Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 06:54, доклад

Краткое описание

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику.docx

— 76.13 Кб (Скачать файл)
 

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Академик Д.С.Лихачев.


 

       Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. 

      В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечивать воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». 

На сентябрьской встрече (сентябрь 2012 года) с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи Владимир Владимирович Путин говорил о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну.

Несомненно, первыми и главными воспитателями ребенка являются родители, однако система образования оказывает огромное влияние на формирование личности гражданина РФ. Начальная ступень образования – это дошкольное образование, где закладываются основы мировоззрения маленького человека. И одним из первых вопросов в русле нравственно – патриотического воспитания дошкольников, это вопрос о том, как сделать процесс воспитания не только максимально эффективным, но и интересным для детей и их родителей, как полноправных участников воспитательно – образовательного процесса.

Существует немало методик и технологий нравственно-патриотического воспитания, но особое внимание хотелось бы уделить музейной педагогике как современному направлению в педагогической системе, которое  играет большую роль в формировании мировоззрения  ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

 

 

       Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В нашем ДОУ «Непоседы» в течении ряда лет проводится работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Работа строилась по нескольким направлениям и включала в себя несколько этапов.

Содержание, оформление и назначение мини-музея должны были обязательно отобразить специфику возраста каждой группы. При создании музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

  • Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п. 
  • В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.
  • Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный проект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей. 
  • Было разработано положение по мини- музеям ДОУ. 

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП (ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) 

      Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами. 

3 ЭТАП  (ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ») 

      Важная особенность музейных элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Методы, используемые в музейной педагогике многообразны и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как погружение в прошлое, манипулирование с музейными предметами, вопросно-ответный метод, интерактивный прием – использование листов активности, сюжетно-ролевая игра с переодеванием, обыгрывание ситуаций, мини-спектакли, смена интерьеров, экскурсия по выставке, демонстрация экспонатов, эвристическая беседа и т. д.

Естественно, что не всегда у педагога есть возможность работать с детьми в музее, именно поэтому все вышеназванные методы с успехом применяются в мини – музеях,  которые создаются во многих дошкольных учреждениях.

 

Балаково — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в районе, удаленном от места, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях.  

      Благодаря конкурсу «ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ» в ДОУ «Непоседы» появились мини-музеи: •        Мини-музей «Русская изба»;

•        Мини-музей «Космос»;

•        Мини-музей «Чудо-дерево»;

•        Мини-музей «Часы»;

•        Мини-музей «Книжки-малышки, книжки игрушки для Катюшки и Андрюшки»;

•        Мини-музей «Театральные куклы»;

•        Мини-музей «Кукол-неваляшек»;

•        Мини-музей «Волшебный мир ракушки».

•        Мини - музей  «Пирамидка»

 

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Мини-музей - это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это  возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.

В развивающей среде ДОУ созданы зоны, позволяющие осуществлять основные направления музейной педагогики. Важная особенность развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. В рамках реализации проекта в группах оборудованы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, в которых содержится материал по родному городу, Москве, России, символика и т.д. Весь материал, выставляемый в уголках, меняется в соответствии с разработанной перспективой.  
В работе широко используются современные информационные технологии (презентации, слайд шоу), которые помогают существенно расширить возможности детей в получении информации, а кроме того позволяют вести просветительскую работу среди родителей, приобщая их к нравственному и патриотическому воспитанию. Для родителей оформляются консультации, папки – передвижки, организуются виртуальные экскурсии на родительских собраниях.

В МБДОУ существует традиция – поздравлять ветеранов с Днем Победы. К детям приходят гости – участники боевых действий. Воспитанники готовят праздничный концерт, дарят цветы и сделанные своими руками открытки. В дни памятных дат дети возлагают цветы к мемориалу погибшим в Великой Отечественной войне, посещают школьный музей боевой славы, в котором представлены обмундирование, ордена и медали, письма солдат с фронта.

Экологическая  зона «Красная книга Саратовской области»  способствует формированию у детей осознанного и бережного отношения к объектам природы, которые находятся рядом с ними. Зона располагается на лестничном марше.

 

Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 

      В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых и спальных комнат, «раздевалок», стены у входа в группу и т.п. Одно из требований к обустройству мини-музеев – это, что каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикрепляются к стенам, стоят на полу. 

Так, музей народного быта «Русская изба» должен располагаться рядом с книжным уголком. Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни русичей-славян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, перевертыши, былины и т.д.); получают знания о культуре русских праздников (ярмарке, Масленице, Святках, песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах).

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию через музейную педагогику проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Они принимали активное участие в оснащении музея «Русская изба»: один смастерил печку, другой выточил прялку, третий изготовил самотканые коврики для лавок, кто-то отдал старинный горшок, подсвечник.

 

 

       Воспитатели активно используют экспонаты мини-музеев в работе с дошкольниками:  

      - перед поездками в музеи города 

      - при проведении занятий по патриотическому воспитанию 

      - при проведении экскурсий по мини – музеям 

      - при знакомстве детей с поведением в музеях

 

 

      Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной.

Критериями и показателями результативности проведённой работы можно считать:  
- усвоение представлений о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;  
- сформированность знаний о культуре и истории своего народа (устное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, быт и традиции народа;  
- уважительное отношение к культуре других народов (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративно - прикладного творчества);  
- обогащать знания детей об искусстве. 

 

Формы и методы совместной образовательной деятельности  с детьми в рамках мини-музея могут быть интересны и разнообразны. Их можно рассмотреть на примере функционирования мини – музея «Русская изба», опираясь на образовательные области:

Чтение художественной литературы

       Мини-музей создает особую среду для  знакомства детей с устным народным творчеством, для восприятия и осмысления различных фольклорных жанров (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т.д).

Познание

       Обращаясь к экспонатам музея можно знакомить дошкольников с историей вещей, с явлениями  природы, с традициями, обрядами, праздниками. Современные дети смогут наглядно представить себе быт и обычаи родного народа.

Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику