сделано для её полной практической реализации. Но выполнить намеченные преобразования так и не удалось. Всесторонне развитая, гармоничная личность так и не была сформирована. Теперь известны причины неудавшегося эксперимента - подавление прав и свобод личности, жёсткая регламентация воспитания, его излишняя идеологизированность, забегание вперёд реалий, отрыв от жизни. Нынешняя школа вынуждена идти на некоторое сужение целей. Но от главной цели воспитания - формирования всесторонне и гармонически развитой личности - отказываться бы не хотелось. Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по прежнему остаётся идеалом, к достижению которого, с учётом допущенных ошибок, будет стремится новая отечественная школа. При разумной организации и поддержке всего общества эта цель вполне достижима. Нравственное воспитание также имеет и свои специфические цели. Оно определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой, цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется путём сознательного освоения общественно значимой деятельности, глубокого осмысления практического участия в ней, осознание её нравственного значения.

Сегодня главное направление деятельности средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие способности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придаёт «человеческое измерение» таким целям современной школы как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к самостоятельной жизни, труду, творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации в целом.

А также ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Проблема нашего исследования актуальна и для ее решения учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Объект исследования - учебная деятельность школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.

Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1) определить понятия  «нравственность», «нравственное воспитание», «мораль».

2) дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.

3) выявить условия  нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.

4) изучить ценностные  ориентации учащихся.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ практического осуществления нравственного воспитания на уроке.

 

2. Возникновение воспитания. Воспитание как общественное явление

 

Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание. Когда же возникло воспитание? Это не простой вопрос, на который давно пытаются ответить различные отрасли человеческого знания, и прежде всего философия, история, этнография, антропология. В 19 веке было создано несколько концепций, объясняющих появление воспитания:

1. Эволюционная или социолого  – антропологическая теория франц. этнографа Шарля Летурно (1831-1904).

2. Социолого – психологическая  теория профессора педагогики Пауля Монро (1869-1947)

3. Социолого – трудовая  теория немецких политологов, основателей марксистской философии К. Маркса (1818-1831) и Ф. Энгельса (1820-1895)

4. Духовно - культурологическая – немецкого педагога Карла Шмидта(1819-1864), и др.

Авторы считают, что воспитание появилось когда человек стал Homo sapiens – (существом разумным) т.е. 40 000 лет до н.э. Все они согласны с тем, что воспитание – это явление социальное (присущее чел. обществу), даже если его начало лежит в глубинных истоках биологического происхождения человека (Ш. Летурно, П. Монро). Основной смысл суждений Ш. Летурно таков: « Человечество как оно есть…есть результат слепого и бессвязного воспитания, которое дано было ему, с одной стороны природой, с другой стороны, социальным бытом».

П. Монро, в отличие от Ш.Летурно, который инстинктивные действия животных отождествлял с воспитательной практикой первобытных людей, признавал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению и заложенной в человеке от рождения способности к подражанию. Марксисты считали, что человека создал труд и именно с момента применения им первого примитивного орудия возникла новая социальная функция – воспитание.

Теория К. Шмидта утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений. У Шмидта в качестве ведущего и всеобъемлющего фактора развития воспитания выступает идея духовности, воплощённая в культуре. Каждая из этих теорий по-своему объясняет возникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложного социального явления, но представляется, что надо не решать какая из них самая правильная, а принять их в совокупности, так как в каждой из них есть доля истины.

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились также с давних времён. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности доброжелательного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: Конечно, образование ума и отягощение его знаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания…могли сделать гоголевского городничего честным чиновником и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой… Убеждённые в том, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития, мы ещё убеждены и в том, что…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.

Нравственное воспитание – это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.

 

3. Цель и задачи воспитания в современной школе

 

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливая формулировка встречается уже у философов и педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, но корнями эта цель уходит в античные философские учения. В нашей стране в качестве главной цели учебно – воспитательного процесса традиционно выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации её потенциала. На сегодняшний день, одна из главных целей современной российской школы – всестороннее развитие личности ребёнка.

При разумном подходе должна сохраняется преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную систему воспитания. Менять её на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

Цель воспитания как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали ещё острее. Сегодня нашей школой реализуются как традиционные, так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания. Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое воспитание школьников. Все задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.

Нравственное воспитание это одна из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у школьников нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества . Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности.

 

3. Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников.

«Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми».

Для осуществления нравственного воспитания можно использовать как классно - урочную форму, тесно переплетая элементы нравственного воспитания с материалом, рассматриваемом на уроке, так и внеклассную: классный час, ролевая игра, викторина, семинар и т.д. Нравственное воспитание может осуществляться в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.

Средство воспитательного процесса – то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.

Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально - волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Средством нравственного воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.

«Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность».

При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука.

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

Информация о работе Нравственное воспитанеие в современной школе