Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 06:54, доклад
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле». Академик Д.С.Лихачев. |
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечивать воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
На сентябрьской встрече (сентябрь 2012 года) с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи Владимир Владимирович Путин говорил о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну.
Несомненно, первыми и главными воспитателями ребенка являются родители, однако система образования оказывает огромное влияние на формирование личности гражданина РФ. Начальная ступень образования – это дошкольное образование, где закладываются основы мировоззрения маленького человека. И одним из первых вопросов в русле нравственно – патриотического воспитания дошкольников, это вопрос о том, как сделать процесс воспитания не только максимально эффективным, но и интересным для детей и их родителей, как полноправных участников воспитательно – образовательного процесса.
Существует немало методик и технологий нравственно-патриотического воспитания, но особое внимание хотелось бы уделить музейной педагогике как современному направлению в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В нашем ДОУ «Непоседы» в течении ряда лет проводится работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Работа строилась по нескольким направлениям и включала в себя несколько этапов.
Содержание, оформление и назначение мини-музея должны были обязательно отобразить специфику возраста каждой группы. При создании музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.
3 ЭТАП (ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ»)
Важная особенность музейных элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как погружение в прошлое, манипулирование с музейными предметами, вопросно-ответный метод, интерактивный прием – использование листов активности, сюжетно-ролевая игра с переодеванием, обыгрывание ситуаций, мини-спектакли, смена интерьеров, экскурсия по выставке, демонстрация экспонатов, эвристическая беседа и т. д.
Естественно, что не всегда у педагога есть возможность работать с детьми в музее, именно поэтому все вышеназванные методы с успехом применяются в мини – музеях, которые создаются во многих дошкольных учреждениях.
Балаково — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в районе, удаленном от места, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях.
Благодаря конкурсу «ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ» в ДОУ «Непоседы» появились мини-музеи: • Мини-музей «Русская изба»;
• Мини-музей «Космос»;
• Мини-музей «Чудо-дерево»;
• Мини-музей «Часы»;
• Мини-музей «Книжки-малышки, книжки игрушки для Катюшки и Андрюшки»;
• Мини-музей «Театральные куклы»;
• Мини-музей «Кукол-неваляшек»;
• Мини-музей «Волшебный мир ракушки».
• Мини - музей «Пирамидка»
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Мини-музей - это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.
В развивающей
среде ДОУ созданы зоны, позволяющие осуществлять
основные направления музейной педагогики. Важная особенность
развивающей среды — участие в их создании
детей и родителей. В рамках реализации
проекта в группах оборудованы уголки
по нравственно-патриотическому воспитанию,
в которых содержится материал по родному
городу, Москве, России, символика и т.д.
Весь материал, выставляемый в уголках,
меняется в соответствии с разработанной
перспективой.
В работе широко используются современные
информационные технологии (презентации,
слайд шоу), которые помогают существенно
расширить возможности детей в получении
информации, а кроме того позволяют вести
просветительскую работу среди родителей,
приобщая их к нравственному и патриотическому
воспитанию. Для родителей
оформляются консультации, папки – передвижки,
организуются виртуальные экскурсии на
родительских собраниях.
В МБДОУ существует традиция – поздравлять ветеранов с Днем Победы. К детям приходят гости – участники боевых действий. Воспитанники готовят праздничный концерт, дарят цветы и сделанные своими руками открытки. В дни памятных дат дети возлагают цветы к мемориалу погибшим в Великой Отечественной войне, посещают школьный музей боевой славы, в котором представлены обмундирование, ордена и медали, письма солдат с фронта.
Экологическая зона «Красная книга Саратовской области» способствует формированию у детей осознанного и бережного отношения к объектам природы, которые находятся рядом с ними. Зона располагается на лестничном марше.
Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых и спальных комнат, «раздевалок», стены у входа в группу и т.п. Одно из требований к обустройству мини-музеев – это, что каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикрепляются к стенам, стоят на полу.
Так, музей народного быта «Русская изба» должен располагаться рядом с книжным уголком. Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни русичей-славян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, перевертыши, былины и т.д.); получают знания о культуре русских праздников (ярмарке, Масленице, Святках, песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах).
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию через музейную педагогику проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Они принимали активное участие в оснащении музея «Русская изба»: один смастерил печку, другой выточил прялку, третий изготовил самотканые коврики для лавок, кто-то отдал старинный горшок, подсвечник.
Воспитатели активно используют экспонаты мини-музеев в работе с дошкольниками:
- перед поездками в музеи города
- при проведении занятий по патриотическому воспитанию
- при проведении экскурсий по мини – музеям
- при знакомстве детей с поведением в музеях
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.
Критериями и показателями
результативности проведённой работы
можно считать:
- усвоение представлений о семье, как
о людях, которые живут вместе, любят друг
друга, заботятся друг о друге;
- сформированность знаний о культуре
и истории своего народа (устное народное
творчество, декоративно – прикладное
искусство, быт и традиции народа;
- уважительное отношение к культуре других
народов (через сказки, пословицы, поговорки,
произведения народного декоративно -
прикладного творчества);
- обогащать знания детей об искусстве.
Формы и методы совместной образовательной деятельности с детьми в рамках мини-музея могут быть интересны и разнообразны. Их можно рассмотреть на примере функционирования мини – музея «Русская изба», опираясь на образовательные области:
Чтение художественной литературы
Мини-музей создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством, для восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т.д).
Познание
Обращаясь к экспонатам музея можно знакомить дошкольников с историей вещей, с явлениями природы, с традициями, обрядами, праздниками. Современные дети смогут наглядно представить себе быт и обычаи родного народа.
Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику