Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:53, реферат
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленным государством образовательных уровней. Уровень общего и специального образования обуславливается средствами производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Цели образования………………………………………………………...4
Глава 2. Понятие « гуманизм»…………………………………………………….6
Глава 3. Определение человеческих ценностей…………………………8
Глава 4. Историческое воплощение……………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………………11
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
« Тюменский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра общей и социальной педагогики
Образование как общечеловеческая ценность
( Семестровая контрольная)
Работу выполнила
Хангану Анастасия
Группа 29 ПО 124-2
Научный руководитель
Болтунова Любовь Михайловна
Тюмень, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Цели образования…………………………………………………
Глава 2. Понятие
« гуманизм»…………………………………………………
Глава 3. Определение человеческих ценностей…………………………8
Глава 4. Историческое воплощение……………………………………………10
Список литературы…………………………………
Введение
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленным государством образовательных уровней. Уровень общего и специального образования обуславливается средствами производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Глава 1. Цели образования
Образование
является одной из основных категорий
педагогики. Конечно, образование изучает
не только педагогика, существует педагогическая
психология, философия образования,
социология образования. Но педагогика
– это единственная специальная
наука об образовании в ряду наук,
которые могут изучать те или
иные стороны образовательной
Я рассмотрела несколько работ, затрагивающих цели образования:
Краевский
В.В. отмечает, что цели образования
как общественного явления
Цель заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие.
Б.Т. Лихачев говорит как внешней, так и внутренней направленности целей образования.
Внешняя
цель образования как
Вместе с тем в современном меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие истине, реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем.
Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем.
Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении – постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми.
В связи
с этим внутренняя целевая направленность
образования заключается в
Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования:
главная цель образования – сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом;
вторая цель – развитие личности.
Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, мы можем сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности.
Глава 2. Понятие «гуманизм»
«Гуманизм
– активное человеколюбие, то есть,
в первую очередь, исходная вера в
положительные возможности
Гуманизм выступает как бы вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности как гуманность. Она воплощена в способности, принимать других такими, каковы они есть, верить в их добрые намерения, помогать стать лучше.
Гуманизация, то есть «очеловечение» образования была нацелена на усиление тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Образование, построенное на такой основе, называют личностно – ориентированным.
Гуманизацию образования в общем, плане можно охарактеризовать, как построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения: от авторитарного к демократическому.
При этом
главное – принцип уважения к
личности воспитанника и учет в содержании
образования его духовного
Выделяют два аспекта гуманитаризации: первый можно определить как наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов. Второй аспект – улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода.
В связи с этим возникает задача гаманизации преподавания негуманитарных предметов. Любой предмет должен формировать творческие способности учащихся, их эмоциональной сферы и ценностных, гуманистических ориентаций.
Результат гуманистической направленности образования – это, прежде всего, становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллигентному усилию.
В содержании образования можно выделить несколько концепций, каждая из которых связана с определённой трактовкой места и функций человека в мире и обществе.
1. Содержание
образования представляет
2. Содержание образования включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися.
3. Концепция
содержания образования,
4. Содержание
образования как педагогически
адаптированный социальный
В соответствии
с таким пониманием содержание образования
должно включать помимо «готовых» знаний
и опыта осуществления
Школьное образование, во – первых, готовит к жизни, как она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во – вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.
Таким образом, концепция ориентированного педагога на специальную работу по формированию в сознании учащихся системы общественных ценностей, гуманного отношения к людям является на данный момент основополагающей в педагогике.
Глава 3. Определение человеческих ценностей
Для того, чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом нужно отметить, что в течение всей жизни человека взгляд, отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности.
Ценность – это понятие, с помощью которого характеризуется социально – исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.
Ценности формируются в
Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности.
Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло.
А.А.Радугин говорит о том, что ценностное отношение реализуется в акте оценки. Ценностная оценка – это сопоставления наличного и значимого, полезного и вредного и т.д., то есть для выявления ценностей необходимо применять определенные критерии, по которым будет проведена оценка объекта или явления.
Критерием ценностных оценок
являются базовые ценности, входящие
в ценностную систему данного
общества, которые это общество выработало
в течение своего социально –
исторического развития. Это определенные
представления о добре и зле,
счастье и цели и смысле жизни,
провозглашающие непреходящую ценность
жизни, здоровья, личной безопасности;
утверждающие ценность межличностного
общения: честность, бескорыстие, доброжелательность,
общечеловеческого
Ценностное отношение
выступает необходимым
Глава 4. Историческое воплощение
Понятие «образование» по своему характеру исторично. Так в XIX веке оно соответствовало буквальному смыслу термина (нем.Bildung) и означало «формирование» образа (духовного или телесного).
В настоящее
время под образованием понимается
процесс и результат усвоения
систематических знаний и связанных
с ними способов практической и познавательной
деятельности. На основе знаний о законах
развития природы и общества, сферы
материального производства и духовной
культуры, формируется определенные
взгляды и убеждения, мировоззрение
и нравственно – волевые
Основная цель образования – воспитать гармонически развитую личность, это своего рода педагогический идеал, то к чему педагогика должна стремиться.
На протяжении всего становления этой науки образование и воспитание служили определенном педагогическим целям, педагогическому идеалу. Остановимся на более существенных периодах развития педагогики от первобытно – общинного строя до нашего времени.
Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь исторического развития. Во все времена в различных странах содержание и характер образования определялись насущными требованиями общественного производства, развитием экономики, состоянием и потребностями прогресса – науки, техники, духовной культуры и уровнем развития педагогической науки.
Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность