Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) определить понятия «нравственность», «нравственное воспитание», «мораль».
2) дать анализ состояния нравственного воспитания школьников в современной школе.
3) выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
Введение ……………………………………………………………………..3
2. Возникновение воспитания. Воспитание как общественное явление……6
3. Цель и задачи воспитания в современной школе ………………………....8
4. Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников……………………………………………………………………..10
5. Этические воспитательные дела ………………………………………..…15
6. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирование у них нравственных качеств…….21
Вывод……………………………………………………………………………23
Список используемой литературы.
Система поступков ведёт к формированию нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как известно, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создаётся потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.
Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтён при организации и осуществлении этических воспитательных дел:
Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не борьба, а длительная кропотливая работа, складывающаяся из кропотливых будничных дел.
Нравственные качества личности не сформируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации, конфликтного столкновения нравственных позиций. Нужно дать воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушения этических норм. Тогда древняя истина: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, - приобретёт понятный и конкретный смысл.
Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлением личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.
Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не нужно забывать советов К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, т.к. это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, в начале чаще, затем реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторения разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, всё зависит от приобретённого опыта; ещё более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, её породивших, с другой – необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать – привычкой говорить правду); при этом нужно добиваться, чтобы ребёнок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.
Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не выработав навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умению обращаться, деликатности в словах.
Для воспитания патриотизма, коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т.д.
Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т.п. На конкретных примерах педагоги должны показать молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.
6. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирование у них нравственных качеств.
Рассматривая содержание нравственного воспитания, автор отмечал, что оно должно быть направленно на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе.
Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно организуемый процесс включения учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной деятельности, формирования положительных моральных отношений к этой деятельности, и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических свойств и качеств. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и т.д. В процессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной её организации у воспитанников должно развиться понимание (осознание) того, как её необходимо выполнять, сформироваться чувство совести и ответственности, должны выработаться навыки поведения и укрепиться воля. Всё это в совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.)
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать, и совершенствовать нравственные качества современных школьников. – В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к общественным материальным ценностям и частной собственности граждан и организаций, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Чтобы выработать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно - мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.
Вывод
Таким образом, нравственное воспитание в современной школе имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Педагогам необходимо сформировать нравственно устойчивую, цельную личность. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Высокая нравственная воспитанность учащихся должна проявиться в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии цельности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле слова.
Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть подчёркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае грамотный педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.
Список литературы
Информация о работе Нравственное воспитанеие в современной школе