Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:44, реферат
Цель. Теоретически изучить нравственное воспитание.
Задачи. Актуализировать нравственное воспитание среди подростков.
Изучить понятия нравственности, морали, критерий нравственного воспитания.
Рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.
Введение………………………………………………………………….3
Понятие нравственности………………………………………………...5
Критерии нравственного развития личности…………………………..6
Этапы нравственного развития ребенка (по Л.Колбергу)…………….8
Процесс формирования нравственной личности……………………..11
Ребенок в этом процессе………………………………………………..13
Влияние отношений со сверстниками и взрослыми на нравственность подростка……………………………………………………………….. 15
Заключение……………………………………………………………... 18
Библиография…………………………………………………………... 20
Реферат
Нравственное
воспитание.
г. Новокузнецк, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Понятие нравственности…………………………………………
Критерии нравственного развития личности…………………………..6
Этапы нравственного развития ребенка (по Л.Колбергу)…………….8
Процесс формирования нравственной личности……………………..11
Ребенок в этом процессе………………………………………………..13
Влияние отношений
со сверстниками и взрослыми на нравственность
подростка………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Актуальность. Нравственное воспитание – это воспитание, без которого не может существовать ни одно цивилизованное общество и ни один человек, живущий в обществе.[3] Оно не теряет своей актуальности, наоборот, сегодня его значение особенно высоко. Мы живем в век контрастов, искушений, каждый день перед нами стоит выбор: куда пойти, что делать и делать ли вообще, как обращаться с близкими, друзьями и совсем незнакомыми людьми, чего бы нового попробовать.
И чтобы потом не жалеть, необходимо сделать правильный выбор, и здесь не обойтись без интуиции. Но интуиция это не просто шестое чувство, она не возникает на пустом месте, в её основе лежат заложенные в человеке знания, опыт, мораль. Так вот взращивание морали или нравственное воспитание человека – это формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношениях к другому человеку или к обществу. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает Л.Толстой утверждал, что уже в 5 лет был на 80% тем, чем стал в зрелые года. [5]
Безнравственность существовала всегда ее невозможно искоренить, невозможно и перевоспитать уже взрослого человека, поэтому этим нужно заниматься с младенчества. Нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге должны стать главным жизненным ориентиром для каждого ребенка. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о любви, о самом себе. Овладевая этим знанием, ребенок опирается на мнения и суждения взрослых, на их авторитет. Пример – великая сила в формировании нравственности, и лучше, когда это пример родителей. Но сегодня мало кто уделяет должное внимание семье. У нас в стране, да и во всем мире тысячи разрушенных семей: родители либо разводятся, либо занимаются только своими делами и проблемами, не задумываясь о воспитании своих детей, эту обязанность они перекладывают на чужих людей, работающих в детских учреждениях, школах. Хотя зарубежными психологами доказано, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения протекают только при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь хотя бы с одним из родителей, если же она нарушена или отсутствует вовсе, ребенок развивается неполноценно.
Проблема.
Тема исследования. Нравственное воспитание.
Цель. Теоретически изучить нравственное воспитание.
Предмет исследования. Определение, принципы, методы, методики, средства и формы нравственного воспитания.
Задачи. Актуализировать нравственное воспитание среди подростков.
Изучить понятия
Рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.
Методы исследования. Синтез литературы, обобщение теоретических знаний и их анализ.
Методологический подход. Системный подход.
ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Нравственность – одно из измерений духовности, являющееся основополагающим, так как именно она определяет характер развития других сфер (эстетической и интеллектуальной), направленность деятельности личности по реализации ее интеллектуальных и эстетических способностей.
Нравственность – это личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро (В.И.Слодободчиков).
Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека. [10]
К числу ключевых моментов, влияющих на процесс духовно-нравственного развития учащихся относятся:
1) наличие морально-нравственных норм, идеалов, задающих направление духовно-нравственного развития учащихся и предполагающих определенную ответственность личности за свои поступки;
2) возможность свободного развития в рамках предложенных норм, развитие нравственной воли («соединение свободы с добром»);
3) наличие педагогических условий, средств и способов, адекватных сущности ребенка и процессу развития его духовно-нравственной сферы;
4) включение в процесс духовно-нравственного развития личности ее внутреннего мира, элементов самосознания и самоопределения, учет социальных и индивидуальных ценностей, потребностей личности.
Духовность
человека не зависит от физического
и даже эмоционально-психического здоровья.
Она связана с миром ценностей
– сверхиндивидуальных, сверхэмпирических.
[9]
КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Понятие морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. [10]
В теории воспитания чаще всего используется не количественные, а качественные критерии, с помощью которых можно произвести замеры, отследить результаты деятельности, сделать выводы о достигнутых успехах, выявить ошибки.
Вопрос
о критериях нравственного
Мораль – форма общественного сознания, социальный регулятор поведения человека.
Мораль имеет свойство меняться время от времени. В разных человеческих обществах может быть разная мораль. Более того, своя мораль может быть в разных социальных группах и слоях одного и того же общества. Поэтому понятие морали связано с тем, что «хорошо» или «плохо» в данное время в данном сообществе. В разные времена в разных обществах существуют моральные нормы, противоречащие нравственности.
Для морального воспитания личности, ее соответствия социальным требованиям нет необходимости осознания, самоопределения в нормах, важна лишь обязательность их выполнения. Поскольку при моральном воспитании не ставится задача формирования внутренней духовной опоры личности, то необходимы внешние карательные и стимулирующие меры. Но при снятии этих внешних стимулов в большинстве своем он теряет опору «нравственного» поведения. Тогда он ведет себя аморально. Это происходит потому, что нормы поведения, усвоенные ребенком в определенной среде, навязаны ему извне, усвоены, но не приняты им внутренне.
Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике – философской науке о морали – существует две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. [4]
Добро – нравственная категория, отражающая поведение людей на основе альтруизма и гуманизма.
Если исходить из того, что является абсолютным добром, то оно связано с любовью к другому человеку. Зло же имеет деструктивный характер: оно либо направлено на разрушение личности другого человека, либо – на саморазрушение. Критерием того, является ли нечто добром, будет определение мотива данного поступка: исходит ли этот мотив из любви и понимания проблем другого, по отношению к которому совершается данное действие. Таким образом, только те поступки можно считать нравственными, которые направлены к добру, т.е. соответствуют «золотому» правилу: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой!» Каждому человеку хочется, чтобы к нему относились с любовью, даже если он совершил нечто неблаговидное, надеется на прощение и милосердие. [9]
Понимание
этого и побуждает личность вести
себя в соответствии с моральными
требованиями общества, совершенствовать
свое поведение, что одновременно означает
и ее моральное развитие.
Этапы
нравственного развития
ребенка (по Л.Колбергу).
Для понимания процесса духовно-нравственного развития личности необходимо знать сензитивные периоды нравственного развития.
Сензитивный период нравственного развития – наиболее чувствительный этап для развития определенных личностных черт, являющихся ключевыми или важными для нравственного становления.
Разные авторы в соответствии с теми основаниями, которые они избирают, создают авторские периодизации возрастного развития. Безусловно, духовное и нравственное становление и развитие человека продолжается всю жизнь, но есть периоды, где он еще не в состоянии вполне осмыслить происходящее и сделать осознанный выбор, там роль и ответственность взрослого: родителя, педагога, воспитателя – наиболее важна.
Существует шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.
Первый – доморальный уровень. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).
Второй уровень – конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.
Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на авторитет – для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
Третий уровень – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.
Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом – на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).