Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление состояния нравственных качеств дошкольников и организация работы по формированию положительных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом цели исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы данной проблемы.
Выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Составить программу работы с детьми по формированию нравственных качеств, апробировать ее.
Проверить эффективность данной программы.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..…..3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
дошкольников……………………………………………………………...….6
История развития вопроса………………………………….6
Нравственное воспитание детей дошкольного
возраста ………………………………………….………..…8
1.3. Методы нравственного воспитания дошкольников…...…12

Глава 2. Опытно-педагогическая работа

2.1. Изучение сформированности нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста……………………..18
2.2. Разработка программы по формированию у детей
старшего дошкольного возраста положительных
нравственных качеств………………………………………....22
2.3. Анализ результатов проделанной работы…………………....28
Заключение………………………………………………………………...……..30
Библиография…………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Наташа.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

          КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

          Нравственное воспитание детей старшего

           дошкольного возраста в условиях ДОУ

 

 

 

 

 

 

              Автор работы: студентки 5 курса  Группы  «А»                                                                  заочного отделения

Жилиной Наталии Аюбовны

Научный руководитель: Черненко Татьяна Ивановна

 

 

 

Ленинградская – 2011г

Оглавление:

 

 

Введение…………………………………………………………….…..…..3

Глава 1. Теоретические основы    нравственного воспитания

      дошкольников……………………………………………………………...….6

      1. История развития вопроса………………………………….6
      2. Нравственное воспитание детей  дошкольного

  возраста ………………………………………….………..…8

             1.3.     Методы нравственного воспитания дошкольников…...…12

 

Глава 2. Опытно-педагогическая работа

 

         2.1. Изучение  сформированности нравственных качеств

                          у детей старшего дошкольного возраста……………………..18

2.2. Разработка программы  по формированию у детей 

               старшего дошкольного возраста положительных

               нравственных качеств………………………………………....22

2.3. Анализ результатов  проделанной работы…………………....28

Заключение………………………………………………………………...……..30

Библиография…………………………………………………………………….31

Приложение………………………………………………………………..…….33

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, усваивает моральные нормы.

Исследования Виноградовой А.М., Деминой И.С. показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей.

Воспитание – это сложный процесс, требующий от педагога умения понимать детей, ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях и правильно определять пути их решения. Это обязывает педагога вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжении всего пребывания в дошкольном учреждении.

А.С. Макаренко говорил, что: «Культура поведения ребенка зависит не только от родителей, но и от педагога. Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, приказываете ему или ругаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и недругами – все это имеет для ребенка большое значение».(18)

В реализации задач нравственного воспитания ведущая роль принадлежит личности педагога. Чем более активно он воздействует на детей, тем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание.

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между дошкольным образовательным учреждением и семьей. Необходимо так строить работу коллектива ДОУ с родителями его воспитанников, чтобы повышать педагогическую культуру всех групп семей, уделяя особое внимание тем, кто испытывает затруднения в воспитании детей, стремиться охватывать всех отцов и матерей педагогическим «всеобучем».

Высокие результаты в нравственном воспитании детей возможны лишь при наличии морально-ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни детей дома и в ДОУ, наполненной разнообразной деятельностью.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. Осознание детьми мотивов поступков     способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.

Воспитание детей требует самого серьезного шага, самого простого и искреннего. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их и направить на верный путь.

Жизнь общества зависит от того, какое поколение мы растим, насколько новое поколение понимает и поступает в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Фундамент нравственности, духовности закладывается в детские годы. Поэтому проблема формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста является актуальной во все времена.

Объект исследования: нравственные качества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление состояния нравственных качеств дошкольников и организация работы по формированию положительных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом цели исследования были определены следующие задачи:

    1. Изучить теоретические основы данной проблемы.
    2. Выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
    3. Составить программу работы с детьми по формированию нравственных качеств, апробировать ее.
    4. Проверить эффективность данной программы.

Новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что теоретически и экспериментально обоснованы условия, необходимые для развития у детей положительных нравственных качеств, разработана программа работы с детьми по воспитанию положительных нравственных качеств.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем их внедрения в практику работы детского сада № 26 «Ромашка»  станицы Ирклиевской.

Результаты исследования обобщены в курсовой работе. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы    нравственного воспитания

                дошкольников

    1. . История развития вопроса

 

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

Спустя много веков, Я. А. Каменский (1592 – 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». (13)

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность». (22)

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… » (1)

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.   Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

 

    1. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

 

   В дошкольном возрасте  создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих взаимоотношений, открывает законы, по которым строятся отношения людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

 Ведущим видом деятельности  становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы  поведения, действия, взаимоотношения  взрослых. В ней на первый план  выдвигаются взаимоотношения между людьми  и смысл их труда. Выполняя роли,  ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.  Чем младше ребенок,  тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем  формируются нравственные чувства. 

Традиционно выделяют три взаимосвязанные сферы морального развития дошкольника:

  • Моральное сознание (понимание моральных требований, критериев моральной оценки, знание суждений, представлений.)
  • Моральное поведение (добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля, презрение личной выгоды.)
  • Моральные переживания (формирование альтруистических чувств, сопереживание, стыд.)

Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ