Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление состояния нравственных качеств дошкольников и организация работы по формированию положительных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом цели исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы данной проблемы.
Выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Составить программу работы с детьми по формированию нравственных качеств, апробировать ее.
Проверить эффективность данной программы.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..…..3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
дошкольников……………………………………………………………...….6
История развития вопроса………………………………….6
Нравственное воспитание детей дошкольного
возраста ………………………………………….………..…8
1.3. Методы нравственного воспитания дошкольников…...…12

Глава 2. Опытно-педагогическая работа

2.1. Изучение сформированности нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста……………………..18
2.2. Разработка программы по формированию у детей
старшего дошкольного возраста положительных
нравственных качеств………………………………………....22
2.3. Анализ результатов проделанной работы…………………....28
Заключение………………………………………………………………...……..30
Библиография…………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Наташа.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица № 1. Беседа с детьми по выявлению положительных нравственных качеств

 

 

Ф.,имя

     ребенка

Что

такое жадность?

Ты всегда делишься игрушками с друзьями?

Ребенок не дает тебе то, что ты просишь? Твои действия?

Ты всегда стараешься говорить правду?

Почему?

 Почему дети лгут?

Хвастовство -  это:

1. .Кирил К.

Жадность - когда человек не хочет делиться

Только с другом, если он попросит.

Я когда принесу игрушку тоже ему не дам.

Нужно. Обманывать нельзя.

Потому что боятся, что их поругают

Когда человек хвастается.

2. Даша Л.

Жадность, когда

не делятся игрушками

Да, я делюсь игрушками

Я не буду с ним играть

Да. Потому что врать нельзя.

 Потому что боятся, что будут ругать

Нехороший поступок.

3. Даша М.

Жадность, нежелание делиться

Да. Потому что, я не жадина.

Я скажу ему, что он тогда будет жадиной.

Да. Потому что нельзя говорить неправду.

боятся наказания

Когда купили игрушку а ребенок хвастает

4. Даша Д.

Жадность – когда ребенок не делиться

Да. Мы будем играть вместе

Я тоже н ним не буду делиться.

Да. Потому что тебя поругают.

Я не знаю

Когда вредничают.

6. Дима П.

Жадность, когда не хотят делиться чем-то

Делюсь,   они же тоже со мной делятся

 

Я скажу ему. Что так вести себя нельзя. Я ведь тоже хочу поиграть.

Да. Потому что нельзя обвинять другого за себя.

Боятся, что их накажут

Плохой поступок

Когда ничего не дают.

7. Юля Б.

Тот, который не делится

Да. Потому что если я дам, то и он даст.

Значит, я с ним не буду делиться тоже ничем

Да. Потому что воспитатель будет ругать, а он не виноват.

Боятся, что мама будет ругать

Когда воображают

Говорят, что они лучше всех

8. Соня Н.

Это когда не хотят делиться

Да. Не хочу быть жадиной.

Я скажу, что жадиной,  быть нехорошо.

Да. Нужно говорить правду.

Я думаю они боятся, что их накажут

Когда говорит ну например мой папа лучше\е всех

9. Лиза М.

Это плохой поступок

Нет. Потому что  они поломают.

Я не буду с ним играть.

Да. Нельзя лгать.

 Дети боятся, что их  будут ругать

Когда воображают

10. Ваня Б.

Когда Дима не дает мне игрушки

Нет Они мне поломают.

Я с ним не буду дружить.

Да. Нельзя лгать.

Бояться, что мама будет ругать

Ну это плохой поступок

11. Настя С.

Когда не делятся с ребятами.

Я давала игрушки своей подруге Лере.

Я с ним тоже не буду делиться.

Да. Обманывать нехорошо.

Наверное,  боятся, что их поругают

Я думаю, что это когда много хвастают.

12.Анрей К.

Когда мальчишки жадничают

Да. Нельзя жадничать,

надо делиться

Значит, он жадина, и я не буду с ним играть.

Да. Нельзя обманывать.

Бояться, что их накажут 

Это плохой поступок

13. Никита Г.

Когда Димка не дает мне покататься на велосипеде

Да. Они тогда будут делиться со мной.

Я тоже, когда принесу машинку в садик не дам ему.

Да. Воспитатель будет ругать, а он не виноват.

Я не знаю

Я не знаю

14. Ира П.

Жадность, не желает человек делиться

Да. Жадничать нехорошо.

Я скажу: « давай играть вместе, если ты не хочешь быть жадиной.»

Да. Нужно всегда говорить правду.

 Просто они не хотят  говорить

А это когда девчонки не хотят дружить 

15.Данил П.

 Когда я попросила  игрушки а мне не дают

Да. Нужно всегда делиться.

Я не буду с ним дружить, и делиться тоже с ним не буду.

Да. Нехорошо обманывать других.

Дети боятся наказания

Это когда человек говорит, что он самый лучший.


 

 

 

 

 

 

Таблица № 2. Ситуации для детей по выявлению положительных нравственных качеств

 

Ф. имя,

Ребенка

Дети играли в песочнице. У Даши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом. Подошла Юля  и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила…

     Что ответила  Маша? Почему?

Ты участвовал в соревнованиях и занял первое место, а твой друг – проиграл.  Как ты поступишь? Почему?

Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не заметил?

Почему ты так поступишь?

1.Кирил К.

Маша говорит: «Возьми». Потому что жадничать нельзя, надо делиться.

Порадуюсь, что я занял первое место. Я ведь очень старался.

Я честно бы признался, потому что обманывать нельзя.

2. Даша Л.

«Возьми, она все равно валяется рядом».

Я, конечно порадуюсь, за себя. И постараюсь успокоить друга..

Я скажу, что я не специально это сделала. Ведь нужно говорить честно.

3.  Даша М.

«Не дам, мне мама сказала никому не давать».

Я постараюсь успокоить друга, предложу ему свою помощь.

Я признаюсь честно, потому, что мама будет ругать за обман.

4. Даша Д.

«Возьми, пожалуйста, я не жадная». Потому что надо делиться.

Скажу, пусть учатся у меня, я сегодня лучше всех.

Я спрячу книгу, чтобы никто не увидел. А то меня поругают.

5. Юля Р.

«На, возьми, только обязательно не забудь отдать».

Я порадуюсь своему успеху. Ведь я молодец.

Я скажу честно, что я порвала книгу и извинюсь. Ведь правду нужно всегда говорить.

6. Дима П.

«Будешь со мной играть? Только мою лопатку не поломай».

Я предложу другу помощь. Скажу ничего страшного, он тоже молодец.

Я скажу честно, что это сделал я. Ведь обманывать нельзя.

7. Юля Б.

«Надо было свою не ломать. Я тебе не дам, а то и мою сломаешь».

Я скажу, что я сегодня лучше всех.

Я положу книгу на место, ведь никто не видел, что я это сделала.

8. Соня Н.

«Возьми, но только верни».

Я скажу другу, что мне очень понравилось,  как он выступал.

Признаюсь честно, ведь обманывать  нельзя.

9. Лиза М.

«А почему она сломалась? На, возьми».

Я очень обрадуюсь своей победе, потому что я очень хотела победить.

Я постараюсь отремонтировать книгу. Но никому не скажу об этом, ведь меня могут поругать.

10. Ваня Б.

«Не дам, она мне пригодится».

Я очень буду рад. Потому что я молодец.

Я спрячу ее на полке. А то меня поругают.

11. Настя С.

«Возьми, конечно, у меня еще одна есть. Мама говорит, что надо делиться».

Я постараюсь успокоить друга ведь ему, наверное, очень обидно.

Я скажу маме, чтоб она купила другую книгу.

12.Анрей К.

«А давай играть вместе».

Я успокою друга. Ведь ему обидно.

Я скажу, что это я не специально.

Потому, что нужно говорить правду.

13. Никита Г.

«Ты мне будешь помогать, и мы будем играть вместе».

Я очень обрадуюсь ведь я лучше всех.

Я  попрошу папу, он купит другую книгу.

14. Ира П.

«Оля, возьми лопатку, и всегда делись со всеми».

Я постараюсь успокоить друга. Ведь он же старался.

Я честно признаюсь. Ведь я не специально это сделала. А обманывать не хорошо.

15.Данил П.

«Оля, возьми вторую лопатку, у меня их две».

Я молодец. Но мне очень жаль, что друг проиграл. Я постараюсь его поддержать.

Я скажу правду. Ведь обманывать нельзя.


 

 

Серия занятий по формированию у детей

старшего дошкольного возраста положительных нравственных качеств

 

Занятие 1. «Как вы понимаете слова «доброта», «дружба»,  

     «взаимовыручка», отзывчивость».

Программное содержание:

    1. На конкретных примерах, поступках окружающих людей, героев художественной литературы формировать представления о доброте, дружбе, взаимовыручке, отзывчивости. Учить детей считаться с мнением других, защищать слабых, помогать товарищам.
    2. Совершенствовать диалогическую речь. Закреплять умение отвечать на вопросы.
    3. Воспитывать у детей умение радоваться успехам товарищей. Воспитывать культуру речевого общения.

Активизация словаря: отзывчивость, душевное расположение, взаимное доверие, привязанность, общность интересов.

Материал:Картинки с изображениями животных; картина  из серии «Дикие животные» «Лисята-братья»; диафильм  «Что такое счастье?»; грамзаписи песен из мультфильмов; стихи А. Барто «Вовка-добрая душа», З. Александровой «Мальчик потерялся»; розовый слоненок (мягкая игрушка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о доброте, о добрых отзывчивых

людях, о добрых поступках, которые совершили вы и герои сказок. А ну-ка прислушайтесь, кто это к нам идет и плачет? Это же розовый слоненок! (слоненок кивает). Ребята, он мне рассказал свою историю…Жил слоненок когда-то в жаркой и красивой стране, где растут баобабы. Был он розовым. А потом охотник взял его в плен и отдал в зоопарк. Слон загрустил, прислонился к серой стене и стал серым. Он рассказывал зверям о той стране, но они ему не верили, смеялись над ним. И слоненок ушел на поиски друзей. Есть такая песенка про нашего слона (прослушивание).

Воспитатель: Слоненок спрашивает, а вы, ребята, не такие злые?  У слоненка были друзья. Они приносили ему сладости в клетку. А вы добрые, отзывчивые, чуткие? (ответы детей).

Воспитатель: Вот он и пришел к нам в детский сад в надежде найти себе друзей. А кто скажет, что это такое «доброта»? Что значит «быть добрым»? Вот я думаю, это когда человек стремится делать добро другим людям (взрослым и детям). А вы, ребята, как думаете?

Дети: Доброта – это когда одному человеку плохо, если он сломал ногу, а другой ему помогает, не бросает его в беде, он добрый.

Воспитатель: Правильно. Но разве нужно быть добрым только тогда, когда человек заболел? Вот послушайте песенку, которую вы знаете, называется она «Песенка Чебурашки» из мультфильма «Шапокляк». (Слушание грамзаписи, дети подпевают).

Воспитатель: Ребята, какая это музыка?

Дети: Добрая, ласковая.

Воспитатель: А кто ее поет?

Дети: Чебурашка. Он был один и очень грустил. А теперь он веселый, потому что встретил друга, крокодила Гену.

Воспитатель: А какие эти герои по характеру?

Дети: Добрые, веселые, дружные.

Воспитатель: Да, потому что они совершают добрые поступки. А вот Шапокляк – злая и вредная. Вы правильно сказали, ребята. Но ведь доброта – это еще и отзывчивость, чуткость, внимательное, заботливое отношение к людям, душевное расположение к ним. А как вы думаете, что же такое «отзывчивость»?

Дети: Это когда человек отзывается на чужую беду. Если один заблудился, то другой должен прийти ему на помощь.

Воспитатель: Да, отзывчивый человек всегда готов прийти на помощь попавшим в беду. И не только людям, но и к животным надо проявлять внимание и заботу. Они ведь тоже наши друзья, наши меньшие братья: забавные, ласковые, беззащитные, и человек должен их защищать. Рассмотрите эту картину. Какие это лисята? (Показ картины).

Дети: Озорные, дружные, игривые.

Воспитатель: А вы, ребята, не обижаете животных?

Дети: Нет.

Оля: Я подкармливала птиц и кошек.

Воспитатель: А еще надо быть добрыми к растениям.

Миша: А мы, когда гуляли с мамой в парке, видели надломленную березку и лечили ее.

Воспитатель: Правильно. Слоненок слушает вас, и вы, ребята, ему понравились. Он спрашивает, вы в группе все дружные или нет?

Дети: Да, мы дружные.

Воспитатель: Помните сказку А. Толстого «Приключения Буратино». Какими дружными там были Пьеро, Буратино, Артемон, Мальвина и другие куклы. Как они выручали друг друга. Есть такое слово «взаимовыручка». Вы все-таки иногда ссоритесь, и даже деретесь, а надо решать спор мирно. Вы должны быть дружными, чуткими друг к другу, у вас ведь общие интересы, вы вместе занимаетесь, играете. Нужно выручать друг друга. Как вы понимаете это слово «взаимовыручка»?

Дети: Это значит, если один человек выручил друга, то и он должен помочь другу, если понадобится помощь.

Воспитатель: Да, это помощь друг другу, поддержка. А с вами такого не случалось? Расскажи, Коля, у тебя есть друг? Тебе приходилось его выручать?

Коля: Да, когда мы играли во дворе, мой друг Вова споткнулся и упал, а я помог ему встать, довел его домой, а мама смазала ему ранку зеленкой.

Воспитатель: Молодец. Правильно поступил. А он тебя выручал?

Коля: Да, мы играли в школу, а у меня не было карандаша, и Вова дал мне свой.

Воспитатель: Молодцы! А дома какие добрые дела вы совершаете?

Даша: Я помогла бабушке сходить в магазин, полила цветы и покормила гусей.

Воспитатель: Ты получила удовлетворение от работы, тебе понравилось это занятие?

Даша: Да, мне понравилось помогать.

Воспитатель: А кто приведет примеры добрых поступков, которые совершили герои сказок? Слоненку очень интересно, он хочет послушать.

Лера: «Царевна-лягушка», где Иван-царевич пожалел лягушку и взял ее с собой. Он добрый.

Вика: Доктор Айболит. Он лечит зверей. Он добрый, заботливый.

Влад: Крокодил Гена и Чебурашка тоже друзья. Они выручают друг друга и совершают добрые поступки.

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте вспомним поговорки, пословицы о добре.

Дети: Добрым быть – добрым слыть.

Доброму слову – добрый ответ.

Добро делать – спешить надобно.

Воспитатель: Помните, мы с вами учили стихотворения «Вовка –  добрая душа», «Мальчик потерялся», пели песни о доброте. Давайте их сейчас вспомним (дети читают стихи, поют песни).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Слоненку тоже очень понравилось, как вы читали стихи, пели песни, рассказывали о добрых поступках. Розовый слоненок будет с вами дружить, потому что вы хорошие, добрые ребята, дружные и не бросите никого в беде. А теперь давайте вместе со слоненком посмотрим диафильм «Что такое счастье?». (Показ). Вам понравилась эта история? А теперь слоненок приглашает всех на прогулку.

Занятие 2. «Изучим правила вежливости»

(беседа с отдельными  детьми).

Программное содержание:

    1. Закрепить правила вежливого поведения, умение пользоваться вежливыми словами.
    2. Воспитывать уважение  к окружающим людям.

Ход занятия:

Воспитатель подбирает для беседы 2-3 детей, один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.

Воспитатель: Скажи, Вова, что ты делаешь, когда встречаешь знакомых взрослых и детей?

Вова: Говорю «здравствуйте».

Воспитатель: Когда мы при встрече говорим «здравствуйте», этим приветствием желаем человеку здоровья и всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость. Он обязательно улыбнется. А если это же слово сказано небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать? (Вова молчит). Лена, помоги Вове.

Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ