Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников на уроках” Окружающий мир”.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников.
3. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" как составную часть нравственного воспитания в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
4. Разработать планы - конспекты по окружающему миру на формирование нравственно - экологического воспитания младших школьников.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающий мир
1.1. Особенности развития младшего школьника…………………………....6
1.2. Сущность нравственного - экологического воспитания младших школьников……………………………………………………………………...13
1.3. Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Окружающий мир”……………………19
Выводы по первой главе……………………………………………………...24
Глава 2. Планы – конспекты уроков по окружающему миру на формирование нравственно – экологического воспитания младших школьников…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающий мир
1.1. Особенности развития младшего школьника…………………………....6
1.2. Сущность нравственного - экологического
воспитания младших школьников……………………………………………………
1.3. Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Окружающий мир”……………………19
Выводы по первой главе……………………………………………………...24
Глава 2. Планы – конспекты
уроков по окружающему миру на формирование
нравственно – экологического воспитания
младших школьников……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
“Через красивое - к человечному
такова закономерность воспитания”
В.А. Сухомлинский
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Сейчас очень много экологических проблем не только в России, но и во всем мире. В большей мере это происходит потому, что школа всегда очень мало уделяла внимания нравственному и экологическому воспитанию учащихся.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
Восприятие, оценка,
переживание эстетически
Для педагогов,
ведущих воспитательную работу со школьниками
на основе природной красоты, необходимы
глубокое понимание характера
Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.
Проблема исследования: каковы особенности формирования нравственно – экологического воспитания младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Объект исследования: формирование нравственно-экологического воспитания младшего школьника.
Предмет исследования: нравственно - экологического воспитания младшего школьника на уроках «Окружающий мир».
Цель исследования: изучить теоретические особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников на уроках” Окружающий мир”.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников.
3. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" как составную часть нравственного воспитания в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
4. Разработать
планы - конспекты по окружающему
миру на формирование нравствен
Метод: теоретический анализ педагогической литературы
Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающий мир.
1.1 Особенности развития младшего школьника
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. [7; с. 203] Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.
Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6—12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.
В рамках классического
Глубоким изучением вопросов психического развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе занимался Л.В.Занков и его сотрудники. Л.В.Занков выделил три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Ребенок должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Прогресс развития проявляется в том, насколько ученик может объединить эти приемы в единую систему. [5; с. 98]
Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7—11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности (ведущим становится учение), общении, отношениях с другими людьми. Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в своей жизни он становится членом общества со своими обязанностями. Учитель выступает представителем общества. Он ориентирует ребенка в том, как себя вести, что и как делать. [31; с. 35]
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыками быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
Переходя непосредственно к процессу обучения, развитию познавательных процессов на данном этапе обучения, целесообразно выделить следующее.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Вся учебная деятельность строго целенаправленна.
Во-первых, ученики должны
овладеть навыками письма, чтения
и счета, приобрести
Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
В рамках систематического
обучения создаются все
Младший школьный возраст
характеризуется интенсивным
Таким образом, основным
видом памяти у ребенка
Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают произвольный характер и становятся гораздо более активными. В этом возрасте особенно активно развивается механическая память на несвязанные логически единицы информации. Несколько ниже темпы развития опосредованной, логической памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти не стал для него актуальным. В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, вполне обходится механической памятью. [19; с. 269]
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально - образного к абстрактно - логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно - следственных связей. [17; с. 72]
Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Д.Б.Эльконин именно мышление ставит в центр развития в этот период детства. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. [27; с. 149]
Для того чтобы научиться писать и читать, он должен обладать не только достаточно высоким уровнем развития мышления, но у него должно быть хорошо развито восприятие.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Это связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия.
Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
В период младшего школьного возраста происходит существенное развитие представлений ребенка. Если до семилетнего возраста у детей обнаруживаются лишь репродуктивные образы представления, связанные с известными ребенку объектами или событиями, которые в данный момент не воспринимаются, то в возрасте 7-9 лет у ребенка активно начинают развиваться продуктивные представления. Данный этап развития представлений у ребенка обусловлен переходом от непроизвольного возникновения у него представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Кроме того, у детей происходит формирование индивидуальных различий в представлениях.
Воображение формируется в процессе учебной деятельности, под влиянием ее требований, постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений, усиливается его реализм.
Существенные
изменения наблюдаются в
В младшем школьном возрасте внимание становится произвольным, оно развивается вместе с другими функциями и, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.