Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников на уроках” Окружающий мир”.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников.
3. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" как составную часть нравственного воспитания в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
4. Разработать планы - конспекты по окружающему миру на формирование нравственно - экологического воспитания младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающий мир
1.1. Особенности развития младшего школьника…………………………....6
1.2. Сущность нравственного - экологического воспитания младших школьников……………………………………………………………………...13
1.3. Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Окружающий мир”……………………19
Выводы по первой главе……………………………………………………...24
Глава 2. Планы – конспекты уроков по окружающему миру на формирование нравственно – экологического воспитания младших школьников…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по естествознанию.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Вод – ой: Э, подождите, подождите, давайте поиграем в мою игру, которая называется «Знатоки  природы».

(Водяной предлагает  детям подойти к водоему и  посмотреть, кто живет в нем.)

Дети : Рассказывают о водяных растениях.

Вод – ой: Что, самое главное для этих растений?

Дети: Вода –  это их дом, там, где нет воды, нет  и таких растений. А самое главное  для водяных растений, это вода, почва и свет.

Вод – ой: Выложите мне отгадку.

Дети: Выкладывают  условные знаки на фланелиграфе.

Вод – ой:  Хвалит детей.

Вос – ль: Водяной, а у нас тоже есть водоемы, но они  поменьше, чем твой.

Ребята, покажите  их Водяному.

Дети:  Пойдем, Водяной с нами, и увидишь, какие  они.

(Подходят к  аквариумам).

Вод – ой:  А зачем в них растения, ведь рыбки их редко едят, и без них места больше?

Вос – ль:  Ребята расскажите, нужны ли растения в аквариуме?

Дети:  Конечно, нужны, растения чистят воду, делают ее прозрачной, растения – это еда  и дом.

Вос – ль:  Ребята, выложите памятную схему, чтобы  Водяной запомнил, что растения дружат с водой.

Вод – ой:  Понял я ребята, понял!

Вос – ль:  Э, Водяной подожди, это еще не все, ведь не один же ты живешь в водоеме. Ребята, кто еще живет с Водяным?

Дети: Рыбы, раки, улитки, твои подружки пиявки да лягушки.

Вос – ль: Ребята и про них выложите Водяному схему, чтоб запомнил.

Дети:  Выкладывают  схему, животные дружат с водой.

Растения дружат с животными.

Вос – ль: Водяной, ты разобрался со схемами?

Вод – ной:  Их так много …

Вос – ль:  Дети, поможем Водяному?

Дети: Поможем!

Вос – ль: Каким цветом обозначим водоем Водяного?

Дети: Синим, голубым.

Вод – ной:  Почему?

Дети: Когда  воды много она кажется голубой.

Вос – ль:   Ребята, выложите Водяному схему, как  растения, животные и вода дружат друг с другом.

Дети: Выкладывают  схему.

Вод – ной: Ну, теперь я все понял.

Ребята, как  вы думаете, почему я такой зеленый, мутный, не прозрачный, а в вашем  аквариуме чисто, все видно?

Вос – ль: Ребята, что-то произошло в водоеме Водяного.

Дети: Это люди загрязнили водоем.

Вос – ль:  Водоем заболел. Покажите на схеме, что произошло с водоемом.

Дети : Выкладывают  схему, объясняя.

Вода грязная, исчезли растения, погибли животные.

Вос – ль: Это  беда, как с этой бедой справиться и помочь Водяному?

Дети: Нужно  почистить воду.

Вос – ль: А  вы справитесь?

Дети: Мы постараемся.

Вос – ль: Ребята, пройдем в нашу лабораторию и  проведем очистку воды.

(Дети и воспитатель  подходят к столу с лабораторным  оборудованием, одевают белые  халаты и проводят опыт по  очистке воды).

Вос – ль: Давайте  посмотрим, что у нас получилось.

(Воспитатель  показывает сосуд с очищенной  водой).

Можно в такой  воде жить?

Дети:    Да, можно.

Вос – ль: Благодаря  вашим стараниям и усилиям  водоем стал чистым, он выздоровел.

Ребята, выложите схему ожившего водоема.

Дети: Выкладывают  схему.

(Приходит Водяной)

Вод – ой: Вот  каким я стал красивым.  Мой  водоем стал чистым.

Дети: Дарят  Водяному «капельки воды».

Вод – ой: Спасибо  ребята и загрустил.

Вос – ль:  Водяной, что с тобой, ты загрустил? В чем дело?

Дети: Так ведь на улице холодно, его подружки пиявки да лягушки спят.

Вос – ль:  Надо Водяного развеселить.

Дети: Потанцуй с нами Водяной!

(Дети и Водяной  танцуют).

Вод – ой: Ребята, я с вами пообщался, повеселился  и получил такой огромный заряд  бодрости, что мне ее хватит до самой  весны. И я хочу вам подарить подарки.  (Дарит подарки). 

 

 

3) Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"

 

Цели  урока:

определить  значение воды в жизни планеты  и в жизни человека;

выявить причины  загрязнения воды; сформулировать способы  ее защиты.

Задачи  урока:

формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление  по предложенной инструкции);

развитие коммуникативных  навыков (умения общаться, договариваться,  взаимодействовать друг с другом);

воспитание  бережного отношения к природе.

Ход урока

1. Мобилизующий  момент.

2. Сообщение  темы урока.

(Приложение 1. Слайд  1)

– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)

– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы. На остальных изображена вода в природе в различных ее состояниях)

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Вода”

– Начнем с проверки домашнего задания.

3. Проверка домашнего  задания.

Тест (Приложение 2)

– Предварительно оцените свою работу.

– Сравните свои ответы с правильными.

– Поставьте  себе реальную отметку.

– Какие вопросы  вызвали затруднение, почему?

4. Новая тема  урока.

А) Экологическая  сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в  сокращенном варианте)

Чтение учителем.

Жила-была Река. (Приложение 1. Слайд 2) Река очень любила путешествовать.

Однажды она  очутилась в городе. Здесь не росли  березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых  жили люди. Люди обрадовались Реке и  попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в  каменные берега. (Приложение 1. Слайд 2) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. (Приложение 1. Слайды 3, 4, 5, 6)

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем  ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Приложение 1. Слайд 7) Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. (Приложение 1. Слайд 8) В ней мыли машины, стирали белье. (Приложение 1. Слайд 9) И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?” (Приложение 1. Слайд 10)

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Приложение 1. Слайд 11) Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. (Приложение 1. Слайд 12) Покрылась Река черной пленкой, (Приложение 1. Слайд 13) стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. (Приложение 1. Слайды 14, 15, 16,17) Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану  мертвой рекой”. И побежала она  в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость. (Приложение 1. Слайд 18)

А жители города на следующий день обнаружили, что  остались одни, без Реки. Не стало  в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. (Приложение 1. Слайды 19, 20, 21, 22, 23)

И вот тогда  самый старый и мудрый горожанин  сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

– Интересно, что  же он ответил? Как бы ответили вы? Вот  над этим вам и предстоит сегодня  подумать и предложить свои способы  решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа как раз и раскроет эту проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”

Б) Работа в группах.

Каждой группе предлагается

– инструкция по организации своей работы; (Приложение 4)

– 4 научных  текста по теме (Приложение 3. 4 научных  текста по теме, причем все 4 текста предлагаются каждой группе, дети должны выбрать  только тот текст, который поможет  раскрыть именно их проблему);

– словари;

– учебник;

– вырезки из газет и журналов.

Каждая группа работает над решением определенной проблемы:

1 группа. Раскрыть  тему “Значение воды в жизни  планеты Земля”. Доказать, что вода  – источник жизни на планете.

2 группа. Раскрыть  тему “Вода и человек”. Доказать, что вода необходима человеку  как для жизнеобеспечения, так и для технического развития.

3 группа. Выявить  причины загрязнения воды.

4 группа. Выявить  уже существующие способы охраны  воды и предложить свои собственные

5 группа. (Наиболее  слабые учащиеся) Составить схему-аппликацию  “Источники загрязнения воды и способы ее защиты” (Используя вырезки с иллюстрациями из газет и журналов, призывы и запрещающие знаки, заранее подготовленные учителем, среди которых используются “ловушки”, чтобы дети могли сделать осознанный выбор)

6 группа. (Наиболее сильные учащиеся) Работа на компьютере. Создать слайды по теме: “Берегите воду!” Определить главное в каждом тексте и вывести на экран компьютера, используя программу Power Point.

В) Выступление  каждой группы.

Выступление 6 группы является итогом работы всех групп. (Приложение 4)

5. Итог  урока.

 

– Вернемся к  сказке. Так почему же ушла Река и  что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

– И вот тогда  самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. (Приложение 1. Слайд 24) Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. (Приложение 1. Слайд 25) С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем  как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)

– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

(В том, что  ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы  хотим, чтобы относились к нам.  И не важно река это, животное, растение или человек)

– Я хочу закончить  наш урок словами, которыми закончила  свою работу 6 группа и еще раз призвать вас: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”

6. Домашнее  задание. 

Учебник с.58-61, вопросы 1-5, задания 1-2 (1 – научиться чистить  зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду; 2 – узнать у старших, какая  работа по охране вод проводится в нашем городе.). Тетрадь с. 26 № 2 (нарисовать плакат “Берегите воду!”).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.Аристотель. Сочинения  в 4-х томах [Текст]: - М.: 2004 , т.4.

2.Архангельский  Н.В. Нравственное воспитание[Текст]: - М.: Просвещение, 2003.

3.Бабанский  Ю.К. Педагогика: Курс лекций [Текст]: - М.: Просвещение, 2003.

4.Болотина Л.Р.  Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов[Текст]: - М.: Просвещение, 1993.

5.Виноградова  Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст]:- М.: Просвещение, 2000.

6.Воспитание  и развитие детей в процессе  обучения природоведению: Из опыта работы [Текст]: Пособие для учителя / Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 2001.

7.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах[Текст]: - М.: Педагогика, 2002.

8.Захлебный  А.Н. Общее и экологическое  образование: единство целей и принципов реализации [Текст]: М.:Советская педагогика. - 2004. - №9.

9.Захлебный  А.Н. Школа и проблемы охраны природы[Текст]: - М.: Педагогика, 1998.

10.Захлебный  А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т.  Охрана природы в школьном  курсе биологии[Текст]: - М.: Просвещение, 2003.

11.Зверев И.Д.  Экология в школьном обучении: Новый аспект образования [Текст]: - М., 2000.

12.Зверев И.Д.  Организация экологического образования  в школе [Текст]: - М., 2004.

13.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое  образование школьников [Текст]: - М., 2003.

14.Каиров И.А.  Нравственное развитие младших  школьников в процессе воспитания [Текст]: - М.: Просвещение, 1999.

15.Концепция  воспитания детей и учащейся  молодежи в РБ [Текст]: - Мн.: 2001.

16.Кучер Т.В.  Экологическое воспитание учащихся [Текст]:-М.: Просвещение, 2004.

17.Лихачев Б.Т. Экология личности [Текст]: / Педагогика. – М, 2002. - №2.

18.Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня  экологических знаний и сформированности  экологических отношений у школьников [Текст]: / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург, 2003.

19.Отношение  школьников к природе [Текст]: / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 2001.

20. Пакулова  В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания  природоведения [Текст]:- М. :Просвещение, 1999.

21.Программа  воспитания детей и учащейся молодежи в РБ [Текст]: - Мн.: 2001.

22. Программы  для учреждений, обеспечивающих  получение общего среднего образобания  с русским языком обучения  с 12- летним сроком обучения. 1-4 классы [Текст]: - Мн.: Национальный институт образования, 2004.

23. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе [Текст]: / Ролевые игры по охране природы в средней школе. - М., 2003.

24.Суравегина  И.Т. Методическая система экологического образования [Текст]: / Советская педагогика. М., 2002.

25.Суравегина  И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир [Текст]: / Метод. пособ. для учит. - М.: Новая школа, 2004.

26.Педагогика [Текст]: / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 2003.

27.Экологическое образование школьников [Текст]: / Под ред. Зверева И. Д.,

 


Информация о работе Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"