Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы является определить преимущества обобщенных задач, проанализировать возможность их применения в современной школе, а также разработать примеры математических задач развивающего типа.
Задачами является выявление особенностей личностно ориентированного образования, обоснование значимости обобщенных задач, разработка примеров задач обобщенного типа по математике для учащихся 7 класса.
Введение ........................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методический анализ личностно
ориентированного образования ...................................................................
Сущность личностно ориентированного образования ............................
Технологии личностно ориентированного образования .........................
Глава 2. Обобщенная задача в системе личностно
ориентированного образования ....................................................................
Глава 3. Обобщенные задачи по математике с использованием
информационных технологий ......................................................................
Глава 4. Примеры обобщенных задач
по курсу «Математика» (7 класс) .................................................................
Заключение .......................................................................................................
Список использованной литературы...........................................................
содержание
Введение ..............................
Глава 1. Теоретико-методический анализ личностно
ориентированного
образования ..................
Глава 2. Обобщенная задача в системе личностно
ориентированного
образования ..................
Глава 3. Обобщенные задачи по математике с использованием
информационных
технологий ..............................
Глава 4. Примеры обобщенных задач
по курсу «Математика»
(7 класс) ..............................
Заключение ..............................
Список использованной
литературы....................
Введение
В советский период, в 70-х годах прошлого века, наше государство обладало блестяще продуманной и отработанной системой образования, четко выполнявшей социальный заказ государства и общества, а с точки зрения формирования научного потенциала страны мы входили в группу сильнейших государств. Однако с изменением государственной системы, а отсюда – и общественных отношений и социально-культурной среды несложно заметить, что многое из того, что вчера давало ощутимые результаты в образовании, сегодня «не срабатывает» или работает недостаточно эффективно.
Большинство профессиональных
педагогов стали замечать, что
уровень образования резко
Современное состояние школьного образования в Беларуси можно охарактеризовать как переходное. Мы находимся в поиске той системы, которая обеспечит максимальную пользу. В большинстве своем учителя и управленцы пришли к пониманию того, что необходимо отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача учителя – обучение, т.е. передача знаний по предмету, и перейти к развивающей парадигме. Большая часть профессиональных учителей пытается что-то изменить и переосмыслить в своей работе, но чаще всего это происходит фрагментно и робко: трудно и страшно оторваться от первичных стереотипов, к которым уже так привык. Часто учитель, принимая новое содержание своего предмета, пытается использовать старые, «традиционные» методы и удивляется, почему ничего не получается. Многие проблемы учителей возникают из-за нечеткого понимания, что такое вариативность в образовании. Вариативность – это не множество учебников по предмету, а возможность для учителя или учительского коллектива выбрать образовательную систему, которая определит образовательный алгоритм данного класса и данной школы.
Таким образом, продолжая работать так, как работали раньше, сегодня учитель практически не выполнит главную свою задачу – не подготовит ученика к реальной жизни, поскольку изменился социальный заказ общества и изменилась социокультурная среда.
Актуальность темы заключается в том, сегодня для наших выпускников маловероятно получение бесплатного жилья, не имея специального образования, трудно получить работу, и, даже закончив вуз, молодой человек вряд ли сразу начнет работать по специальности, а чаще после института ему приходиться сразу переучиваться, чтобы заинтересовать работодателей. Предлагая себя на какое-либо рабочее место, начинающий специалист должен показать свои возможности и убедить будущего начальника в своей перспективности.
Нельзя также упускать из вида, что мы сегодня существуем в как никогда агрессивной информационной среде. Нравственные традиции и устои, приверженность которым была столь характерна для белорусов, сегодня подвергается серьезным потрясениям. И даже если добавить, что в виду сложившейся экономической ситуации в стране, большинство людей сегодня не ощущают уверенности в своем материальном положении завтра, то картина все равно не будет полной.
Но все окажется далеко не так трагично, если нам удастся подготовить наших детей к правильному восприятию действительности. Научить их не выживать, а жить достойной жизнью, реализуя свои способности, а они есть абсолютно у всех, но не все их раскрывают. Для этого надо постараться правильно определить социальный запрос общества на Человека…
Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
Понятно, что вырастать за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в развитом правовом обществе, у нас нет.
Таким образом, решая вопрос образования в нашей стране, мы решаем вопрос нравственности индивида, воспитания здравомыслящей ячейки общества, формирования крепкого общества, и как следствие развития человечества в целом.
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, и должен ставить перед собой каждый учитель – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые невозможно выполнить социальный заказ.
Решение данных проблем позволит устранить перегрузку ученика, предотвратит школьные стрессы, а значит улучшит и качество образования. Если часть из этих вопросов не так уж и просто решить, то заняться последним вопросом под силу любому учителю. Ведь если вспомнить любимый предмет, то на вопрос, почему он был любим, получаем ответы:
Но по сути, все это заслуга учителя: он смог разглядеть потенциал ученика, вызвать интерес и сформировать понятие о значимости предмета, а как следствие получаем отличное знание учеником данной области и, возможно, дальнейшая связь с этим предметом.
Вот именно образованию развивающему характер и личностную ориентацию с использованием современных технологий и посвящена данная работа.
Целью данной работы является определить преимущества обобщенных задач, проанализировать возможность их применения в современной школе, а также разработать примеры математических задач развивающего типа.
Задачами является выявление особенностей личностно ориентированного образования, обоснование значимости обобщенных задач, разработка примеров задач обобщенного типа по математике для учащихся 7 класса.
Глава 1. теоретико-методический осмотр
Личностно ориентированнго образования
Сегодня мы на государственном уровне отказались от образовательной репродуктивной парадигмы: «запомни и повтори», а вместе с ней – и от восприятия ученика в качестве пассивного объекта. Любой учитель без запинки объяснит, что для него учащийся – субъект образовательного процесса. Практически не осталось авторов учебников и программ, которые не декларировали бы в качестве главных признаков своих произведений их развивающий характер и личностную направленность, хотя очень часто при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем «традиционку» прикрытую новым ярлыком. То же оказывается и при рассмотрении работы многих учителей: вместо работы над личностным развитием – жесткое авторитарное насыщение знаниями.
Система работы учителей и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.
Дидактические основы личностно ориентированного образования в средней школе берут свое начало в гуманистической психологии К.Роджерса, А.Маслоу, развивающем обучении Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова и находят продолжение в трудах Д.А.Белухина, В.В.Серикова и др.
Личностно ориентированное образование в средней школе имеет целью создание психолого-педагогических и организационно-управленческих условий для личностной самореализации учащихся; формирование у них потребности в самообразовании и саморазвитии; оказания каждому ученику помощи и поддержки в освоении общечеловеческих ценностей и принятии социально-правовых норм общества.
Личностно ориентированное образование школьников строится на следующих принципах.
Результатом реализации данного принципа выступает положительный эмоциональный фон и диалоговая сущность взаимодействия всех участников педагогического процесса, смыслотворчество учащихся, предполагающее творческую интеллектуальную деятельность по созданию нового смысла через представление индивидуальных смыслов и обмен ими. Реализация принципа психотерапевтического взаимодействия создает условия для обмена опытом познавательной деятельности учащихся и рефлексии ими собственных ценностных установок, целей, способов мышления и деятельности; достигнутых результатов; их сравнения с целевыми установками и способами деятельности партнеров, что создает предпосылки для личностного самоопределения. Последнее и выступает одной из задач личностно ориентированного образования.
Информация о работе Обобщенная задача в системе личностно ориенторованного обучения