Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников на уроках” Окружающий мир”.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников.
3. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" как составную часть нравственного воспитания в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
4. Разработать планы - конспекты по окружающему миру на формирование нравственно - экологического воспитания младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающий мир
1.1. Особенности развития младшего школьника…………………………....6
1.2. Сущность нравственного - экологического воспитания младших школьников……………………………………………………………………...13
1.3. Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Окружающий мир”……………………19
Выводы по первой главе……………………………………………………...24
Глава 2. Планы – конспекты уроков по окружающему миру на формирование нравственно – экологического воспитания младших школьников…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по естествознанию.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое  воспитание младших школьников на уроках окружающий мир

1.1.    Особенности развития младшего школьника…………………………....6

1.2. Сущность нравственного - экологического воспитания младших школьников……………………………………………………………………...13

1.3.  Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Окружающий мир”……………………19

Выводы  по первой главе……………………………………………………...24

Глава 2. Планы – конспекты уроков по окружающему миру на формирование нравственно – экологического воспитания младших школьников…………………………………………………………………….25

Список  литературы……………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

“Через  красивое - к человечному 

такова  закономерность воспитания”

В.А. Сухомлинский

 

В настоящее  время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия  человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Сейчас очень много экологических проблем не только в России, но и во всем мире. В большей мере это происходит потому, что школа всегда очень мало уделяла внимания нравственному и экологическому воспитанию учащихся.

Формирование  экологического сознания - важнейшая  задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы  оказывается не только важным мотивом  общения современного человека с  природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно - гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками  на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о  задачах и путях формирования нравственных, действенно - гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно - содержательной позиции по отношению к природе как к объекту социальной и эстетической ценности.

Вопросами нравственного  и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как  И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.

Проблема исследования: каковы особенности формирования нравственно – экологического воспитания младших школьников на уроках «Окружающий мир».

Объект  исследования: формирование нравственно-экологического воспитания младшего школьника.

Предмет исследования: нравственно - экологического воспитания младшего школьника на уроках «Окружающий мир».

Цель  исследования: изучить теоретические особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников на уроках” Окружающий мир”.

Задачи  исследования:

1. Дать характеристику  особенностей детей младшего  школьного возраста.

2. Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников.

3.  Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" как составную часть нравственного воспитания в учебно - воспитательном процессе начальной школы.

4. Разработать  планы -  конспекты по окружающему  миру на формирование нравственно - экологического воспитания  младших школьников.

Метод: теоретический анализ педагогической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающий мир.

 

1.1 Особенности  развития младшего школьника

 

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. [7; с. 203] Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

Так, согласно концепции  Э. Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается  как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

В рамках классического психоаналитического  подхода возраст 6—10 лет считается латентным периодом, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается, и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками.

Глубоким  изучением вопросов психического развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе занимался   Л.В.Занков   и его сотрудники.  Л.В.Занков выделил три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Ребенок должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Прогресс развития проявляется в том, насколько ученик может объединить эти приемы в единую систему. [5; с. 98]

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7—11 лет находится на стадии конкретных    операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.

Переход в школьный возраст  связан с решительными изменениями в его деятельности (ведущим становится учение), общении, отношениях с  другими людьми.   Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в своей жизни он становится членом общества со своими обязанностями. Учитель выступает представителем общества. Он ориентирует ребенка в том, как себя вести, что и как делать. [31; с. 35]

В биологическом отношении  младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С   развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыками быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. 

Переходя непосредственно  к процессу обучения, развитию познавательных процессов на данном этапе обучения, целесообразно выделить следующее.

 Ведущей в младшем  школьном возрасте становится  учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.   Вся учебная деятельность строго целенаправленна. 

 Во-первых, ученики должны  овладеть навыками письма, чтения  и счета, приобрести значительный  объем знаний по математике, родному  языку, природоведенью и т.д.    Во-вторых, расширяется кругозор  и развивается познавательный  интерес ребенка.   В-третьих, идет развитие познавательных процессов.

Традиционно выделяется три  аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

 В рамках систематического  обучения создаются все условия  для благоприятного развития  и качественного преобразования познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и т.д.

Младший школьный возраст  характеризуется интенсивным развитием  памяти. Но его непроизвольное запоминание  носит избирательный характер. Оно  во многом определяется отношением к окружающему. Интересный материал запоминается непроизвольно. [11; с. 69]

 Таким образом, основным  видом памяти у ребенка становится  произвольная память, и вместе  с тем изменяется структура   мнемических процессов. В отличие  от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить  не тогда, когда захочется, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа.  Таким образом, овладевая приемами рационального запоминания и заучивания.

 Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают  произвольный  характер и становятся  гораздо более  активными. В этом возрасте особенно активно развивается механическая память на несвязанные логически единицы информации. Несколько ниже темпы развития опосредованной, логической памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти не стал для него  актуальным. В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, вполне обходится механической памятью.  [19; с. 269]

Мышление у детей начальной  школы  развивается от эмоционально - образного  к абстрактно - логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно - следственных  связей. [17; с. 72]

Мышление детей  развивается во взаимосвязи с их речью. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно  излагать свои мысли.  Д.Б.Эльконин  именно мышление ставит в центр развития в этот период детства. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. [27; с. 149]

  Для   того чтобы научиться писать  и читать, он должен обладать  не только достаточно высоким  уровнем развития мышления, но  у него должно быть хорошо  развито восприятие. 

Восприятие  младших школьников отличается неустойчивостью  и  неорганизованностью. Это связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия. 

Малая  дифференцированность  восприятия, слабость анализа отчасти  компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные  учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

 В период младшего школьного возраста происходит существенное развитие представлений ребенка. Если до семилетнего возраста у детей обнаруживаются лишь репродуктивные образы представления, связанные с известными  ребенку объектами или событиями, которые в данный момент не воспринимаются, то в возрасте 7-9 лет у ребенка активно начинают развиваться продуктивные представления. Данный этап развития представлений у ребенка обусловлен переходом от непроизвольного возникновения у него представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Кроме того, у детей происходит формирование индивидуальных различий в представлениях.

Воображение формируется  в процессе учебной деятельности, под влиянием ее требований,  постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений, усиливается  его реализм.

Существенные  изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания.  Значительно  лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Оно становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается  наглядностью, яркостью. Отсюда, важным условием является  широкое применение наглядных пособий.

В младшем школьном возрасте внимание  становится произвольным, оно развивается вместе с другими  функциями и, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. 

Информация о работе Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"