Образование как общечеловеческая ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:53, реферат

Краткое описание

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленным государством образовательных уровней. Уровень общего и специального образования обуславливается средствами производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Цели образования………………………………………………………...4
Глава 2. Понятие « гуманизм»…………………………………………………….6
Глава 3. Определение человеческих ценностей…………………………8
Глава 4. Историческое воплощение……………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

« Тюменский  государственный университет»

Институт  психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Образование как общечеловеческая ценность

            ( Семестровая контрольная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила

Хангану Анастасия

Группа 29 ПО 124-2

Научный руководитель

Болтунова Любовь Михайловна

 

 

 

 

Тюмень,  2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Цели образования………………………………………………………...4

Глава 2. Понятие  « гуманизм»…………………………………………………….6

Глава 3. Определение  человеческих ценностей…………………………8

Глава 4. Историческое воплощение……………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

  Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленным государством образовательных уровней. Уровень общего и специального образования обуславливается средствами производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цели образования

Образование является одной из основных категорий  педагогики. Конечно, образование изучает  не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – это единственная специальная  наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или  иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование  в единстве всех составляющих его  частей, в связи с этим образование  является основным объектом изучения данной научной дисциплины.

Я рассмотрела несколько работ, затрагивающих цели образования:

Краевский В.В. отмечает, что цели образования  как общественного явления обусловлены  природой общества, в котором оно  осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как  демократического правового государства  с республиканской формой правления  и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению  к каждому человеку.

Цель  заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей  от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное  и физическое развитие.

Б.Т. Лихачев  говорит как  внешней, так и  внутренней направленности целей образования.

Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит  в жизнеобеспечении общества в конкретно  – исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей  культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений  и морально – правовых устоев общества.

Вместе  с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие истине, реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный  ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем.

Ему необходимо овладеть не только методами и способами  постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять  в своем сознании закостеневшие  шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.

Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли,  в поведении – постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального  мира и людьми.

В связи  с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении  прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и  сущностных сил личности.

Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:

главная цель образования – сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;

вторая  цель – развитие личности.

Таким образом, рассмотрев несколько точек  зрения относительно целей образования, мы можем сказать, что все исследователи  отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие «гуманизм»

«Гуманизм – активное человеколюбие, то есть, в первую очередь, исходная вера в  положительные возможности человека: его разума, воли, целей и стремлений, в то, что природой ему даны –  пусть в большей или меньшей  мере – задатки и способности  – потенциалы, требующие лишь благоприятных  условий, чтобы раскрыться на благо  ему самому и окружающим, всему  обществу».

Гуманизм  выступает как бы вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности как гуманность. Она воплощена в способности, принимать других такими, каковы они есть, верить в их добрые намерения, помогать стать лучше.

Гуманизация, то есть «очеловечение» образования была нацелена на усиление тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Образование, построенное на такой основе, называют личностно – ориентированным.

Гуманизацию образования в общем, плане можно охарактеризовать, как построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения: от авторитарного к демократическому.

При этом главное – принцип уважения к  личности воспитанника и учет в содержании образования его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре взятой в аспекте социального опыта. Главной частью и средством гуманизации образования является его гуманитаризация.

Выделяют  два аспекта гуманитаризации: первый можно определить как наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов. Второй аспект – улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода.

В связи  с этим возникает задача гаманизации преподавания негуманитарных предметов. Любой предмет должен формировать творческие способности учащихся, их эмоциональной сферы и ценностных, гуманистических ориентаций.

Результат гуманистической направленности образования  – это, прежде всего, становление  человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному  интеллигентному усилию.

В содержании образования можно выделить несколько  концепций, каждая из которых связана с определённой трактовкой места и функций человека в мире и обществе.

1. Содержание  образования представляет собой  педагогически ориентированные  основы наук, изучаемые в школе.  Но эта концепция не рассматривает  такие качества личности, как  способность к самостоятельному  творчеству, умение реализовывать  свободу выбора и т.п.

2. Содержание  образования включает в себя  совокупность знаний, умений и  навыков, которые должны быть  усвоены учащимися.

3. Концепция  содержания образования, соответствующая  установкам гуманистического мышления.

4. Содержание  образования как педагогически  адаптированный социальный опыт  человечества, изоморфный, то есть  тождественный по структуре человеческой  культуре во всей ее структурной  полноте.

В соответствии с таким пониманием содержание образования  должно включать помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по привычному стандарту, по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностных отношений. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписаться» в социальную систему, но и влиять на нее.

Школьное  образование, во – первых, готовит к жизни, как она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во – вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.

Таким образом, концепция ориентированного педагога на специальную работу по формированию в сознании учащихся системы  общественных ценностей, гуманного  отношения к людям является на данный момент основополагающей в педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Определение  человеческих ценностей

Для того, чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом нужно отметить, что в течение всей жизни человека взгляд, отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.

Ценность – это понятие, с  помощью которого характеризуется  социально – исторический смысл  для общества и личностный смысл  для индивида определенных явлений  действительности. Ценности – это  социально одобряемые и разделяемые  большинством людей представления  о целях, к достижению которых  следует стремиться. Это свойство того или иного общественного  предмета, явления удовлетворять  потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно  для человека, а что вредно, что  является добром, а что злом и  т.д.

Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех  пор, пока субъект не обнаружит для  себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.

Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится  потому, что ему противостоит зло.

А.А.Радугин говорит о том, что  ценностное отношение реализуется  в акте оценки. Ценностная оценка –  это сопоставления наличного  и значимого, полезного и вредного и т.д., то есть для выявления ценностей  необходимо применять определенные критерии, по которым будет проведена  оценка объекта или явления.

Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного  общества, которые это общество выработало в течение своего социально –  исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье и цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность, общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д.

Ценностное отношение  выступает необходимым компонентом  в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые  выражаются в ценностной установке. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно  – исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Историческое воплощение

Понятие «образование» по своему характеру  исторично. Так в XIX веке оно соответствовало  буквальному смыслу термина (нем.Bildung) и означало «формирование» образа (духовного или телесного).

В настоящее  время под образованием понимается процесс и результат усвоения систематических знаний и связанных  с ними способов практической и познавательной деятельности. На основе знаний о законах  развития природы и общества, сферы  материального производства и духовной культуры, формируется определенные взгляды и убеждения, мировоззрение  и нравственно – волевые качества.

Основная  цель образования – воспитать  гармонически развитую личность, это  своего рода педагогический идеал, то к чему педагогика должна стремиться.

На  протяжении всего становления этой науки образование и воспитание служили определенном педагогическим целям, педагогическому идеалу. Остановимся  на более существенных периодах развития педагогики от первобытно – общинного  строя до нашего времени.

Система образования, прежде чем она сложилась  в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь исторического  развития. Во все времена в различных  странах содержание и характер образования  определялись насущными требованиями общественного производства, развитием  экономики, состоянием и потребностями  прогресса – науки, техники, духовной культуры и уровнем развития педагогической науки.

Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность